Marina Rumyantseva
- Associate Professor: Faculty of Humanities / School of History
- Marina Rumyantseva has been at HSE University since 2012.
Education, Degrees and Academic Titles
USSR Academy of Sciences Institute of Soviet History
Moscow State Institute for History and Archives
According to the International Standard Classification of Education (ISCED) 2011, Candidate of Sciences belongs to ISCED level 8 - "doctoral or equivalent", together with PhD, DPhil, D.Lit, D.Sc, LL.D, Doctorate or similar. Candidate of Sciences allows its holders to reach the level of the Associate Professor.
Awards and Accomplishments
Best Teacher — 2018, 2015
Courses (2024/2025)
- History of Historical Knowledge (Bachelor’s programme; Faculty of Humanities; 4 year, 1, 2 module)Rus
- History of Historical Knowledge (Bachelor’s programme; Faculty of Humanities; 3 year, 2, 3 module)Rus
- Theory and methods of contemporary historical knowledge (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
- Theory and practice of analysis of historical sources (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
- Past Courses
Courses (2023/2024)
- Theory and methods of contemporary historical knowledge (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
- Theory and practice of analysis of historical sources (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
Courses (2022/2023)
- History of historical knowledge (Bachelor’s programme; Faculty of Humanities; 3 year, 1, 2 module)Rus
- Research Seminar "Conceptions of Russian History of the 19th – Early 21st Century: Narrative and Historiosophy" (Bachelor’s programme; Faculty of Humanities; 4 year, 1, 2 module)Rus
- The Laboratory of the Historian: Professional Convention and Practices (Master’s programme; Faculty of Humanities; 1 year, 2-4 module)Rus
- Theory and methods of contemporary historical knowledge (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
- Theory and practice of analysis of historical sources (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
Courses (2021/2022)
- History of historical knowledge (Bachelor’s programme; Faculty of Humanities; 3 year, 2, 3 module)Rus
- Qualification (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
- Theory and methods of contemporary historical knowledge (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
- Theory and practice of analysis of historical sources (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
Courses (2020/2021)
- Theory and Methodology of Historical Research (Bachelor’s programme; Faculty of Humanities; 3 year, 3 module)Rus
- Theory and methods of contemporary historical knowledge (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
- Theory and practice of analysis of historical sources (Postgraduate course; 1 year, 1 semester)Rus
* В названии ВКР упоминается Радио «Свобода». Радио «Свобода» включено Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Conferences
- 2022
«Стены и мосты –X»: междисциплинарные подходы в исторических исследованиях: к 100-летию со дня рождения Ю.В. Кнорозова (Москва). Presentation: Общие основания гуманитарных и естественных наук в концепции когнитивной истории О.М. Медушевской
«Стены и мосты –X»: междисциплинарные подходы в исторических исследованиях: к 100-летию со дня рождения Ю.В. Кнорозова (Москва). Presentation: Общие основания гуманитарных и естественных наук в концепции когнитивной истории О.М. Медушевской
Роль государственных и познавательных интересов Петра Великого в создании программы преобразования России: музейные аспекты (Москва). Presentation: Преобразования Петра 1: место памяти – нарратив – историософия
«На плечах гигантов»: Петр Великий и имперский опыт России в контексте мировой истории (Казань). Presentation: Преобразования Петра I: в контексте теории исторического процесса: Хантингтон vs Фукуяма
Интеллектуалы и власть в конфликтах переломных эпох (Москва). Presentation: Наследие русского неокантианства в советской историографии: источниковедческая парадигма vs логика властного нарратива
- 2021
VI Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы источниковедения" (Витебск). Presentation: Источники личного происхождения vs эго-источники
«Стены и мосты»: междисциплинарные подходы в исторических исследованиях: IX международная научная конференция «Воображение исследователя: от гипотезы к верификации результатов» (Москва). Presentation: Междисциплинарный подход к проблеме интерпретации исторического источника в «Методологии истории» А.С. Лаппо-Данилевского
Всероссийская научная конференция "Источниковедение в современной медиевистике" (Москва). Presentation: Компаративное источниковедение как метод сравнительно-исторического исследования в коэкзистенциальном и историческом пространствах культуры
Охрана и популяризация культурного наследия: мировой и отечественный опыт (Витебск). Presentation: Две стратегии освоения культурного наследия
Антропология науки: научное знание в истории поколений, школ, культуры участия и коммуникативных практик (Пермь). Presentation: Русская версия неокантианства: от Александра Ивановича Введенского (1856-1925) до Ольги Михайловны Медушевской (1922-2007)
Могущество памяти: всемирная история и ее исследователи (Казань). Presentation: Интерпретация vs критика исторического источника в пропедевтиках рубежа XIX-XX вв. как маркер перехода от классической к неклассической модели науки
- 2020
