«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD
В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.
К участникам церемонии обратился научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Он подчеркнул, что люди, занимающиеся разработкой программного обеспечения, очень рано приходят в профессию и начинают выдавать результат. Это видно и по факультету компьютерных наук Вышки, где многие студенты работают и хорошо зарабатывают, и по «Тинькофф», Яндексу, Сберу и другим компаниям, с которыми сотрудничает университет.
«Сomputer Science и цифровой мир — дело очень молодых людей. И мы уже привыкли к тому, что молодые преподаватели ФКН даже не особо увлекаются написанием статей, не говоря о монографиях. В этом мире научные заслуги измеряются докладами, которые взяли на конференции высокого уровня, потому что все здесь происходит очень быстро», — считает научный руководитель НИУ ВШЭ.
По его мнению, инициатива проведения олимпиады PROD, с которой выступил «Тинькофф», — еще больший шаг вперед, потому что создание продукта – это больше, чем программирование. «Это программирование плюс реальная жизнь, работа в команде, оценка рынка, взаимодействие со службами, которые будут продвигать твой продукт. Это представление о том, что его должны видеть, с ним должны работать и он должен понравиться», — пояснил Ярослав Кузьминов.
Пожелание финалистам от научного руководителя НИУ ВШЭ — не только поступить в Вышку, Центральный университет или другие ведущие вузы, не только самореализоваться в командной работе, но и не забывать, что наряду с быстрым успехом есть еще юность, молодость и студенческая жизнь. «Оглядывайтесь по сторонам и получайте от этого удовольствие», — заключил он.
Олимпиада состояла из двух отборочных этапов и одного заключительного, который, в свою очередь, был разделен на два тура — индивидуальный (онлайн) и командный (очный). В индивидуальном туре задания выполнялись по трекам — «бэкенд», «фронтенд» и «мобильная разработка», а в командном туре представители разных треков объединялись по 3–5 человек для разработки full-stack-приложений.
Выполняя задания, школьники общались с менторами — практикующими разработчиками из «Тинькофф» и студентами ФКН, которые их консультировали по написанию кода, а также с «продактами», которые помогали понять задачу от заказчика и учесть функциональные нюансы проекта. В состав жюри PROD вошли ведущие разработчики «Тинькофф», преподаватели НИУ ВШЭ и Центрального университета. В организации и проведении очного этапа олимпиады также принял участие Клуб хакатонщиов ФКН под руководством Александра Поповкина. Менторы и эксперты клуба оказывали менторскую поддержку участникам олимпиады.
На церемонии награждения были отмечены участники олимпиады, которые продемонстрировали лучшие результаты в индивидуальном туре по выбранному треку. Как сказал приглашенный преподаватель базовой кафедры «Тинькофф» ФКН НИУ ВШЭ Михаил Кузнецов, отвечавший за трек «мобильная разработка», к школьникам предъявлялись такие же требования, как в «Тинькофф», а качество предложенных решений было на уровне дипломных работ.
Также были отмечены лидеры по итогам командного тура. Академический руководитель образовательной программы «Дизайн и разработка информационных продуктов», преподаватель базовой кафедры «Тинькофф» Денис Син подчеркнул, что в реальной жизни даже сильный разработчик в одиночку не сможет создать крутое приложение, поэтому необходима командная работа. Участники олимпиады, по его оценке, в такой работе преуспели, смогли сплотиться, и он как сотрудник «Тинькофф» удивлялся, что это удается школьникам.
Чтобы стать дипломантом, нужно было проявить себя и в индивидуальном, и в командном туре.
Имена призеров третьей степени назвали вице-президент, директор по информационным технологиям «Тинькофф» Вячеслав Цыганов и проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
«Когда я смотрю на вас, то не понимаю, где школьники, а где мои сотрудники-айтишники, — обратился к финалистам Вячеслав Цыганов. — Около 30 процентов работников нашей компании — junior-специалисты, которые пришли сразу после института или еще учатся». По его мнению, именно молодые ребята лучше других создают инновации — у них нет привычных рамок и стандартов, навязанных IT-директором.
Вячеслав Цыганов считает, что понятие prod в IT-компаниях приводит в трепет, оно шире, чем просто программирование, требует навыков взаимодействия и чувства локтя, и фокус prod удалось привнести в олимпиаду. Кроме того, ее участники смогли заглянуть в будущее — узнать, с чем будет связана их профессиональная жизнь.
Сергей Рощин в своем приветствии также сделал акцент на командной составляющей олимпиады PROD. «И университет, и работа — это всегда коллективное взаимодействие. Мы все развиваемся через коллаборации. Невозможно продвинуться вперед в инновациях, особенно в IT, если не объединять усилия тех, кто владеет инструментом и понимает предмет, кто имеет фундаментальные знания и умеет решать прикладные задачи», — пояснил он.
Проректор Вышки предположил, что все достижения участников олимпиады через некоторое время обнулятся, «ведь IT-сфера во взаимодействии с реальными социальными процессами развивается очень быстро, и того, что вы сейчас умеете, будет явно недостаточно». Поэтому он пожелал дипломантам поступать в университеты, развиваться и осваивать новое.
Награды призерам второй степени вручили председатель правления «Тинькофф» Станислав Близнюк и декан ФКН НИУ ВШЭ Иван Аржанцев.
