Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мозг обрабатывает одновременно грамматический род и пол говорящего

Мозг обрабатывает одновременно грамматический род и пол говорящего

© iStock

Международный коллектив ученых из России, Англии, Испании и Дании, включая исследователей Института когнитивных нейронаук ВШЭ, провел эксперимент и доказал, что человек может одновременно определить грамматический признак рода глагола и пол того, кто говорит. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Во время разговора, прослушивания радио, просмотра телевизора человек получает и обрабатывает языковую информацию. Она включает в себя лингвистические и экстралингвистические показатели. К первым относятся семантика, синтаксис, морфология и фонология, ко вторым — пол, возраст, статус, настроение говорящего. Сочетание этих показателей обеспечивает успех коммуникации.

Человеческий мозг уже на ранних стадиях обработки языковой информации неосознанно понимает, верна ли грамматическая конструкция. То есть мозг почти сразу понимает, что «он купил» — это грамматически корректная фраза, а «она купил» — нет. Экстралингвистические показатели, например пол говорящего, также обрабатываются на ранних стадиях речевого анализа. Однако до недавнего времени было неясно, что человек определяет раньше — род глагола или пол говорящего.

Для ответа на этот вопрос ученые провели эксперимент. В нем приняли участие 37 человек в возрасте от 19 до 32 лет, из них 17 мужчин и 20 женщин. Все они были носителями русского языка. Русский язык был выбран для эксперимента по следующим причинам. Во-первых, слова в нем изменяются по роду — выбранному для исследования признаку. Во-вторых, экстралингвистические показатели выражаются грамматически. В прошедшем времени глаголы могут иметь мужской, женский и средний род. Поэтому у авторов статьи была возможность одновременно исследовать временную динамику обработки лингвистической и экстралингвистической информации.

В ходе эксперимента участники смотрели фильм «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (реж. Ник Парк и Стив Бокс, 2005) в беззвучном режиме. Одновременно с этим в наушниках они слышали предложения вида «я купил — я купила», произнесенные двумя голосами — мужским и женским. Предложения были составлены с 10 глаголами и повторялись 20 раз псевдослучайным образом. Участников попросили не обращать внимания на слуховые раздражители, а сконцентрироваться на просмотре фильма. В течение всего эксперимента с помощью ЭЭГ регистрировалась электрическая активность мозга.

После просмотра фильма участники выполняли задание на распознавание слов. Оно должно было продемонстрировать, насколько они соблюдали инструкции и сосредотачивались на сюжете фильма. После просмотра испытуемые должны были прочитать 10 экспериментальных форм глаголов и 20 филлеров (экспериментальных глаголов в другой форме и глаголов, не использовавшихся в эксперименте) и сообщить, появлялись ли эти слова в эксперименте.

Запись электрической активности мозга (данные ЭЭГ) показала, что оба выбранных показателя — грамматический показатель рода и пол  говорящего — обрабатывались людьми одновременно, автоматически и на ранней стадии прослушивания предложений.

Мария Алексеева

«В своем исследовании мы соединяем разные дисциплины: лингвистику, психологию, когнитивные и нейронауки. Выводы, сделанные в данной статье, не только помогут составить более полную картину языковой обработки, а также устройства языка в целом, но и упростят межличностную коммуникацию», — отмечает автор исследования, младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Мария Алексеева.

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.