Холодилова Мария Александровна, старший преподаватель департамента филологии школы гуманитарных наук и искусств (Санкт-Петербург)
номинация «Успех педагога»
Номинируется за умение создавать научную среду, в которой возможно объединение разных людей для общих целей -- описания языка и развития науки; критическое и, вместе с тем, уважительное отношение к каждому суждению и искренний интерес к исследованиям студентов.
Кандидатуру предлагают Алина Алексеевна Русских (студентка, 1 курс магистратуры ОП «Лингвистическая теория и описание языка»), Елизавета Андреевна Рыжкова (студентка, 1 курс магистратуры ОП «Лингвистическая теория и описание языка»), Наталья Николаевна Логвинова (студентка, 4 курс бакалавриата ОП «Филология»).
Сейчас кафедру «Сравнительного литературоведения и лингвистики» невозможно представить без Марии Александровны Холодиловой. Именно с пар Марии Александровны для большинства студентов начинается знакомство с лингвистикой, которое затем продолжается на курсах по «Корпусной лингвистике»,«Морфосинтаксической структуре русского языка», «Теоретическим подходам к языку» и исследовательских семинарах. Курсы, которые ведёт Мария Александровна – от «Грамматики городских диалектов» до «Интонации и синтаксиса» – позволяют продемонстрировать студентам разные методы работы с лингвистическими данными. Важной чертой Марии Александровны как преподавательницы является ее умение критически относиться к любому суждению: на своих занятиях она готова подробно обсуждать как общепризнанные лингвистические теории, так и исследования студентов. Такое внимание к каждому утверждению позволяет привить студентам как научную аккуратность, так и умение уважительно и чутко выстраивать академическую дискуссию.
Для многих студентов Мария Александровна намного больше, чем просто преподавательница: Мария Александровна смогла сформировать студенческое научное общество, в котором есть место как обсуждению исследовательских проблем, так и интеллектуальной дружбе. Под руководством Марии Александровны проводятся дополнительные научно-исследовательские семинары, посвященные обсуждению студенческих курсовых и дипломных работ. Эти семинары открыты для всех: каждый может сделать доклад по своей научной работе и поучаствовать в обсуждении чужих исследований. Возможность поделиться сомнениями, возникшими в ходе работы, и услышать комментарии и советы коллег не только помогает улучшить свое исследование, но и дает ощущение вовлеченности в научную среду.
Кроме того, именно Мария Александровна организовала первую лингвистическую экспедицию в петербургской Вышке: уже три года студенты-лингвисты под ее руководством ездят в с. Малое Карачкино в Чувашской республике для изучения малокарачкиноского говора чувашского языка. Возможность попробовать себя в полевой работе, которая появилась у студентов в первую очередь благодаря Марии Александровне, сложно переоценить. Для многих студентов экспедиционные темы превращаются в доклады на конференциях, курсовые и дипломы. Подготовка к экспедиции проходит очень ответственно: на протяжении учебного года Мария Александровна организует чувашский семинар, на котором экспедиционеры обсуждают свои темы и делают доклады по уже собранным данным. Если во время учебного года семинары проходят раз в неделю, то во время самой экспедиции семинары проводятся каждый день: участники рассказывают про сделанные открытия и помогают друг другу справиться с возникшими трудностями.
Умение Марии Александровны создавать пространства для научной дискуссии, как на преподаваемых ей курсах, так и на дополнительно организованных семинарах, организаторский талант, личная увлечённость предметом составляют неотъемлемую часть научной жизни для многих студентов. Чуткость и внимание Марии Александровны к каждой реплике и к каждому вопросу формирует атмосферу продуктивной научной работы, в которой возможно подробное обсуждение не только учебного материала, но и собственных исследовательских интересов студентов.
