• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Приятно думать, что найденные решения в перспективе могут помогать людям»

Университет Иннополис

Университет Иннополис
Фото: media.innopolis.university

В Университете Иннополис подвели итоги международного отраслевого онлайн-хакатона Global Al Challenge. В нем соревновались команды разработчиков в области создания новых материалов с применением искусственного интеллекта. Третье место заняла команда DrugANNs, в числе участников которой — студенты факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.

За победу в онлайн-конкурсе боролись 90 команд из 15 стран, а общий призовой фонд составил 1 миллион рублей. Задача заключалась в предсказании активности разных молекул против определенного белка вируса COVID-19. Команды должны были оценить, является ли молекула активной против белка, построить модель, которая умеет предсказывать такую активность, и сделать предсказания для тестового набора данных.

Герман Магай

«По описанию задача показалась нам интересной, — отмечает Герман Магай, аспирант ФКН ВШЭ по профилю «Теоретические основы информатики», участник команды DrugANNs. — И мы решили собрать команду. В течение двух недель старались регулярно созваниваться и делиться прогрессом друг с другом, распределяли задачи. Помогло занять призовое место то, что каждый в команде внес свой вклад, каждый был специалистом в своей области, и в сумме наши усилия дали хороший результат».

Максим Бекетов

Максим Бекетов, аспирант 2-го года кафедры высшей математики ВШЭ, — о задаче: «Данных по такой активности, реально полученных в лаборатории или же методами вычислительной химии, не так много. К тому же у одной молекулы, если она большая, есть, скажем так, экспоненциально много конфигураций ее составных частей в пространстве. Какие-то из них могут оказаться активными против белка, а какие-то — нет. Пространственная структура тут очень важна: белок дан в виде определенного кода, по которому можно понять ее 3D-модель, и у этой 3D-модели может оказаться несколько точек, куда молекула может "прилепиться" — и подействовать — или не "прилепиться"».

По мнению Максима, применение машинного обучения в биологических или медицинских задачах мотивирует к участию в подобных соревнованиях: «Приятно думать, что найденные решения в перспективе могут помогать людям. Но не меньше привлекает и то, что сейчас в этой области появляются методы, за которыми стоит красивая математика — эквивариантные графовые нейросети, нейросети на симплициальных комплексах как обобщениях графов и тому подобное».

Дмитрий Киселев

С Максимом согласен Дмитрий Киселев, аспирант образовательной программы «Компьютерные и информационные науки», 3-й курс, участник команды DrugANNs, который отметил, что применение графовых нейронных сетей  (GNN) является актуальным и быстро развивающимся направлением. «Последнее время GNN активно используют для решения задач в естественных науках, — говорит Дмитрий. — В частности, в химии для предсказания свойств молекул, их моделирования и т.д. Я давно хотел попробовать себя в этой области. Открытия в ней могут стать важными для всего общества, принести пользу». По его словам, задача предсказания активности молекул вполне известная, аналогичные соревнования проходят регулярно. «Я попробовал кучу репозиториев, модернизировал разные идеи, попытался совместить разные подходы, но хорошего качества добиться не удалось. В какой-то момент я даже расстроился и решил, что нужно глубже копать, — объясняет он. — Однако позже наши коллеги, химик и биоинформатик, помогли правильно предобработать данные, и все заработало».

Над задачей также активно работали участники команды из других университетов — химик, биоинформатик, специалисты по машинному обучению, в частности графовым нейросетям. Это позволило DrugANNs найти нужное решение и занять призовое место. «После завершения хакатона мы продолжаем общаться, — говорит Максим. — В том числе и по теме задачи хакатона: она всем нам интересна, мы хотели бы и далее в ней развиваться, участвовать в подобных хакатонах или пробовать силы в иных форматах».

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами

1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором —  разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.