Как сказал Станислав Близнюк, сегодня недостаточно быть сильным академически, то есть знать математику и программирование. Важно прокачивать другие скилы — любознательность, готовность отвечать на вызовы, умение работать в команде, расставлять приоритеты и представлять результаты. Все эти качества, по его мнению, характерны для участников олимпиады.
Он также подчеркнул, что задачи на олимпиаде были не про сферического коня в вакууме, а близкими к бизнесу и продукту. «Круто, когда ты притрагиваешься к реальным задачам, когда твоими решениями могут пользоваться миллионы и при этом ты имеешь возможность заниматься любимым делом и гордиться продуктом, который создаешь», — заключил Станислав Близнюк.
В свою очередь Иван Аржанцев напомнил, что ФКН на днях отметил 10-летие со дня основания, что сейчас на факультете проходит фестиваль «Дни компьютерных наук» и что недавно так же ярко, весело и интересно были подведены итоги олимпиады по анализу данных DANO.
«У нас было четыре бакалаврских программы по направлению “Прикладная математика и информатика” и одна — по направлению “Программная инженерия”. Этим летом начнется прием на вторую программу по этому направлению — “Дизайн и разработка информационных продуктов” (ДРИП), а победители и участники олимпиады PROD наверняка захотят стать ее студентами. Вы справились с заданиями, получили бесценный опыт, и мы за вас абсолютно спокойны», — сообщил декан.
Победителей олимпиады объявили проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич и ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич.
По мнению Ирины Мартусевич, в любом деле имеет значение культурный код организации, ее ДНК, и участники олимпиады могли его ощутить применительно как к «Тинькофф», так и к Высшей школе экономики.
«Мы в университете всегда рады, когда удается сблизить студентов с нашими бизнес-партнерами, чтобы ребята уже во время учебы могли понять, какая компания им ближе по духу, а компании почувствовали бы ребят, которые у нас учатся, — сказала она. — Это помогает быстро сделать выбор и тем и другим: студентам — избежать лишних шагов при поиске работы, а работодателям — не совершить ошибок при найме. Надеюсь, что сотрудничество Вышки с “Тинькофф” и Центральным университетом будет продолжаться».
Евгений Ивашкевич рассказал, что детство он провел в Кузбассе, где есть горнолыжный курорт Шерегеш. Среди его друзей и знакомых были те, кто предпочитал трассы на укатанных, подготовленных горных склонах, и те, кто любил кататься по пухляку — нетронутому снегу, по которому никто еще не катался. Олимпиаду PROD он сравнил с катанием по пухляку: «Вы получили драйв от этого процесса, и теперь перед вами открыты все возможные дороги».
В числе таких дорог Евгений Ивашкевич назвал поступление в Вышку и в Центральный университет, созданный «Тинькофф» в прошлом году (первый набор в бакалавриат планируется этим летом): «Приглашаю вас проехаться по нашему пухляку».
Диплом олимпиады PROD открывает доступ к широкому спектру бонусов. 11-классники, ставшие победителями заключительного этапа, получают возможность претендовать на 90-процентную скидку при обучении на совместной программе НИУ ВШЭ и Центрального университета «Дизайн и разработка информационных продуктов», а ставшие призерами — 75-процентную скидку. Центральный университет предоставляет фаст-трек для поступления и грант, покрывающий полную стоимость обучения, победителям заключительного этапа из числа учеников 10–11-х классов. Помимо фаст-трека, призеры получат грант, покрывающий 50% стоимости обучения, а участники заключительного этапа — 25%. О других бонусах можно узнать здесь.
Своими впечатлениями с «Вышкой.Главное» поделились победители олимпиады.
Владимир Тупицын из московской школы №2019 отмечает, что задания были сложными, разнообразными и комплексными. «Я стремился к победе и чувствовал, что она где-то рядом. Собираюсь поступать в Центральный университет, и диплом победителя дает мне грант, покрывающий полную стоимость обучения», — рассказал он.
Артем Родионов из лицея села Хлевное Липецкой области считает, что сложность заданий была обусловлена прежде всего их большим объемом, и признается, что не планировал стать победителем: «Думал, буду где-то в серединке, но получилось так, как получилось». На вопрос, что дает победа на олимпиаде, Артем ответил так: «Лично мне она дает поступление в Вышку».
Материал подготовлен при участии стажера новостной службы «Вышка.Главное» Софьи Симиной, 3-й курс ОП «Реклама и связи с общественностью» ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации
В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»
«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».
Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей
Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.
DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных
Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.
Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО
О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.
«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке
Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.
YOUPITER в питерской Вышке: планета начинающих медийщиков
В мае в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург состоялся пятый Всероссийский медиафестиваль YOUPITER, объединивший талантливых школьников, студентов-наставников и опытных специалистов в сфере медиа. Более 100 старшеклассников из 12 городов России на протяжении трех дней создавали проекты по теме «Неформальный Петербург». Партнерами фестиваля выступили «ВКонтакте», «Яндекс» и другие компании.
«Вы — национальная гордость, лучшие из лучших»
В середине мая состоялся финальный турнир «Знание.Игра» чемпионата России по «Что? Где? Когда?» среди школьников и студентов колледжей. Команда Лицея НИУ ВШЭ в Москве вошла в число призеров соревнований, заняв третье место. Всего в масштабном интеллектуальном соревновании, организованном Российским обществом «Знание» в партнерстве с правообладателем Продюсерским центром «Игра-ТВ», приняли участие свыше 120 тысяч учащихся, представляющих порядка 14 тысяч учебных заведений.