Интермузей-2020: XXII международный фестиваль (Москва). Presentation: Вещественные источники в системе типов исторических источников: вещный поворот
Николай Иванович Кареев: жизненный путь и научное наследие в трансдисциплинарном контексте современного историознания (Казань). Presentation: Труды Н.И. Кареева в «Методологии истории» А.С. Лаппо-Данилевского
- 2019
Научное наследие профессора А.П. Пронштейна и актуальные проблемы исторической науки: к 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого (Ростов-на-Дону). Presentation: Перечитывая А.П. Пронштейна: еще раз о дисциплинарном статусе источниковедения (пленарный)
«Стены и мосты – VIII»: Трудности научных коммуникаций: исследователь в междисциплинарном коллективе (Москва). Presentation: Научно-педагогическая школа источниковедения в междисциплинарном пространстве гуманитарных и социальных наук
«Стены и мосты – VIII»: Трудности научных коммуникаций: исследователь в междисциплинарном коллективе (Москва). Presentation: Научно-педагогическая школа источниковедения в междисциплинарном пространстве гуманитарных и социальных наук
«Стены и мосты – VIII»: Трудности научных коммуникаций: исследователь в междисциплинарном коллективе (Москва). Presentation: Научно-педагогическая школа источниковедения в междисциплинарном пространстве гуманитарных и социальных наук
«Стены и мосты – VIII»: Трудности научных коммуникаций: исследователь в междисциплинарном коллективе (Москва). Presentation: Научно-педагогическая школа источниковедения в междисциплинарном пространстве гуманитарных и социальных наук
Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества (Санкт-Петербург). Presentation: Теоретическое наследие А.С. Лаппо-Данилевского в Научно-педагогической школе источниковедения: освоение и развитие
- 2018
«Хорошие и плохие соседи»: практики межкультурных коммуникаций: международная научная конференция (Орехово-Зуево). Presentation: Русское и Баденское неокантианство: добрососедство или конфликт неоклассической и неклассической исторических культур
Копытинские чтения-2 : международная научно-практическая конференция (Могилев). Presentation: Источниковедение: от междисциплинарности к полидисциплинарности
Стены и мосты VII: междисциплинарность: что от историка требует, что дает и что у него берет (Москва). Presentation: «Вещный поворот» vs источниковедение в гуманитаристике рубежа XX–XXI вв.
Исторический нарратив: прошлое, настоящее, будущее (к 2500-летию со дня рождения Геродота Галикарнасского и 2000-летию со дня смерти Тита Ливия) (Москва). Presentation: Ренарративизация и репрезентация: две стратегии выхода из кризиса доверия к историческому метанарративу
Исторический нарратив: прошлое, настоящее, будущее (к 2500-летию со дня рождения Геродота Галикарнасского и 2000-летию со дня смерти Тита Ливия) (Москва). Presentation: Ренарративизация и репрезентация: две стратегии выхода из кризиса доверия к историческому метанарративу
Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: IX Международный научный семинар-конференция (Москва). Presentation: Классификация изданий как проблема книжной культуры: источниковедческий подход
- 2017
«Стены и мосты» - VI: практика междисциплинарных гуманитарных исследований (Москва). Presentation: Концепции психологии в «Методологии истории» А.С. Лаппо-Данилевского
Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском поле - II (москва). Presentation: Мемуары А.Т. Болотова в контексте исторической культуры нового времени: источниковедческий подход
Имена московской науки: к 80-летию профессора А.И. Комиссаренко: международная научно-практическая конференция (Москва). Presentation: Теория истории В.М. Хвостова: аспект истории понятий
«Конструируя европейское»: социокультурный трансфер от Атлантики до Урала: международная научная конференция (Екатеринбург). Presentation: Русское и Баденское неокантианство: оппозиция – интеграция – расхождение
- 2016
По ту сторону тоталитаризма: программа исследований «советского человека» Н.Н. Козловой. (Москва). Presentation: «Рассказ и опыт» в изучении индивидуального: источниковедческие аспекты исследовательской программы Н.Н. Козловой
Стены и мосты: поле междисциплинарного взаимодействия исторического знания с естественными и социально-гуманитарными науками - V (Москва). Presentation: Принцип признания чужой одушевленности в гуманитарном знании XX – начала XXI века: границы применимости
История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики. Presentation: Репрезентация истории в неоклассической модели науки: источниковедческий подход
Международная научная конференция «Всемирная история и новые вызовы исторической науки: национальные, транснациональные и интернациональные подходы» (Москва). Presentation: О невозможности всеобщей истории и о ее перспективах с точки зрения источниковедения
Editorial board membership
HSE Offers Traineeship Opportunities for International Doctoral Students
Doctoral schools provide an opportunity for international doctoral students to undertake part of their study or research at HSE. The university offers two types of traineeships – research and study. The study stay involves taking courses from the HSE doctoral schools. The research stay offers the opportunity to work with a particular academic advisor or at an international research laboratory or centre; gain access to international full-text and abstract databases, journals and books; and attend graduate seminars.