Подобряев Александр Владимирович, старший научный сотрудник научно-учебной лаборатории по формальным моделям в лингвистике, доцент школы филологии факультета гуманитарных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «УСПЕХ ПЕДАГОГА»
Номинируется за способность объяснить необъяснимое и научить студентов делать это
Кандидатуру выдвигают: Фёдор Голосов, студент 4 курса школы лингвистики, стажёр-исследователь НУЛ по формальным моделям в лингвистике; Степан Михайлов, студент 4 курса школы лингвистики, стажёр-исследователь НУЛ по формальным моделям в лингвистике; Анастасия Панова, студентка 4 курса школы лингвистики, стажёр-исследователь международной лаборатории языковой конвергенции
С Александром Владимировичем мы познакомились, когда он вместе с Натальей Викторовной Ивлиевой начал вести у нас курс «Семантико-синтаксический интерфейс» на 3 году обучения. Характерной особенностью этого курса было то, что на нём рассказывали о формальной лингвистике – области, которой в школе лингвистики в то время уделялось достаточно мало внимания (большинство курсов были теоретически нейтральными или преподавались преимущественно в функциональной парадигме). Поэтому знакомство с формальной лингвистикой было ответственной задачей, которую надо было хорошо выполнить!
Нужно сказать, что Александр Владимирович выполнил это задание превосходно! Прежде всего, он вместе с Натальей Викторовной Ивлиевой рассеял миф о том, что генеративизм – это невероятно сложная теоретическая модель для избранных. Им удавалось то, что многим не по силам – не только понятно, но и чрезвычайно интересно рассказывать о формальных моделях в лингвистике. Таким образом, их курс был как глоток свежего дыхания для уже подуставших третьекурсников: мы наконец поняли, что огромные синтаксические деревья и непонятные семантические формулы – это на самом деле очень красивое и стройное описание языковых данных, пытающееся предсказать поведение языка. Такие научные конструкты очень легко проверять на структурную адекватность, и становится понятно, куда двигаться дальше.
Помимо всего прочего, курсы, которые проводит Александр Владимирович (и Наталья Викторовна) замечательны тем, что на них предлагаются интересные темы для исследования. В начале курса каждый студент получает тему, по которой готовит сначала обзорный доклад, а потом – пилотное исследование. Причём темы подбираются настолько интересные, что студенты не заканчивают работать с ними после окончания курса. Например, от Александра Владимировича я узнал про такое явление, как индексикальный сдвиг (интерпретация местоимений в косвенной речи от лица автора цитаты, как если бы по-русски можно было сказать: «Вася говорит, что я люблю шоколад» в ситуации, когда Вася делает утверждение про самого себя). Мне оно показалось настолько интересным, что уже после окончания курса я съездил в экспедицию в Марий Эл и постарался описать это явление уже там – настолько вдохновили меня работы, которые мне посоветовал прочесть Александр Владимирович.
Александр Владимирович – прекрасный преподаватель, который может объяснить одновременно и очень понятно, и очень интересно. Он всегда готов ответить на любые научные (и не только) вопросы и даже специально приехать на консультацию в университет ради этого. Мы считаем, что он безусловно заслуживает победу в конкурсе «Успех педагога».
Комментарии:
Я очень хорошо помню, как от лекции к лекции менялось мое отношение к предмету. С каждым разом я все больше и больше очаровывался им и все яснее и яснее осознавал необходимость использования его аппарата. Сейчас, когда я на опыте собственных исследований почувствовал все достоинства применения формальных подходов, я понимаю, как мне повезло тогда на третьем курсе попасть к такому замечательному преподавателю на такой замечательный курс.
Тот факт, что преподаватель и курс замечательные, я осознал особенно остро, когда "Формальная семантика" закончилась. Наверное поэтому на четвертом году обучения при первой возможности я вновь посещал этот и ряд других курсов Александра Владимировича.
А еще Александр Владимирович очень чуткий научный консультант. Мало того, что он предоставил мне возможность выступить с докладом про свой диплом на организованном им и Натальей Викторовной семинаре, а также согласился стать его рецензентом, Александр Владимирович позже встретился со мной лично и подробно обсудил мою работу, высказав ряд важных замечаний и предложений.
Если успех педагога измеряется степенью благодарности студента, то тогда пример Александра Владимировича можно без сомнения считать успехом педагога.
В прошлом году Александр Владимирович с Натальей Викторовной Ивлиевой организовали неформальный семинар по формальным моделям, и мы обсуждали одну синтаксическую статью про русский язык. В отношении некоторого примера в этой статье у меня возникла идея, как объяснить его неграмматичность менее строго, чем предлагалось в статье. А. В. внимательно выслушал моё предложение и точно показал, почему оно не работает. И, мне кажется, для меня этот случай послужил важным уроком в отношении того, что любой анализ нужно рассматривать очень строго и всегда проверять, к чему он может привести.
Такого рода формирование строгого научного мышления мне (как студенту) кажется настоящим успехом педагога!
Потому что это чисто эстетическое наслаждание --- смотреть, как студенты смотрят на А.В. и понимать, как им не хватало раньше того, что он им даёт. Текст сверху вообще-то очень сдержанный: студенческий восторг ещё более мощный, чем кажется.
Но "работать вместе" --- это так только согласно штатному расписанию. Ясно же, что А.В. настолько cutting-edge, что я (аспирант) учусь у него совершенно так же, как студенты-бакалавры, и настолько же рад черпать от плодов его премудрости, как и они.
В общем, если бы в какой-то странно устроенном возможном мире, который не входит ни в какие модальные базы, система международного рекрутинга зарекрутила --- по всей огромной Вышке --- одного А. В., то и тогда можно было бы считать, что её введение было абсолютно оправдано. Потому что если это не успех педагога, то что же тогда успех?