Базовый стандарт профессиональных компетенций работников НИУ ВШЭ – это совокупность минимально необходимых компетенций, деловых качеств, знаний и навыков, которыми должен обладать каждый работник нашего университета вне зависимости от его должности или возложенных на него должностных обязанностей.
Состав базового стандарта и порядок его введения одобрены ученым советом НИУ ВШЭ и утверждены приказом от 27.10.2020 № 6.18.1-01/2710-01.
Базовым стандартом устанавливаются разные требования к составу и уровню общих компетенций для:
- Научно-педагогических работников (НПР) и тьюторов
- Административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала (АУП и УВП), других аналогичных категорий сотрудников университета
В соответствии с двумя основными сферами своего применения Базовый стандарт состоит из двух разделов:
- Требования к претендентам при приеме на работу в НИУ ВШЭ (входные требования)
- Требования к уже работающим в университете сотрудникам (конкурсные/аттестационные требования)
Требования базового стандарта делятся на входные требования для лиц, впервые принимаемых на работу, и конкурсные/аттестационные требования для лиц, у которых уже имеются трудовые отношения с НИУ ВШЭ. Входные требования могут использоваться при прохождении конкурсных/аттестационных процедур ранее принятыми работниками. Базовый стандарт не включает специфические профессиональные требования, которые оцениваются отдельно в каждой в профессиональной области.
Входные требования при приёме на работу
Конкурсные/аттестационные требования к работникам НИУ ВШЭ
Для проверки соответствия уровня компетенций, знаний и навыков работников требованиям Базового стандарта разработана система тестирования, состоящая из следующих отдельных видов тестов, включающих соответствующие вопросы из всех разделов базового стандарта:
- Тест для претендентов при первом приеме на работу в НИУ ВШЭ
- Тест для НПР и тьюторов
- Тест для АУП, УВП и НВП
Все работники НИУ ВШЭ имеют свободный доступ к системе тестирования, могут пройти тест и проверить текущий уровень своих общеуниверситетских компетенций.
ВЛАДЕНИЕ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Уровень В2 в соответствии с Европейской шкалой оценивания.
Умение читать тесты с большой долей самостоятельности, поддержать беседу, выделить основную суть и аргументы за и против в дискуссии или лекции по своей профессиональной тематике, принять в ней участие, подготовить презентацию и отвечать на вопросы, написать текст на профессиональную тему, синтезировать информацию из разных источников, объяснить процедуру, описать детали, выдвинуть и развить аргумент и т.п.
Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
Уровень А2 - В1 в соответствии с Европейской шкалой оценивания.
Владение языком на этом уровне позволяет понимать простейшие инструкции, поддерживать разговор на повседневные темы, задавать и отвечать на вопросы, понимать простую стандартную речь, читать и понимать простые тексты, сделать простое объявление, написать стандартное письмо и т.п.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Требования соответствуют базовому уровню:
- Использование базовых средств электронной коммуникации – электронной почты и программ для аудио/видеосвязи
- Использование офисной техники – заправка бумаги в принтер, изготовление скана бумажного документа, выбор принтера при печати, изготовление двусторонних копий документов
- Простое использование текстовых редакторов – способность создать документ и сохранить его в формате pdf
- Простое использование электронных таблиц Excel, способность создать вычисляемые формулы, использовать фильтры, сортировку, строить графики по табличным данным
- Простое использование интернет-браузера – открытие страницы в браузере и поиск на ней информации
- Начальные знания по информационной безопасности (понимание, что такое логин и что такое пароль, способность самостоятельно работать под своей учетной записью, умение создавать и использовать защищенные пароли)
- Базовые знания по информационной безопасности – способность противостоять фишингу, социальной инженерии, способность сбросить кэш браузера
Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
Требования соответствуют базовому уровню:
- Использование базовых средств электронной коммуникации – электронной почты и программ для аудио/видеосвязи
- Использование офисной техники – заправка бумаги в принтер, изготовление скана бумажного документа, выбор принтера при печати, изготовление двусторонних копий документов
- Простое использование текстовых редакторов – способность создать документ и сохранить его в формате pdf
- Использование электронных таблиц Excel, способность создать вычисляемые формулы, использовать фильтры, сортировку, строить графики по табличным данным
- Простое использование интернет-браузера – открытие страницы в браузере и поиск на ней информации
- Начальные знания по информационной безопасности (понимание, что такое логин и что такое пароль, способность самостоятельно работать под своей учетной записью, умение создавать и использовать защищенные пароли)
- Базовые знания по информационной безопасности – способность противостоять фишингу, социальной инженерии, способность сбросить кэш браузера
НАВЫКИ ПОДГОТОВКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Знать и соблюдать принципы, традиции и практики подготовки, публикации и распространения научной информации в своей и смежных дисциплинах, в том числе:
- Принципы и процедуры рецензирования публикаций, грантовых заявок и т.д., в том числе недопущение конфликта интересов в научной деятельности
- Принципы академической этики в проведении исследований и подготовке публикаций
- Понятие и критерии авторства и научного приоритета
- Основные понятия права интеллектуальной собственности в применении к научной деятельности, в т.ч. порядок размещения электронных версий публикаций на различных ресурсах, допустимость републикации научных работ и заимствований
- Традиции и принципы структурирования научного текста (аннотация, ключевые слова, ссылочный аппарат и т.д.)
