We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Postgraduate course 2021/2022

Sociology of Education

Type: Elective course
Area of studies: Education and Pedagogical Studies
When: 2 year, 1 semester
Mode of studies: offline
Instructors: Dmitry Kurakin
Language: English
ECTS credits: 4
Contact hours: 28

Course Syllabus

Abstract

Курс посвящен обсуждению ключевых текстов по социологии образования и тематически выстроен вокруг следующих содержательных блоков: (1) образование как объект изучения и рефлексии в социологии и социальной психологии, (2) образование и неравенство, (3) образование, системы организационного контроля и менеджерализм, (4) образование в контексте культуры и идеологии. В ходе курса аспиранты знакомятся с работами ключевых теоретиков по рассмотренным темам: Дж. Дьюи, К. Манхейма, Б. Бернстайна, И. Илича, П. Фрейре, Т. Веблена, Р. Коллинза, П. Бурдье, Дж. Коулмана, Т. Парсонса, М. Фуко, З. Баумана и др. Ключевыми задачами курса являются: (1) повышение у обучающихся уровня общесоциологических знаний в контексте изучения образования; (2) обсуждение потенциала социологического теоретизирования и соответствующих объяснительных моделей для понимания ситуации и процессов в образовательных системах; (3) обсуждение возможностей и ограничений применения теоретического аппарата социальной теории для планирования исследований и анализа их результатов; (4) расширение научного кругозора аспирантов по сюжетам классической и современной социологической теории в контексте исследований образования. В ходе курса аспиранты обсуждают возможности использования теоретического аппарата социологии на примере собственных исследовательских вопросов и тем диссертаций. Кроме того, на семинарских занятиях будут обсуждаться возможности применения социологической теории к актуальным политическим дискуссиям и вопросам в сфере образования. Курс носит текстоцентрический характер и предполагает большой объем самостоятельной работы, связанной с прочтением рекомендованной литературы.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Обсудить ключевые теоретические идеи и концепции социологии, связанные с проблематикой образования
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Аргументирует выбор теоретической рамки исследования с использованием ресурсов социологии образования
  • Воспроизводит ключевые положения основных текстов по социологии образования
  • Иллюстрирует возможности применения социологической теории к актуальным проблемам образовательных систем
  • Различает ключевые подходы к изучению образования в социологической теории
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. Образование как объект рефлексии и изучения социологии и социальной психологии
  • Тема 2. Образование и неравенство
  • Тема 3. Образование, системы организационного контроля и менеджериализм
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Активность на занятиях
  • non-blocking Развернутая рецензия на современную статью по образовательной тематике
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 1st semester
    0.6 * Развернутая рецензия на современную статью по образовательной тематике + 0.4 * Активность на занятиях
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Bernstein, B. B. (1975). Class Codes and Control. London: Taylor & Francis Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=102521
  • Bottero, W. (2005). Stratification : Social Division and Inequality. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116686
  • Collins, R. (2019). The Credential Society : An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2087960
  • Durkheim, E., & Pocock, D. F. (2010). Sociology and Philosophy (Routledge Revivals). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=289936
  • Duru-Bellat, M., Lamb, S., & Teese, R. (2007). International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=206544
  • Freire, P. (2000). Pedagogy of the Oppressed : 30th Anniversary Edition (Vol. Thirtieth anniversary edition). New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=815358
  • John Dewey. (2018). The Influence of Darwinism on Philosophy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C5CB9B6
  • P. F. Lazarsfeld. (1963). Coleman James S., The adolescent society. The social life of the teenager and its impact on education. Revue Française de Sociologie, (3), 330. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rfsoc.0035.2969.1963.num.4.3.6181
  • Parsons, T. (1951). The social system / Talcott Parsons. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.182A0F57

Recommended Additional Bibliography

  • Freire, P. C. C. (2012). The Pulsar Population in Globular Clusters and in the Galaxy. https://doi.org/10.1017/S1743921312023770
  • Goffman, E. (2017). Interaction Ritual : Essays in Face-to-Face Behavior. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1564102
  • John Dewey, & Shane Mueller. (2019). Individual Differences in Sensitivity to Visuomotor Discrepancies. Frontiers in Psychology. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00144
  • Mascaretti, G., & Foucault, M. (2018). The Analytic Philosophy of Politics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D3B8335A
  • Pierre Bourdieu. (2013). Homo Academicus. Posłowie – Dwadzieścia lat później. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.615C1303

Authors

  • KOBZAR ELENA NIKOLAEVNA
  • Завгородняя Ольга Ивановна