• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Холодилова Мария Александровна, старший преподаватель департамента филологии школы гуманитарных наук и искусств (Санкт-Петербург)

номинация «Успех педагога»

Холодилова Мария Александровна

Номинируется за умение создавать научную среду, в которой возможно объединение разных людей для общих целей -- описания языка и развития науки; критическое и, вместе с тем, уважительное отношение к каждому суждению и искренний интерес к исследованиям студентов.

Кандидатуру предлагают Алина Алексеевна Русских (студентка, 1 курс магистратуры ОП «Лингвистическая теория и описание языка»), Елизавета Андреевна Рыжкова (студентка, 1 курс магистратуры ОП «Лингвистическая теория и описание языка»), Наталья Николаевна Логвинова (студентка, 4 курс бакалавриата ОП «Филология»).

Сейчас кафедру «Сравнительного литературоведения и лингвистики» невозможно представить без Марии Александровны Холодиловой. Именно с пар Марии Александровны для большинства студентов начинается знакомство с лингвистикой, которое затем продолжается на курсах по «Корпусной лингвистике»,«Морфосинтаксической структуре русского языка», «Теоретическим подходам к языку» и исследовательских семинарах. Курсы, которые ведёт Мария Александровна – от «Грамматики городских диалектов» до «Интонации и синтаксиса» – позволяют продемонстрировать студентам разные методы работы с лингвистическими данными. Важной чертой Марии Александровны как преподавательницы является ее умение критически относиться к любому суждению: на своих занятиях она готова подробно обсуждать как общепризнанные лингвистические теории, так и исследования студентов. Такое внимание к каждому утверждению позволяет привить студентам как научную аккуратность, так и умение уважительно и чутко выстраивать академическую дискуссию. 

Для многих студентов Мария Александровна намного больше, чем просто преподавательница: Мария Александровна смогла сформировать студенческое научное общество, в котором есть место как обсуждению исследовательских проблем, так и интеллектуальной дружбе. Под руководством Марии Александровны проводятся дополнительные научно-исследовательские семинары, посвященные обсуждению студенческих курсовых и дипломных работ. Эти семинары открыты для всех: каждый может сделать доклад по своей научной работе и поучаствовать в обсуждении чужих исследований. Возможность поделиться сомнениями, возникшими в ходе работы, и услышать комментарии и советы коллег не только помогает улучшить свое исследование, но и дает ощущение вовлеченности в научную среду. 

Кроме того, именно Мария Александровна организовала первую лингвистическую экспедицию в петербургской Вышке: уже три года студенты-лингвисты под ее руководством ездят в с. Малое Карачкино в Чувашской республике для изучения малокарачкиноского говора чувашского языка. Возможность попробовать себя в полевой работе, которая появилась у студентов в первую очередь благодаря Марии Александровне, сложно переоценить. Для многих студентов экспедиционные темы превращаются в доклады на конференциях, курсовые и дипломы. Подготовка к экспедиции проходит очень ответственно: на протяжении учебного года Мария Александровна организует чувашский семинар, на котором экспедиционеры обсуждают свои темы и делают доклады по уже собранным данным. Если во время учебного года семинары проходят раз в неделю, то во время самой экспедиции семинары проводятся каждый день: участники рассказывают про сделанные открытия и помогают друг другу справиться с возникшими трудностями. 

Умение Марии Александровны создавать пространства для научной дискуссии, как на преподаваемых ей курсах, так и на дополнительно организованных семинарах, организаторский талант, личная увлечённость предметом составляют неотъемлемую часть научной жизни для многих студентов. Чуткость и внимание Марии Александровны к каждой реплике и к каждому вопросу формирует атмосферу продуктивной научной работы, в которой возможно подробное обсуждение не только учебного материала, но и собственных исследовательских интересов студентов.

Комментарии:

18 ноября 2019 12:35
Пользователь форума
Анастасия Сторожева
Очень хочу поддержать Машу!
Я ужасно рада, что в моей академической жизни была такая умная, чуткая, талантливая преподавательница. Она очень сильно повлияла на меня. Это тот самый случай, когда преподаватель хорош во всём -- действительно во всём! От создания тёплой атмосферы в экспедиции до строгого руководства и чёткого планирования, от дружеского отношения до исключительно ясного логического мышления. Я даже не могу решить, что меня впечатляло в ней больше всего -- её способность безупречно критически оценивать как свою, так и чужую работу, или её способности к организации людей (и даже студентов), или её альтруистичность, или умение создавать атмосферу.
Маша -- прекрасный пример для подражания. Она очень много работает (ходят слухи, что она никогда не спит), ни разу у меня не возникало ощущения, что семинар не подготовлен или подготовлен не до конца. Даже самые жалкие наши работы она всё равно внимательно комментировала, старалась найти что-то хорошее и интересное, аккуратно указывала на недостатки.
Но, пожалуй, самое крутое -- это вклад Маши в отечественную лингвистику. И я имею в виду в первую очередь не её научные работы (это и так очевидно), а поколение молодых лингвистов, которое она вокруг себя сформировала. Те, кто попал к Маше, обычно остаются с ней :) и их сразу видно -- это смелые студенты, критически мыслящие, развивающиеся.
Очень хочу, чтобы Маша победила. У неё невероятная энергетика :)

 
15 ноября 2019 15:43
Пользователь портала
От всей души поддерживаю Марию Холодилову! Молодого, талантливого лингвиста, сделавшего очень много для развития лингвистической части программы "Филология" в Петербурге! Программа по лингвистике в петербургском кампусе имеет очень достойный вид благодаря стараниям Марии Александровны и ее коллег!

 
14 ноября 2019 15:59
Пользователь форума
Дарья Соловьева
Маша — действительно замечательный преподаватель! Невероятная самоотдача, тщательность, желание действительно научить и объяснить так, чтобы всё стало понятно — всё это о Маше. Может ответить на сообщение в любое время дня и ночи, поможет с любым вопросом, распишет всё наиподробнейшим образом… Всего не перечесть! На Машиных курсах мы всегда занимаемся по-настоящему интересными проектами и делаем много собственных исследований. Каждая работа, сделанная под её руководством, всегда получается стоящей. На протяжении всего времени моей учёбы в бакалавриате (3,5 года) я чувствую, что по-настоящему занимаюсь лингвистикой, только благодаря Маше!
Огромное спасибо за преданность своему делу и веру в нас!

 
14 ноября 2019 14:09
Пользователь форума
Ксения Шиханцова
Все предыдущие коментарии -- несомненная правда! Для меня путь в лингвистику начался именно с Маши. Маша не только мотивирует заниматься наукой, но и просто вдохновляет! Наверно, никто не относится так серьезно к тому, чтобы студент понял материал: она всегда переспросит, точно ли всё понятно,и дополнительно объяснит, если нет. Комментарии, которые Маша отправляет к научными работам студентов всегда очень полные и подробные. Семинары и лекции тоже всегда интересные! Хочется также отметить экспедиции, где лингвистика открывается уже с другой стороны. Я считаю, что именно в экспедиции студент влюбляется в лингвистику, понимая, что это призвание, а не работа. Но такого понимания не было бы, если бы не Маша, которая создаёт дружески-рабочую атмосферу в экспедиции! Для меня это большая радость, что Маша на протяжении 4 лет моего бакалавриата была моей преподавательницей!

 
13 ноября 2019 18:09
Пользователь форума
Анастасия Егорова
Я не встречала более вдохновляющего, более талантливого, более энергичного и ответственного человека, чем Маша.

Она открыла для меня лингвистику, как бы пафосно это ни звучало. Она курировала меня в моей первой экспедиции, обсуждала со мной материал к первой конференции, фактически руководила моей первой курсовой. В наших совместных экспедициях мы неизменно сидим за одной партой. Это задаёт тон всей работе, Маша — неисчерпаемый источник вдохновения и пример для подражания. Она всегда готова обсудить, предложить свежую идею, помочь и поддержать.

Много раз говорила и буду говорить ей спасибо за дружбу, искренне восхищаюсь и горячо поддерживаю!

 
8 ноября 2019 22:04
Пользователь портала
Голосов Фёдор Валентинович
Горячо поддерживаю кандидатуру Маши!
Я познакомился с Машей в 2018 году, когда впервые съездил в чувашскую экспедицию под её руководством: я изучал семантику вспомогательных глаголов в горномарийском, и Маша любезно разрешила мне съездить в чувашскую экспедицию, чтобы сравнить значение вспомогательных глаголов в этих двух языках.

Ещё до знакомства с Машей мне много говорили о том, какой это замечательный человек, но только после личного опыта я понял, насколько это оказалось правдой. Прежде всего, Маша обладает невероятно строгим логическим мышлением -- критически важное качество для исследователя и преподавателя. Это очень хорошо чувствуется в научных дискуссиях, в которых она участвует, например, на экспедиционных семинарах: она внимательно следит за ходом рассуждения докладчика и не пропускает ни малейшей логически необоснованной детали, в результате чего чаще всего докладчик получает кучу полезного фидбека.
Можно предположить, что такая строгая критика может напугать или расстроить студентов -- но только не в случае с Машей! Маша очень чуткая. Делая логические замечания, она никогда не позволяет себе вставить хотя бы нотку упрёка, чаще всего она, напротив, акцентирует внимание на собственном, потенциально субъективном непонимании -- именно поэтому её вопросы воспринимаются не как критика снизу вверх, а скорее как искреннее желание разобраться с темой, вложиться в твой научный труд и при необходимости помочь, направить.

Маша очень чуткая и самоотверженная не только на семинарах. Она очень внимательно относится к атмосфере в коллективе, чтобы каждому было хорошо существовать и сосуществовать с другими в экспедиции, чтобы никто не испытывал синдрома самозванца -- в результате этого в экспедиции всегда царит уют в человеческом и научном плане, в частности, студенты не боятся показаться глупыми в научной работе (а такая проблема, к сожалению, актуальна, и с ней не так легко справиться даже хорошим преподавателям). Кроме того, Маша всегда-всегда готова помочь по любому вопросу, даже глубокой ночью.

Знакомство с Машей оказалось очень значимым для меня. Проникшись уважением к её искренней, очень строгой и вместе с тем логически прозрачной научной критичности, а также к её невероятной чуткости и демократичности, я сам начал стараться смотреть на научный мир тоже критичнее и демократичнее, что позволило стать мне в какой-то мере более научно независимым -- и помогло заметно ослабить синдром самозванца.

То, сколько усилий Маша вкладывает в научное развитие и комфортное существование студентов, то, как искренне и самоотверженно она это делает, вызывает искреннее восхищение и любовь! И желание быть таким/такой же. Даже если бы она делала в 10 раз меньше, она бы всё равно с запасом заслуживала победы в номинации "Успех педагога".

 
2 ноября 2019 23:59
Пользователь портала
Добрушина Нина Роландовна
Маша блистательная, с огромной энергией, невероятно работоспособная. Почти любой хороший студент-лингвист из Петербурга теперь "от Маши".

 
2 ноября 2019 00:25
Пользователь портала
Маша — один из самых умных людей, которых я знаю. И один из самых дотошных исследователей. Я знакома с ней очень давно, и меня поразило, как она раскрылась с новой стороны в петербургской Вышке. Сколько на себя взяла — плюс к своей очень активной научной работе. Как увлекла за собой студентов — при том что задает для себя самой почти пугающе высокую планку.

