Чумакова Варвара Павловна, преподаватель Департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна (выпускница Департамента медиа) (Москва)
Номинация «Успех выпускника»
Департамент медиа: Преподаватель
Академическая траектория Варвары Павловны Чумаковой развивалась вместе с родным университетом. Варвара выпускница бакалавриата и магистратуры Высшей школы экономики (отделение деловой и политической журналистики, преемником которого стал факультет медиакоммуникаций, а затем – департамент медиа).
Логичным решением для талантливой студентки стало поступление в аспирантуру родного вуза. Варвара готовила диссертацию по специальности 22.00.01 – Теория, методология и история социологии (социологические науки). В 2015 году на кафедре общей социологии НИУ ВШЭ состоялась предзащита кандидатской диссертации Варвары Чумаковой. Для номинанта категории «Успех выпускника» ожидаемая следующая строка резюме - «диссертация рекомендована к защите». Варин путь не был столь прямым. Автору исследования было рекомендовано сменить специальность. Для тех, кто изучает медиа, привычны междисциплинарные пересечения. Но в этом случае речь шла об итоге сложного пути. И не отступить, не свернуть было непросто.
Вторая предзащита диссертации Чумаковой прошла в секторе медийных искусств Государственного Института Искусствознания. Диссертация была рекомендована к защите. В октябре 2015 года Варвара Павловна Чумакова успешно защитила диссертацию на соискание степени кандидата культурологи.
Тема исследования Чумаковой - «Концепция Герберта Маршалла Маклюэна: медиа в социокультурной динамике». Нам представляется неслучайным то, что в Высшей школе экономики, первой в стране внедрившей обучение по программе «Медиакоммуникации», ориентирующейся на новаторские подходы к пониманию медиа, появилось исследование, посвященное именно этому ученому. С Маклюэна началось бурное развитие медиаисследований, формирование новых подходов и традиций.
Варвара Павловна Чумакова преподает в «Высшей школе экономике» три года. Ею разработан ряд авторских курсов, читаемых на программах департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Под руководством Варвары Павловны защищены уже более 30 выпускных квалификационных работ. Она задействована в большом количестве дополнительных мероприятий: руководит конкурсом НИРС по медиакоммуникациям, участвует в днях открытых дверей, комиссиях по приему вступительных испытаний.
Номинант ведет активную исследовательскую деятельность. Выступает с докладами и презентациями на различных конференциях и семинарах. К примеру, осенью 2016 года Варвара Чумакова выступила на конференции Торонтской школы с докладом: «Marshall McLuhan’s Ideas Applied to Empirical Research: How TV Constructs the Social Space in Russian Villages».
Номинант принимала участие в качестве исполнителя в четырех исследовательских проектах («Трансформация медиа в России в условиях новой коммуникационной реальности», 2012; «Трансформация российского телесмотрения в условиях появления новых медиаплатформ», 2013; «Медиа в новой социальной, экономической и технологической реальности»; 2014, исполнитель «Анализ региональных медиарынков: участники, потребители, продукт, внешняя среда» (научно-учебная группа), 2015-2016; ).
В 2106 году Варвара Павловна получила возможность реализовать свой исследовательский проект «Влияние «информационной перегрузки» ("information overload") на конструирование картины мира у пользователей Интернета в России» (индивидуальный исследовательский проект, поддержан Научным фондом НИУ ВШЭ).
Варвара Павловна входит в число создателей Московского клуба Маклюэна на базе Политехнического музея. Планируется, что с 2017 года он переберется и под крыло Высшей школы экономики.
За время работы в аlma mater Варвара Павловна входила в категории "Будущие преподаватели" (2013), «Новые преподаватели» (2014-2015 гг.), в Группу высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ).
В 2016-2017 Варвара Павловна Чумакова - преподаватель, получающий надбавку за академическую работу.
Ключевые публикации номинанта:
Глава книги Чумакова В. П. «Новые медиа» в контексте социокультурной динамики: импликация подхода Герберта Маршалла Маклюэна // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 390-397.
Статья Chumakova V. Surviving Information Overload: A Plea for Balance // Explorations in Media Ecology. 2015. Vol. 14. No. 3+4. P. 257-274. doi
Статья Chumakova V., Novikova A. Yuri Lotman’s cultural semiotics as a contribution to media ecology // Explorations in Media Ecology. 2015. Vol. 14. No. 1+2. P. 73-85. doi
Статья Чумакова В. П. Роль Герберта Маршалла Маклюэна в социологии медиа и формировании научного направления «медиаэкологии» // Медиаскоп. 2015. № 1
Статья Чумакова В. П. Типы «культурной предрасположенности коммуникации» современных студентов: интерпретация концепции Герберта Маршалла Маклюэна // Обсерватория культуры. 2015. № 2. С. 104-108.
Статья Чумакова В. П. Устная культура в медиапрактиках современного российского села // Этнографическое обозрение. 2015. № 4. С. 55-63.
Глава книги Давыдов С. Г., Кирия И. В., Новикова А. А., Чумакова В. П. Медиа-потребление и "конструированная реальность" жителей северного села // В кн.: Потенциал ближнего Севера: экономика, экология, сельские поселения. К 15-летию Угорского проекта: коллективная научная монография / сост. и под ред. Н.Е.Покровского и Т.Г.Нефедовой. / Сост.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова; науч. ред.: Н. Е. Покровский, Т. Г. Нефедова. М. : Логос, 2014. Гл. 5. С. 162-211.
Статья Новикова А. А., Чумакова В. П. Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитация представлений о прошлом // Обсерватория культуры. 2014. № 2. С. 61-67.
Книга Кирия И. В., Чумакова В. П. Управленческий аудит медиакомпаний / Под общ. ред.: М. В. Блинова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.
Глава книги Чумакова В. П. Избыточность и информационный шум в социальной коммуникации (к определению понятия) // В кн.: Социальные коммуникации: универсум профессиональной деятельности. СПб. : Скифия-принт, 2011.
Статья Чумакова В. П. Информационный шум в интернете как проблема потребления коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 386-394.
Комментарии: