Резвых Петр Владиславович, доцент, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ)
НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ): ведущий научный сотрудник
Петр Владиславович Резвых работает преподавателем НИУ ВШЭ с 2009 года. Начиная с 2011 года голосованием студенты ежегодно избирали его лучшим преподавателем, ведущим лекции. Лекционные курсы Петра Владиславовича по истории европейской философии XVIII – XX веков, прежде всего по истории немецкой классической философии, прочитанные им в НИУ ВШЭ, собирают большую студенческую аудиторию, а благодаря распространению аудио- и видеозаписей приобрели широкую известность также и далеко за пределами НИУ ВШЭ. Большим успехом у студентов неизменно пользуется и читаемые им в рамках магистерской программы Школы исторических наук авторский курс «Философия как форма знания». Он также является автором курса «Романтизм: от рассвета до заката», предлагаемого студентам различных факультетов в рамках минора German Studies.
В 2016 г. П.В.Резвых является одним из авторов и лекторов онлайн-курса по философии, запланированного к запуску в 2017 г. на базе Национальной образовательной платформы. Петр Владиславович неоднократно читал публичные лекции и курсы лекций в различных российских вузах (РГГУ, МГУ, МИФИ, РУДН, СПбГУ, ЕУ СПб), а также на различных просветительских площадках (Московский философский колледж, книжный клуб «Фаланстер», Библиотека истории русской философии и культуры Дом А. Ф. Лосева и др.).
Международное признание высоких преподавательских компетенций П.В.Резвых выразилось в привлечении его в 2009 к сотрудничеству в качестве приглашенного преподавателя в элитную магистерскую программу «Aisthesis. Художественные дискурсы и дискурсы образа» („Aisthesis. Kunst- und Bilddiskurse“) при университете Людвига-Максимилиана, г. Мюнхен, и университетах Айхштетта, Аугсбурга и Регенсбурга (Германия).
Будучи крупным международно признанным специалистом в области изучения западноевропейской философии XVIII – XIX вв., прежде всего философского наследия Ф.В.Й.Шеллинга и философии немецкого идеализма и романтизма, Петр Резвых активно использует результаты своей исследовательской деятельности в преподавательской работе. Его курсы позволяют слушателям быть в курсе наиболее актуальных исследовательских тенденций и новейших достижений западноевропейской гуманитарной науки в этих областях. Обладая уникальным опытом архивной и эдиционной работы в рамках сотрудничества с Баварской Академией Наук (г. Мюнхен, Германия), П.В.Резвых щедро делится им со студентами, стимулируя их к освоению новых профессиональных компетенций и преодолению междисциплинарных границ.
Петр Владиславович обладает незаурядным талантом лектора. Его лекции сочетают информационную емкость и методическую строгость с динамичной, эмоциональной подачей материала, широчайшую историческую эрудицию — с глубиной и точностью анализа. Они дают слушателям возможность не только увидеть философию в широком историческом и культурном контексте, но и пережить уникальный опыт живой мысли, осуществляемой здесь и теперь совместно с аудиторией. П.В.Резвых успешно экспериментирует и с различными интерактивными формами преподавания философии, применяя их не только в образовательных, но и в просветительских целях. Примером тому могут служить экспериментальные творческие и просветительские проекты «Философия и наука» (2014), «Этика и метафизика» (2015), «Театр+Философия» (2016), реализованные под его руководством в рамках образовательного проекта «Летняя школа» при активном участии студентов и аспирантов НИУ ВШЭ и целого ряда других вузов.
Петр Владиславович — замечательный научный руководитель, вдохновляющий студентов на продуктивную работу в рамках индивидуальных и групповых научных проектов. Научные работы, выполненные под его руководством студентами бакалавриата Школы философии и магистерской программы Школы исторических наук «История знания и социальная история» дважды были отмечены наградами в конкурсах научно-исследовательской работы студентов. Регулярно проводимые им в рамках учебного процесса научно-исследовательские семинары и многочисленные ридинг-семинары по немецкоязычным философским текстам, а также основанный им в 2006 г. постоянный междисциплинарный научно-учебный семинар «Интеллектуальная культура романтизма» стали для нескольких поколений студентов и аспирантов настоящей школой научно-исследовательской деятельности. В 2015 — 2016 гг. П.В.Резвых был руководителем междисциплинарной научно-учебной группы "Историческая саморефлексия медицины: от ars medica раннего Нового времени к позитивистскому «онаучиванию»", объединившей студентов и сотрудников Школы философии и Школы исторических наук; по результатам работы НУГ подготовлен ряд серьезных научных публикаций, выполненных студентами и аспирантами НИУ ВШЭ. Под руководством П.В.Резвых были успешно защищены две кандидатские диссертации по специальности «История философии», третья в настоящее время рекомендована к защите, а четвертая находится в стадии подготовки.
