• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
2024/2025

The Russian City in the Modern Period: Social Structures, Reforms, and the State (1699-1917)

Type: Optional course (faculty)
Delivered by: School of History
When: 4 module
Open to: students of all HSE University campuses
Language: English
ECTS credits: 3
Contact hours: 36

Course Syllabus

Abstract

The course focuses on the social history of the Russian town in the 18th – 19th cc. The central object of the study are social structures of the Russian town: the people of the town, their institutes and traditions of self-government, the relations between the urban society and the state – a part of the global problem of the correlation between the state and society – an especially important problem for the period in question, the eve of the Modernity – the epoch commonly described as Sattelzeit (1750-1850). The subject are the reforms of the Russian Imperial town between 1700 and 1917. The central question is how the complex process of reforming the Russian town in various historical epochs (together known as the Modern Period) involved the interests of the state and its institutes, on the one hand, and the people, their traditions, and local specifics, on the other hand. Reforms were a complex process: the course examines all stages of urban reforms in their social dimension, focusing on social structures, urban traditions, and local specifics. The course portrays each reform as a new stage, new attempt of the state, society, and local elites to construct a more effective practice. Курс посвящен социальной истории русского города преимущественно XVIII – XIX веков. Центральным объектом исследования являются социальные структуры: общины, семьи различных групп, их институты и традиции самоуправления, отношения между городским обществом и представителями государства. Это аспект, социальное и политическое городское устройство города – важная часть глобальной проблемы соотношения государства и общества, изучение которой крайне важно для понимания становления «современного» общества в России в 18 - начале 20 вв. Период, о котором идет речь в курсе, 18 и 19 век – сложная переходная эпоха, особенно конец 18 - 19 вв. (Sattelzeit в терминологии Р. Козеллека). Большое внимание в курсе будет уделено реформам русского имперского города в период приблизительно с 1700 по 1917 гг. Центральный вопрос заключается в том, каким образом сложный процесс реформирования российского города в различные исторические эпохи и правления коррелировал с изменениями в природе государства и его институтов, а новые и старые структуры города и попытки их реформирования отвечали реалиям и требованиям времени (M. Раев) – социально-экономическим, политическим и культурным. Будет уделено большое внимание и самим городам - людям, их традициям, повседневности, а также местной, региональной и локальной специфике. Реформы были сложным процессом: курс рассматривает все этапы городских реформ в их социальном измерении, уделяя особое внимание социальным и политическим структурам, демографии, мобильности, повседневной жизни, городским традициям и местной специфике. В рамках курса каждая реформа рассматривается как новый этап, новая попытка властей, общества и местных элит создать более эффективные и отвечающие новым потребностям практики. Часто реформы интерпретировались как односторонний процесс, который затрагивал интересы только государства и его правящих групп. Но на самом деле многоплановые реформы среды (milieu) русского города всегда представляли собой сложную взаимосвязь интересов всех сторон: государства (модернизация, фискальная политика, безопасность; западный опыт и идеи - Просвещения и т.д.), интересов населения и местных городских элит. Социальная история городских реформ в императорской России показывает, что все стороны были взаимозависимы, их интересы могли совпадать, хотя бы частично, а могли и вступать в противоречие (что могло даже порождать недовольство и социальные всплески). Курс подчеркивает самобытную российскую специфику, разницу между социальной структурой малых и крупных городов, между центром и периферией, а также пограничьем (Запад, Северо-Запад, Север, Восток, Юг). Курс предусматривает как общероссийскую, так и региональную и местную перспективы, предлагая широкий спектр местных кейсов и общие дискуссии и статистику. Особый акцент делается на расхождении правовой теории и местной практики. Курс отличается междисциплинарным подходом, предлагая более широкие исторические, социологические и антропологические перспективы, а также предполагает широкое использование сравнительной исследовательской оптики, рассматривая социальные и политически структуры, быт и культуру, сам процесс реформирования российского города в глобальной перспективе - в контексте городских реформами в других странах, прежде всего в Западной и Центральной Европе (Австрия, Пруссия, Франция, Великобритания, страны Северной Европы).