- Характеристики добросовестности научных изданий, в т.ч. практику применения в НИУ ВШЭ соответствующих списков издательств и журналов
ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ПРАВИЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИУ ВШЭ
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Работник обязан знать следующие основные локальные нормативные акты НИУ ВШЭ (далее — ЛНА НИУ ВШЭ), непосредственно связанные с трудовой деятельностью научно-педагогических работников университета:
- Правила внутреннего трудового распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Временное положение об оплате труда работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Антикоррупционная политика Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Положение о конференции работников и обучающихся Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Педагогические работники дополнительно обязаны знать:
- Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Локальные нормативные акты, регулирующие планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников и объема преподавательских услуг, оказываемых исполнителями в рамках договоров гражданско-правового характера по реализации образовательных программ высшего образования в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2022/2023 учебный год
- Регламент планирования, утверждения и публикации расписания учебных занятий в НИУ ВШЭ
Научные работники дополнительно обязаны знать:
Работники, не говорящие на русском языке, обязаны ознакомиться с ЛНА НИУ ВШЭ, переведенными на английский язык.
Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
Работник обязан знать следующие основные ЛНА НИУ ВШЭ, непосредственно связанные с трудовой деятельностью административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала университета:
- Правила внутреннего трудового распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Временное положение об оплате труда работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Антикоррупционная политика Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Положение о конференции работников и обучающихся Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
- Инструкция о порядке работы в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» с документированной служебной информацией ограниченного распространения
Работники, не говорящие на русском языке, обязаны ознакомиться с ЛНА НИУ ВШЭ, переведенными на английский язык.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Работник обязан знать и владеть навыками использования интерфейсов Портала, ВЫШКА-bpm, сервисных служб, академических программ, позволяющих подавать заявки, получать консультации, участвовать в конкурсах НИУ ВШЭ, а также - для профессорско-преподавательского состава и тьюторов - использования LMS и РУЗ.
Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
Работник обязан знать и владеть навыками использования интерфейсов Портала, ВЫШКА-bpm, сервисных служб, академических программ, позволяющих подавать заявки, получать консультации, участвовать в конкурсах НИУ ВШЭ.
ПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Требования соответствуют продвинутому уровню:
- Знание и умение пользоваться сайтом библиотеки НИУ ВШЭ
- Владение электронным каталогом библиотеки, процедурой поиска и заказа издания
- Представление о контенте (типе документов, данных), содержащихся в электронной подписке библиотеки
- Знание основных правил использования электронных ресурсов и существующих лицензионных ограничений, условий получения удаленного доступа к электронным библиотечным ресурсам
- Владение сводным каталогом электронной подписки НИУ ВШЭ, умение найти и открыть требуемую журнал/книгу в электронном виде
- Знание перечня профильных электронных ресурсов в своей области деятельности из имеющихся в электронной подписке библиотеки
- Умение составить поисковый запрос, найти и открыть документы в профильных электронных ресурсах
- Владение системой федеративного поиска по всей электронной подписке библиотеки (дискавери-системой EDS), умение составить поисковый запрос по профильной тематике в EDS
- Базовое владение системами библиографического поиска
- Умение корректно внедрять и использовать электронные ресурсы библиотеки в учебном процессе, корректно использовать и ссылаться на них в научных публикациях
- Знание механизма создания постоянных ссылок на электронные издания, умение пользоваться стандартом DOI
ВЛАДЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАМИ ПОИСКА, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Работник должен:
- Проводить поиск научной литературы с использованием соответствующих информационных систем, как общедоступных, так и подписных, релевантных для его предметной области
- Знать основные формальные характеристики научных публикаций, различия между их стадиями (препринт – труды конференции, постпринт – статья) и типами (статья, глава, рецензия и т.д.)