Петр Владиславович пользуется большим уважением и авторитетом среди студентов и принадлежит к числу преподавателей, оказывающих мощное воздействие на их интеллектуальное и профессиональное становление.
Комментарии:
Помню лекции Петра Владиславовича по немецкому идеализму, которые он читал нашей группе на третьем курсе. Особенностью его лекций было то, что они были не про "точку зрения очередного философа", а про описание самой реальности. На лекциях по Фихте мне казалось, что наконец-то я узнала философа, который "открывает" реальность, то же самое было и с Шеллингом, а в конце курса по Гегелю хотелось вслед за Михаилом Бакуниным, героем пьесы "Берег утопии", повторить: "Читай Гегеля. Гегель – наш человек". Одним словом, лекции Петра Владиславовича не только знакомят слушателей с философскими системами, но и показывают, как утроена подлинная реальность и мысль.
Петр Владиславович всегда готов прийти на помощь, будь то участие в студенческом проекте, театральной постановке или в разговоре о Хайдеггере в полевом лагере в пять часов утра; он не оставит без внимания любой вопрос и любое непонимание, стараясь на простых примерах объяснить философские конструкции. Лекции Петра Владиславовича не похожи на простое изложение материала, скорее, это процесс постижения реальности через мысль, в который все участники могут внести свой, пусть даже не очень большой вклад. На его лекциях ты понимаешь, что философия это о том, что есть на самом деле, а не просто субъективный взгляд на жизнь.
Хочу сказать огромное спасибо за готовность включиться в создание новых проектов и живой отклик на любые студенческие или более поздние идеи, которую Петр Владиславович проявлял во всех ситуациях, когда я мог его наблюдать. Он был первым педагогом на лекции которого я ходил в разные ВУЗы, слушая их с огромным удовольствием и всякий раз открывая для себя что-то вновь.
Позднее, работая над разными проектами вместе с Петром Владиславовичем в рамках Мастерской философии Летней Школы, я всякий раз искренне восхищался его умению точно очертить границы возможных действий, разработать идею, не диктуя свое мнение, а вступая в абсолютно равный диалог, независимо от разницы в опыте и знаниях.
Петр Владиславович очень талантливый и искренний человек, замечательный преподаватель и ученый!
Этим летом мы объединили две исследовательских группы, театральную и философскую. Петр Владиславович руководил аналитической составляющей, я - практической. Я до сих пор нахожусь под сильнейшим впечатлением не только от его способности "открывать" текст для конкретной, прямо сейчас собравшейся эклектичной аудитории разного уровня подготовки, но и от чувственного понимания философии как инструмента для оперирования с нами и с миром. Выяснилось, что Петр Владиславович - мастер не только теории, но и практики. Я имею в виду очень буквальные вещи: скажем, в его исполнении самый зубодробительный текст всегда звучит здесь и сейчас, отдавая свои смыслы слушателю. Его интерпретация источников - интерпретация в высшем смысле слова: не толкование "поверх" текста, а его, текста, "рождение заново". Текст проходит, просвечивает сквозь личность рассказчика (чтеца? исполнителя?..), обретает его плоть и кровь. Звучание классических первоисточников в семинарах Петра Владиславовича ближе исполнению нотной партитуры музыкантом, а не интонированию лектора или артиста. Я так подробно останавливаюсь на этой вроде бы служебной составляющей семинара, потому что она для меня (человека театра, человека текста, человека музыки) - лакмусовая бумажка масштаба личности. Петр Владиславович - собеседник классических философов, адекватный им по масштабу личности, по объему встречных вопросов.
Вторая важнейшая для педагога особенность - его способность принимать участников коллективной работы как соавторов диалога. Петр Владиславович слышит не только текст, но и нас, его непосредственных (и часто - некомпетентных) собеседников. Слышит - не просто реагирует или учитывает, но включает как партнёров, запускает петлю обратной реакции, когда частью дискурса становится личный опыт каждого, кто вошёл в круг беседы. Важнейшее качество философа - видеть в своём предмете течение жизни, а не "дисциплину", которая имеет отношение лишь к тем, кто её "изучает". Так же, как у всех значительных философов, его история философии - это уже акт философствования.
Надо ли уточнять, что его способность "слышать" распространяется и на художественный текст - поэзию, прозу, музыку, театр.
Петр Владиславович - подлинный педагог, просветитель. Не умаляя достоинства его коллег, с которыми я не имел возможности быть знакомым, надеюсь на то, что его достоинства будут оценены высоко.
То есть "Золотой вышкой"))
Написать, что подход Петра Владиславовича к проведению лекционных и семинарских занятий меня приятно удивил, будет явно недостаточно. Это преподаватель, который ориентируется на каждого студента и всегда готов дать содержательный ответ на вопросы аудитории. Невероятно эрудированный, открытый, умеющий найти баланс между уровнем подготовки студентов и степенью сложности лекционного материала. П.В. Резвых достоин самой высокой награды.