 
1 ноября 2019 22:22
Пользователь форума
Евгения
Полностью поддерживаю кандидатуру Маши!
Как и многие, уже написавшие ниже, скажу, что именно с Маши начинается путь всех лингвистов Петербургской Вышки!
Машина критика сначала немного пугает первокурсников, но невероятно ценится теми, кто хоть немного поближе с ней столкнулся.
Когда Маша слушает доклад студентов, ей важно убедиться в том, что все присутствующие в аудитории понимают, о чём идёт речь. Маша -- один из преподавателей, которому не страшно задавать самые глупые вопросы об очевидных вещах.
Я не писала с Машей работы, и, видимо, не буду, потому что нашла своего преподавателя, но понимаю, что с Машей было бы очень комфортно писать, и что на неё можно полностью положиться.
Иногда кажется, что Маша совсем не спит -- письма от неё приходят глубокой ночью -- будь то ответ на Ваше письмо или просто комментарий по курсу.
Маша -- путеводитель студентов в мир лингвистики!

 
1 ноября 2019 22:10
Пользователь форума
Наталья
Мария Александровна. Звучит так официально, чуждо. Потому что мы, студенты, привыкли говорить просто: Маша. Маша умеет создать такую атмосферу, где каждый может высказаться и быть услышанным, его поддержат, мягко укажут на ошибки и мотивируют заниматься наукой и далее. Маша верит в каждого, тратит безграничное количество времени и энергии на своих студентов, в любое время к ней можно обратиться за помощью и обязательно ее получить. Я не знаю лучшего педагога и более достойного кандидата в такой номинации.

 
1 ноября 2019 21:31
Пользователь форума
Софья Шмидт
Маша - прекрасная, совершенно невероятная преподавательница, способная максимально доступно объяснить материал (и которая обязательно проверит после объяснения, если кто-то все-таки что-то не понял). Она всегда готова помочь, поддержать, разъяснить какие угодно вопросы. Если Маша загорится идеей - то обязательно воплотит ее самым лучшим образом, поделится со всеми опытом. С нее начинается любое важное действие. Маша всегда открывает возможность стремиться дальше, становиться лучше, чем вы уже смогли стать.

 
1 ноября 2019 03:49
Пользователь портала
Федотов Максим Леонидович
Категорическим образом поддерживаю Машину кандидатуру.
Маша Холодилова — неутомимый и незаменимый, де факто двигатель лингвистики в Петербургской Вышке.
Сочетание тонкого и скрупулёзного учёного (задающего подчас пугающе высокую планку нам, коллегам по цеху), ответственнейшего организатора, вдохновенного и вдохновляющего преподавателя и научного руководителя.

 
31 октября 2019 12:11
Пользователь портала
Баранова Влада Вячеславовна
Горячо поддерживаю и счастлива работать вместе, а ее студентам действительно очень повезло с научным руководителем

 
31 октября 2019 00:13
Пользователь форума
Наталья Логвинова
Мое знакомство с Машей началось с того, что я на первом курсе пришла писать к ней курсовую, совершенно ничего не зная о самом преподавателе — просто темы понравились! А самой первой переписки стало понятно, что это учитель, который всегда будет рядом. Во-первых, никакой Марии Александровны! Маша — так близко и дружески, точно как и вся последовавшая работа. Маша всегда была готова обсуждать любую мелочь и догадку, когда бы и где бы они не приходили мне в голову, тратить часы на вычитку и полезнейшее комментирование моих текстов, проводить вечера в скайпе, приглашать к себе в гости для обсуждения, отвечать на письма в 2-3-4 часа ночи, проверять конференционные презентации, составлять тезисы и многое-многое другое. И это безграничное внимание, которому и так нет цены, — это даже не самое главное. Самое главное — это искренняя вера в ценность и значимость твоих мыслей, которую дарит Маша. Самое невероятное, что происходит на ее парах и при личных обсуждениях, это когда Маша внимательно выслушивает чью-нибудь совсем скромную догадку и потом говорит: "Если я правильно поняла, Х говорит, что ..." и так дополняет и раскрывает эту мысль, что это теперь целое поле для дискуссии и идеи, где-то всегда бывшие, но дремавшие, вырастают как цветы на этом поле! С Машей каждая тема становится интересной, спорной, многосторонней и заслуживающей обсуждения. А наш парасеминар, который Маша уже четвертый год организует исключительно по своей инициативе! Как ни вспоминай, а не было на нем ни одного неинтересного доклада, ни одной идеи, которой бы пренебрегли. А доклады там студенческие и неопытные. Для меня, эта вера в каждого — то, что лучше всего характеризует Машу как преподавателя. Маша — это пульсирующая вена нашей программы, ей всегда есть дело до всего, она готова за все принять ответственность. Это не может не заражать!

