Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ и институты РАН создают модель воспроизводства научных кадров

Виталий Котов, декан факультета химии ВШЭ

12 февраля в Минобрнауки состоялось подписание договоров о сотрудничестве в научно-образовательной сфере между НИУ ВШЭ и пятью институтами РАН. Они будут способствовать развитию в Вышке новых факультетов — химии, а также биологии и биотехнологии.

Подписание соглашений прошло в рамках круглого стола по вопросам сетевого сотрудничества вузов и РАН, на котором собрались министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководители и ведущие исследователи ряда институтов Российской академии наук, деканы новых факультетов Вышки.

Ведущие университеты России имеют большой опыт взаимодействия с академическими институтами. Но форма такого взаимодействия, по словам Ярослава Кузьминова, обычно выглядит так: в вузах создаются базовые кафедры, ученые РАН приглашаются преподавать в качестве совместителей и, по сути, находятся в положении гостей университета, которым нужно приспосабливаться к сложившемуся там до них образовательному процессу. Серьезно повлиять на него, а тем более самостоятельно его организовать, ученые не могут. Между тем, как подчеркнул ректор ВШЭ, «важно, чтобы образовательная повестка формировалась с учетом последних результатов исследований».

Именно поэтому Вышка выбрала принципиально иную модель взаимодействия с институтами РАН: не образование «приглашает» науку, а наука строит образование «под себя». Такой подход вообще характерен для разных факультетов ВШЭ, в том числе факультета математики, который уже входит в топ-100 международных рейтингов, и факультета физики. «Два года назад шесть ведущих физических институтов РАН собрались, чтобы создать в Вышке факультет физики, сформировали ученый совет, сами выбрали декана, сами формируют образовательную программу, сами ею управляют», — отметил Ярослав Кузьминов. Похожим образом будут управлять своими факультетами в Вышке химики и биологи РАН.

Соглашения о сотрудничестве, которые позволят развивать факультет химии и факультет биологии и биотехнологии, ВШЭ подписала с Институтом органической химии им. Н.Д. Зелинского, Институтом элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова, Институтом общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова, Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева, Институтом биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН.

Прием на новые факультеты будет относительно небольшим (30-50 человек). Это тоже осознанное решение: оно даст возможность студентам уже с первого курса работать с ведущими учеными, что очень важно для поддержания у молодых физиков, химиков, биологов интереса к исследованиям и академической карьере. «Перед научным сообществом в России стоит задача обеспечения собственного воспроизводства, подготовки нового поколения исследователей. Модель, реализуемая в ВШЭ, нацелена на выполнение этой задачи», — отметил Ярослав Кузьминов.

На это же рассчитывает и директор Института органической химии им. Зелинского, академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН Михаил Егоров: «Химический факультет ВШЭ позволит нам получить дополнительное количество столь необходимой российской науке молодежи».

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Института органической химии им. Зелинского, академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН Михаил Егоров
Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Института органической химии им. Зелинского, академик-секретарь Отделения химии и наук о материалах РАН Михаил Егоров
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики

«То есть вы уже на старте будете “вести” студента и гарантировать ему, при успешном освоении образовательной программы и желании заниматься исследованиями, возможность трудоустройства в академическом институте, — заметил министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. — Хочется пожелать вам успехов в практическом плане, чтобы у нас действительно и образование было ориентировано на исследования, и наука получала заинтересованных и мотивированных людей».

По словам заведующего Лабораторией ионики функциональных материалов Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова РАН и руководителя образовательной программы «Химия» Андрея Ярославцева, у института уже есть определенный опыт взаимодействия со студентами, точнее выпускниками Вышки. «Когда мы взаимодействуем с различными промышленными компаниями, которые занимаются наукоемким производством, примерно в половине случаев мы имеем дело с выпускниками ВШЭ, — рассказал он. — На мой взгляд, это как раз то, чего РАН сейчас не хватает — способности доводить результаты исследований до их практического внедрения. Попробуем добиться такой отдачи на новом факультете химии в ВШЭ».

«Производственный» фактор отметил и декан факультета биологии и биотехнологии ВШЭ Александр Тоневицкий. «Пока в создании факультета участвует один институт РАН — Институт биоорганической химии, — но очень важно, что у нас есть доступ к своему опытному биотехнологическому производству, и студенты будут иметь возможность участвовать в нем».

А декан факультета химии ВШЭ Виталий Котов, говоря о преимуществах нового факультета, выделил в том числе его расположение: он разместится на улице Вавилова, в шаговой доступности от всех четырех институтов РАН, которые его создают. «В результате и наши преподаватели не будут терять время в пути, и студенты будут иметь больше времени для того, чтобы проводить его в институтах Академии наук».

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.