Комментарии:
Я ужасно рада, что в моей академической жизни была такая умная, чуткая, талантливая преподавательница. Она очень сильно повлияла на меня. Это тот самый случай, когда преподаватель хорош во всём -- действительно во всём! От создания тёплой атмосферы в экспедиции до строгого руководства и чёткого планирования, от дружеского отношения до исключительно ясного логического мышления. Я даже не могу решить, что меня впечатляло в ней больше всего -- её способность безупречно критически оценивать как свою, так и чужую работу, или её способности к организации людей (и даже студентов), или её альтруистичность, или умение создавать атмосферу.
Маша -- прекрасный пример для подражания. Она очень много работает (ходят слухи, что она никогда не спит), ни разу у меня не возникало ощущения, что семинар не подготовлен или подготовлен не до конца. Даже самые жалкие наши работы она всё равно внимательно комментировала, старалась найти что-то хорошее и интересное, аккуратно указывала на недостатки.
Но, пожалуй, самое крутое -- это вклад Маши в отечественную лингвистику. И я имею в виду в первую очередь не её научные работы (это и так очевидно), а поколение молодых лингвистов, которое она вокруг себя сформировала. Те, кто попал к Маше, обычно остаются с ней :) и их сразу видно -- это смелые студенты, критически мыслящие, развивающиеся.
Очень хочу, чтобы Маша победила. У неё невероятная энергетика :)
Огромное спасибо за преданность своему делу и веру в нас!
Она открыла для меня лингвистику, как бы пафосно это ни звучало. Она курировала меня в моей первой экспедиции, обсуждала со мной материал к первой конференции, фактически руководила моей первой курсовой. В наших совместных экспедициях мы неизменно сидим за одной партой. Это задаёт тон всей работе, Маша — неисчерпаемый источник вдохновения и пример для подражания. Она всегда готова обсудить, предложить свежую идею, помочь и поддержать.
Много раз говорила и буду говорить ей спасибо за дружбу, искренне восхищаюсь и горячо поддерживаю!
Я познакомился с Машей в 2018 году, когда впервые съездил в чувашскую экспедицию под её руководством: я изучал семантику вспомогательных глаголов в горномарийском, и Маша любезно разрешила мне съездить в чувашскую экспедицию, чтобы сравнить значение вспомогательных глаголов в этих двух языках.
Ещё до знакомства с Машей мне много говорили о том, какой это замечательный человек, но только после личного опыта я понял, насколько это оказалось правдой. Прежде всего, Маша обладает невероятно строгим логическим мышлением -- критически важное качество для исследователя и преподавателя. Это очень хорошо чувствуется в научных дискуссиях, в которых она участвует, например, на экспедиционных семинарах: она внимательно следит за ходом рассуждения докладчика и не пропускает ни малейшей логически необоснованной детали, в результате чего чаще всего докладчик получает кучу полезного фидбека.
Можно предположить, что такая строгая критика может напугать или расстроить студентов -- но только не в случае с Машей! Маша очень чуткая. Делая логические замечания, она никогда не позволяет себе вставить хотя бы нотку упрёка, чаще всего она, напротив, акцентирует внимание на собственном, потенциально субъективном непонимании -- именно поэтому её вопросы воспринимаются не как критика снизу вверх, а скорее как искреннее желание разобраться с темой, вложиться в твой научный труд и при необходимости помочь, направить.
Маша очень чуткая и самоотверженная не только на семинарах. Она очень внимательно относится к атмосфере в коллективе, чтобы каждому было хорошо существовать и сосуществовать с другими в экспедиции, чтобы никто не испытывал синдрома самозванца -- в результате этого в экспедиции всегда царит уют в человеческом и научном плане, в частности, студенты не боятся показаться глупыми в научной работе (а такая проблема, к сожалению, актуальна, и с ней не так легко справиться даже хорошим преподавателям). Кроме того, Маша всегда-всегда готова помочь по любому вопросу, даже глубокой ночью.