 
30 октября 2019 23:38
Пользователь форума
Дарья Сапарова
Маша - невероятная!
Именно с нее начинается путь в лингвистику у ВСЕХ студентов в петербургской Вышке, и у многих он продолжается до конца четвертого курса. Без Маши не было бы ничего, связанного с лингвистикой в Петербурге.
Маша - она всегда рядом, даже если далеко. Если начинается паника из-за курсовой в 3 часа ночи и ты пишешь ей нечто очень странное, то в 3.15 приходит письмо от нее, и жизнь становится лучше.
И в целом, все становится лучше, когда это делает Маша!

 
30 октября 2019 20:57
Пользователь портала
Я знаю Марию Александровну в основном не как преподавателя и совсем не как коллегу по экспедициям, хотя то, что она завоевала широкое признание и в этих качествах, неоспоримо. (Но как преподавателя всё-таки немного знаю: вижу, как она внимательна к структуре и содержанию курсов, читаемых петербургским филологам, а однажды удостоился её посещения на своей довольно импровизированной лекции, и её ремарки немало помогли студентам меня понимать.) Но вот как носителя и распространителя традиций «молодой» петербургской лингвистики я её знаю давно: стиль, в котором она говорит и пишет, сам по себе обладает педагогической ценностью, благодаря ей новые коллеги вовлекаются в неформальные лингвистические обсуждения, с её участием неоднократно проходила студенческая конференция филологов и лингвистов (https://spb.hse.ru/ba/philology/announcements/252260218.html).

 
30 октября 2019 00:56
Пользователь портала
Да, да, да! Сто и двести раз да.

Так сложилось, что я тоже имел радость и счастье работать плечом к плечу с М.А. и параллельно у неё учиться. До того, как запустить в питерской Вышке собственный чувашский проект, М.А. четыре года ездила в уральские экспедиции МГУ. И какие же великие были эти четыре года! Это не гипербола; вообще ничто из того, что я тут пишу, не гипербола, а так оно и есть.

Никто из моих лингвистических наставников (уж простите. тт. наставники, если вы это читаете) не умел и не умеет так ставить руку, так подкручивать оптику до полной резкости, как это делает М.А. Так вдохновлять, так действительно всерьёз вдумываться в твои построения и гипотезы. То есть все мои наставники умеют вдумываться, но не так, как М.А. Потому что от половины моих утверждений после критики М.А. не оставалось камня на камне. И это было замечательное ощущение, потому что редко когда чувствует, что критика приближает тебя к истине. А критика М. А. приближает. А потом она редактировала наши "Элементы мокшанского языка в типологическом освещении", толстую книгу, которая с Божьей помощью вышла в этом году. Без энергии М. А. этой книги не было бы совсем, а без её въедливости и титанических усилий она бы не вышла и вполовину такой хорошей, как она вышла.

(А ещё М. А. научила меня любить бардовскую песню, хотя я и не очень уверен, люблю ли я бардовскую песню, исполняемую не её голосом. И --- вязать берёзовые веники для бани.)

Я правда не знаю более крупной лингвистической личности в этом поколении. И как же везёт петербуржским студентам-филологам: я им очень завидую и очень рад.


 
Показать все комментарии (+15)