We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Master 2020/2021

Investigative Journalism Toolkit

Type: Elective course (International News Production)
Area of studies: Media Communications
Delivered by: Institute of Media
When: 2 year, 3 module
Mode of studies: offline
Instructors: Елагина Александрина Вячеславовна, Oleg Dmitriev
Master’s programme: International News Production
Language: English
ECTS credits: 5
Contact hours: 32

Course Syllabus

Abstract

Курс предназначен для того, чтобы снабдить практикующего или начинающего журналиста концепциями, инструментами и ресурсами журналистских расследований. Программа направлена на повышение эффективности рабочего процесса журналистских исследований, помогая оптимизировать методы расследования и инструменты обучения, которые могут автоматизировать и упростить сложные задачи. Мы вводим классические и новейшие методы с подробными примерами из практики и реальными исследованиями, обеспечивающими практическое обучение.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Понимание, что такое современная расследовательская журналистика.
  • Овладение основными методами расследовательской журналистики.
  • Подготовка расследования в рамках учебного курса.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Понимать, как устроены основные базы данных в России, как искать информацию.
  • Понимать, как устроены основные базы данных в США и Европе, как искать информацию.
  • Понимать, как устроена коррупция на международном уровне.
  • Антропологический подход, системное описание явления.
  • Презентовать собственную концепцию расследования.
  • Понимает разницу между российской практикой раследований и зарубежной (Европа и США).
  • Понимает основные категории коррупционных преступлений, знает как найти информацию и сформулировать гипотезу.
  • Понимает, из чего состоит качественный профайл.
  • Уметь сформулировать гипотезу для журналистского рассследования-исследования.
Course Contents

Course Contents

  • Введение в расследовательскую журналистику.
    Что такое расследования? Отличие российской и зарубежной практик расследований. Основные форматы расследований. Для кого мы пишем расследования? Ценностное обоснование расследования.
  • Логика антикоррупционных расследований.
    Расследование – это нарушение законодательства? Какие законы чаще всего нарушают? Что не является нарушением законов? Российские и зарубежные законы, касающиеся журналистских расследований. Структура расследований: от гипотезы до оформления доказательств.
  • Профайлы. Как написать хороший некролог.
    Что такое жанр «профайл»? Из каких компонентов состоит структура жанра профайл? Старый добрый некролог – в чем схожесть логики некролога и профайла?
  • Расследование-исследование, или почему data может быть одним из доказательств, а не основой текста.
    Расследования, построенные на данных – в чем проблема для читателя? Почему чистая «дата» в нашей стране не работает. Как сделать дата-анализ одним из аргументов?
  • Российские базы данных.
    Алгоритмы работы с Росреестром, Госзакупками, Госзатратами, Судактом, Законопроектами (Госдума), базами частных компаний.
  • Зарубежные базы данных.
    Базы данных в Европе и в США. Алгоритм поиска персоналий в США. Алгоритм поиска информации с базах данных Великобритании. С какими европейскими базами возникнет проблема?
  • Международные коррупционные дела. Отмывание денег.
    Основные международные коррупционные кейсы – OCCRP, Тройка ландромат, дело Danske Bank. Золотые визы. Офшоры - это хорошо или плохо?
  • Расследования о роскошном образе жизни – что вместо?
    Почему формат «опишем роскошный образ жизни» (даже в стыковке с законодательством) в нашей стране не работает. Что вместо? Логика положения, антропологический подход
  • Персональный проект – брейншторм и защита.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Посещение занятий
  • non-blocking Выполнение текущих заданий
  • non-blocking Групповой проект по собственной концепции расследования
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (3 module)
    0.5 * Выполнение текущих заданий + 0.4 * Групповой проект по собственной концепции расследования + 0.1 * Посещение занятий
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Leigh, D. (2019). Investigative Journalism : A Survival Guide. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2247439

Recommended Additional Bibliography

  • Bradshaw, P., & Burgh, H. de. (2008). Investigative Journalism (Vol. 2nd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=227418