Знакомство с Машей оказалось очень значимым для меня. Проникшись уважением к её искренней, очень строгой и вместе с тем логически прозрачной научной критичности, а также к её невероятной чуткости и демократичности, я сам начал стараться смотреть на научный мир тоже критичнее и демократичнее, что позволило стать мне в какой-то мере более научно независимым -- и помогло заметно ослабить синдром самозванца.
То, сколько усилий Маша вкладывает в научное развитие и комфортное существование студентов, то, как искренне и самоотверженно она это делает, вызывает искреннее восхищение и любовь! И желание быть таким/такой же. Даже если бы она делала в 10 раз меньше, она бы всё равно с запасом заслуживала победы в номинации "Успех педагога".
Как и многие, уже написавшие ниже, скажу, что именно с Маши начинается путь всех лингвистов Петербургской Вышки!
Машина критика сначала немного пугает первокурсников, но невероятно ценится теми, кто хоть немного поближе с ней столкнулся.
Когда Маша слушает доклад студентов, ей важно убедиться в том, что все присутствующие в аудитории понимают, о чём идёт речь. Маша -- один из преподавателей, которому не страшно задавать самые глупые вопросы об очевидных вещах.
Я не писала с Машей работы, и, видимо, не буду, потому что нашла своего преподавателя, но понимаю, что с Машей было бы очень комфортно писать, и что на неё можно полностью положиться.
Иногда кажется, что Маша совсем не спит -- письма от неё приходят глубокой ночью -- будь то ответ на Ваше письмо или просто комментарий по курсу.
Маша -- путеводитель студентов в мир лингвистики!
Маша Холодилова — неутомимый и незаменимый, де факто двигатель лингвистики в Петербургской Вышке.
Сочетание тонкого и скрупулёзного учёного (задающего подчас пугающе высокую планку нам, коллегам по цеху), ответственнейшего организатора, вдохновенного и вдохновляющего преподавателя и научного руководителя.
Именно с нее начинается путь в лингвистику у ВСЕХ студентов в петербургской Вышке, и у многих он продолжается до конца четвертого курса. Без Маши не было бы ничего, связанного с лингвистикой в Петербурге.
Маша - она всегда рядом, даже если далеко. Если начинается паника из-за курсовой в 3 часа ночи и ты пишешь ей нечто очень странное, то в 3.15 приходит письмо от нее, и жизнь становится лучше.
И в целом, все становится лучше, когда это делает Маша!
Так сложилось, что я тоже имел радость и счастье работать плечом к плечу с М.А. и параллельно у неё учиться. До того, как запустить в питерской Вышке собственный чувашский проект, М.А. четыре года ездила в уральские экспедиции МГУ. И какие же великие были эти четыре года! Это не гипербола; вообще ничто из того, что я тут пишу, не гипербола, а так оно и есть.
Никто из моих лингвистических наставников (уж простите. тт. наставники, если вы это читаете) не умел и не умеет так ставить руку, так подкручивать оптику до полной резкости, как это делает М.А. Так вдохновлять, так действительно всерьёз вдумываться в твои построения и гипотезы. То есть все мои наставники умеют вдумываться, но не так, как М.А. Потому что от половины моих утверждений после критики М.А. не оставалось камня на камне. И это было замечательное ощущение, потому что редко когда чувствует, что критика приближает тебя к истине. А критика М. А. приближает. А потом она редактировала наши "Элементы мокшанского языка в типологическом освещении", толстую книгу, которая с Божьей помощью вышла в этом году. Без энергии М. А. этой книги не было бы совсем, а без её въедливости и титанических усилий она бы не вышла и вполовину такой хорошей, как она вышла.
(А ещё М. А. научила меня любить бардовскую песню, хотя я и не очень уверен, люблю ли я бардовскую песню, исполняемую не её голосом. И --- вязать берёзовые веники для бани.)
Я правда не знаю более крупной лингвистической личности в этом поколении. И как же везёт петербуржским студентам-филологам: я им очень завидую и очень рад.