Наталья Викторовна Ивлиева, научный сотрудник научно-учебной лаборатории по формальным моделям в лингвистике, доцент школы филологии факультета гуманитарных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «УСПЕХ ПЕДАГОГА»
Номинируется за способность представить кажущийся сложным материал понятным и интересным
Кандидатуру выдвигают: Фёдор Голосов, студент 4 курса школы лингвистики, стажёр-исследователь НУЛ по формальным моделям в лингвистике; Степан Михайлов, студент 4 курса школы лингвистики, стажёр-исследователь НУЛ по формальным моделям в лингвистике; Анастасия Панова, студентка 4 курса школы лингвистики, стажёр-исследователь международной лаборатории языковой конвергенции
Наталья Викторовна вела у нас 3 курса, среди которых – «Формальная семантика». Формальной семантикой часто пугают студентов первых курсов: сложные формулы, которые непонятно что значат – так это действительно выглядит на первый взгляд. На своём курсе Наталья Викторовна вместе с Александром Владимировичем Подобряевым успешно рассеяла этот миф: формальная семантика на самом деле гораздо проще и удобнее, чем может показаться, кроме того, с её помощью можно посмотреть на язык под другим углом.
Но кто знает, смогли бы мы писать о формальной семантике таким простым образом, если бы этот курс у нас не преподавала бы Наталья Викторовна? Тот же самый вопрос можно задать и по поводу других 2 курсов, которые она вела с Александром Владимировичем: теорию оптимальности и семантико-синтаксический интерфейс. Наталья Викторовна считает, что, несмотря на сложившееся представление о формальной лингвистике как о сложной теоретической модели для избранных, её можно преподавать интересно и понятно – и сама отлично следует этому принципу. Я несколько раз пытался понять устройство лямбда-абстракции в формальной семантике самостоятельно, но постоянно терпел фиаско. Наталья Викторовна и Александр Владимирович сумели объяснить это так удачно, что я не просто понял, как устроена эта абстракция – я осознал, насколько она на самом деле удобна и адекватна для лингвистического описания.
В Вышке много интересных курсов, после которых остаются приятные воспоминания. После же курсов Натальи Викторовны и Александра Владимировича по инициативе студентов, которым они преподавали, был организован факультатив по формальной лингвистике – настолько людям захотелось углубиться в то, о чём рассказывали на своих занятиях эти два замечательных преподавателя. Многие из посетителей этого семинара теперь стали участниками новообразованной научно-учебной лаборатории по формальным исследованиям.
Наталья Викторовна – прекрасный преподаватель, который очень любит то, что преподаёт, и поэтому очень понятно и интересно подаёт материал на своих занятиях. Кроме того, она очень бдительно относится к контакту со студентами – всегда готова ответить на поставленные вопросы, объяснить ошибки в домашнем задании. Мы считаем, что она безусловно заслуживает победу в конкурсе «Успех педагога».
Комментарии:
На первом заседании все сотрудники лаборатории представлялись и говорили, чем они интересуются. Конечно, для некоторых студентов было сложно сказать что-нибудь наверняка, а Наталья Викторовна сказала, что она всё время была уверена, что будет заниматься формальным синтаксисом, а потом, совсем неожиданно для себя, стала заниматься формальной семантикой. Не знаю, как у остальных моих товарищей, но у меня от этой маленькой, казалось бы, простой истории сложилось убеждение, что действительно не так страшно, что будущее полно неопределённостей. То, что нам нравится и интересно, возможно, со временем изменится, и это не страшно.
И это особенно не страшно, потому что с нами есть такие преподаватели, как Наталья Викторовна!
То, что небесная канцелярия предначертала нам всем (и студентам, и преподавателям НУЛа по формальным моделям) сотрудничество и учение у Натальи Викторовны --- это, несомненно, удачное административное решение небесной канцелярии. Потому что у нас теперь есть замечательный пятничный семинар НУЛа, созданный энергией Н. В. (и А.В.), на котором студенты просвещаются чтением ОЧЕНЬ СЛОЖНЫХ СТАТЕЙ и сами делают practice talks (фидбека на которых бывает больше, чем на самих конференциях).