We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
2022/2023

Development of Soft-competence: Multilingual, Intercultural and Creative. Theory and Practice

Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Type: Mago-Lego
Delivered by: School of Psychology
When: 3, 4 module
Open to: students of all HSE University campuses
Language: English
ECTS credits: 6
Contact hours: 50

Course Syllabus

Abstract

Предлагаемый курс знакомит студентов с теоретическими предпосылками формирования языковых, межкультурных и креативных софт-компетенций на основе глубокого анализа фундаментальных научных исследований в соответствующих областях. В рамках курса обучающиеся получают ответы на вопросы, почему формирование данных компетенций является значимым фактором успешности как в профессиональной деятельности, так и в контексте саморазвития личности; какие психологические инструменты можно применять для актуализации языковых навыков, развития творческого потенциала и межкультурной компетенции в процессе решения учебно-познавательных и профессиональных задач. Языковые софт-компетенции связаны с развитием гибкости мышления, активизации коммуникативных умений и способности быстро и точно формулировать речевое высказывание на любом языке. Актуализация творческого потенциала студентов позволяет развивать их креативные способности, которые формируются на основе обычных когнитивных процессов и могут применяться для решения повседневных проблем. Развитие межкультурной компетенции позволяет человеку продуктивно использовать культурные условия и факторы, которые влияют на восприятие, оценку, чувства и поступки субъектов межкультурного взаимодействия, что делает индивида открытым новому опыту и способным решать конфликты между представителями разных культур. Также в ходе курса будет раскрыто понимание системной адаптации как универсальной компетенции, объединяющей навыки 4К (креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация) и компетенции познания, взаимодействия с другими и с самим собой; будут обозначены пути ее формирования через развитие языковых способностей, межкультурной составляющей и активизацию творческого потенциала. Содержание курса включает разработки и данные эмпирических исследований, реализованных в Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций Департамента психологии Факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Данный курс предполагает сочетание лекций и практических занятий в формате онлайн тренинга с широким применением интерактивных технологий смешанного обучения. Итогом освоения дисциплины и формой контроля является подготовка студентами эссе по теоретическим аспектам изучаемой тематики и защита проектными группами практико-ориентированных презентаций по программе развития соответствующих софт-компетенций по каждому блоку практических занятий.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Формирование умения определять и характеризовать феномены полилингвальности, креативности и мультикультурализма.
  • Формирование способности объяснять механизм системной адаптации личности в современном мире, классифицировать разные подходы к пониманию софт-компетенций и адаптации.
  • Развитие умения актуализировать креативность учащихся и коллег.
  • Формирование умения развивать и поддерживать межкультурную компетенцию.
  • Развитие навыков стимулирования изучения иностранного языка учащимися и коллегами с опорой на многоязычное общение.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Анализирует, сравнивает и оценивает разработки программ по развитию софт-компетенций учащихся и коллег.
  • Описывает и различает методологические аспекты актуализации творческого потенциала, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
  • Различает методы и приемы развития гибких компетентностей учащегося или сотрудника.
  • Формулирует и объясняет суть механизма системной адаптации личности в современном мире.
  • Описывает и различает методологические аспекты актуализации творческого потенциала
  • Описывает и различает методологические аспекты развития межкультурной компетенции, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
  • Описывает и различает методологические аспекты развития языковых способностей, что служит основой для формирования системной адаптации личности в современном мире.
  • Определяет феномен креативности и классифицирует подходы к ее пониманию.
  • Определяет феномен полилингвальности и мультикультурализма, классифицирует подходы к их пониманию
  • Определяет феномены полилингвальности, креативности и мультикультурализма и классифицирует подходы к пониманию данных феноменов.
  • Разрабатывает методологический аппарат развития креативности
  • Разрабатывает методологический аппарат стимулирования изучения иностранного языка с опорой на многоязычное общение.
  • Разрабатывает методологический аппарат формирования межкультурной компетенции
Course Contents

Course Contents

  • Введение в вопрос развития языковых, межкультурных и креативных софт-компетенций
  • Феномен полилингвальности в сравнении с би/мультилингвальным подходом. Понятие межкультурной компетенции
  • Парадокс креативности
  • Системная адаптация в современном мире как универсальная софт-компетенция
  • Роль языковых способностей, межкультурной компетенции и творческого потенциала в формировании механизма системной адаптации личности
  • Развитие креативности учащихся и коллег
  • Формирование межкультурной компетенции
  • Стимулирование изучения иностранного языка с опорой на многоязычное общение
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Эссе
    Эссе содержит 3 вопроса: системная адаптация, креативность, полилингвизм. Оценка за эссе считается по формуле: 10=(3.33*(0,5 + 0,3 +0,2))+(3,33*(0,5 + 0,3 +0,2)) + (3,33*(0,5 + 0,3 +0,2))
  • non-blocking Презентации по каждому блоку семинарских занятий
    Оценка за каждую презентацию считается по формуле: 10 = 3+4+3 В оценивании используется принцип Peer-assessment 0,5*преподаватель + 0,3*студенты-слушатели + 0,2*студенты-коллеги из проектной группы Оценка за все презентации: 10 = ((3+4+3) + (3+4+3) + (3+4+3))/3
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.7 * Презентации по каждому блоку семинарских занятий + 0.3 * Эссе
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Kharkhurin, A. V. (2012). Multilingualism and Creativity. Bristol, UK: Multilingual Matters.
  • Tej K. Bhatia, & William C. Ritchie. (2012). The Handbook of Bilingualism and Multilingualism: Vol. Second edition. Wiley-Blackwell.
  • The Cambridge handbook of creativity, , 2010
  • The international handbook of creativity, , 2006
  • The Routledge handbook of multilingualism, , 2015
  • Психологическая адаптация : механизмы и стратегии, Налчаджян, А. А., 2010
  • Социально - психологическая адаптация личности в изменяющемся обществе : сб. науч. тр., , 2011

Recommended Additional Bibliography

  • Adaptation in contemporary culture : textual infidelities, , 2009
  • Creativity and education. Vol.1: Definitions of creativity for education, , 2017
  • Creativity and education. Vol.2: Teachers & teaching and enhancement, , 2017
  • Creativity and education. Vol.4: Special populations, including the gifted, and student characteristics, culture & settings, , 2017
  • Creativity in the classroom : schools of curious delight, , 2018
  • Immigrant adaptation in multi-ethnic societies : Canada, Taiwan, and the United States, , 2016
  • Intercultural transitions in higher education : international student adjustment and adaptation, Schartner, A., 2020
  • Interpersonal adaptation : dyadic interaction patterns, Burgoon, J. K., 2006
  • Nurturing creativity in the classroom, Beghetto, R. A., 2017
  • Поисковая активность и адаптация, Ротенберг, В. С., 1984
  • Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла : учеб. пособие, Волынская, Л. Б., 2012

Authors

  • KASHIRSKAYA EKATERINA VLADIMIROVNA
  • KHARKHURIN ANATOLIY VLADIMIROVICH
  • KONCHA VALERIYA -