- Размещать свои препринты и постпринты как на соответствующих серверах НИУ ВШЭ, так и в общедоступных репозиториях, использование которых принято в соответствующей предметной области (arXiv, RePEc и т.д.)
- Знать основные метаданные научных публикаций (аффилиация, авторские идентификаторы, сведения о грантовой поддержке, DOI, ISSN) и соблюдать соответствующие правила, закрепленные в ЛНА НИУ ВШЭ (указание аффилиации, внесение публикаций и авторских идентификаторов на личную страницу)
- Знать базовые понятия прикладной наукометрии (цитирования и самоцитирования, простой поиск и анализ цитирований в Web of Science и\или Scopus)
ЗНАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ И ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИУ ВШЭ
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Работник должен знать механизм работы следующих инструментов:
- Ежегодная оценка публикационной активности сотрудников (далее – ОПА), включая процедуры внесения и верификации публикаций на личные страницы
- Академические надбавки
- Списки журналов, конференций и издательств, используемые в ОПА и надбавках
- Внутренние конкурсы проектов, а также инструменты и службы поддержки получения и оформления внешних грантов, и контрактов
- Академический кадровый резерв
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Работник способен разработать и разместить в информационных системах НИУ ВШЭ программу по учебной дисциплине, порученной ему как лектору (или ответственному за разработку программы):
- В соответствии с шаблоном и по процедурам, утвержденным в НИУ ВШЭ
- В срок и в порядке, предусмотренном ЛНА НИУ ВШЭ
- В соответствии с решением академического совета образовательной программы, заказавшей учебную дисциплину
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEARNING MANAGEMENT SYSTEM
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Применяется только для ППС и тьюторов
Уметь пользоваться корпоративной информационной системой – Информационная образовательная среда LMS для поддержки учебного процесса.
Требования к НПР соответствуют продвинутому уровню (включая требования базового уровня):
Базовый уровень:
- Умение размещать материалы на сайтах дисциплин, использовать файлообменник для передачи файлов обучающимся
- Умение организовывать сбор выполненных заданий слушателей в установленные сроки
- Умение проводить тестирования слушателей по дисциплине
- Умение размещать объявления на сайте дисциплины
- Умение рассылать уведомления слушателям
- Умение работать в обязательных модулях системы, обеспечивающих организацию учебного процесса: курсовые работы и выпускные квалификационные работы, проверка на плагиат, загрузка отзывов и др.
Продвинутый уровень:
- Умение встраивать в материал интерактивные ссылки на внешние источники информации, включать видеоконтент
- Умение использовать «журнал оценок» для фиксирования текущей успеваемости слушателей по дисциплине, формировать итоговую оценку
ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА
Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов
Работник должен быть знаком с академическими и корпоративными ценностями университета, изложенными в следующих ЛНА НИУ ВШЭ:
- Декларации ценностей ВШЭ
- Хартии (кодексе этики) работников НИУ ВШЭ
- Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года
- Программе повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ
- Курс «Академические ценности»
Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала
Работник должен быть знаком с академическими и корпоративными ценностями университета, изложенными в следующих ЛНА НИУ ВШЭ:
- Декларации ценностей ВШЭ
- Хартии (кодексе этики) работников НИУ ВШЭ
- Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года
- Программе повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ
Этап 1 (переходный)
Базовый стандарт применяется как рекомендуемый, продолжительность этапа – 2 года. В этот период предусматривается:
- Разработка и апробация системы тестов в режиме online
- Запуск модульной программы повышения квалификации в постоянно действующем круглогодичном режиме
- Постепенный переход в рамках этапа на применение Базового стандарта как обязательного при приеме на работу
Этап 2
Перевод Базового стандарта в статус обязательного (неодновременно для различных категорий работников) с возможной корректировкой его содержания по результатам апробации в течение первого этапа. Продолжительность этапа – 2-3 года.
Развертывание модульной программы повышения квалификации предусматривает, что каждый модуль программы будет соответствовать разделу (блоку) Базового стандарта, и работник сможет выбирать для прохождения обучения только те модули, по тематике которых его компетенции недостаточны.
Пройти тест на соответствие требованиям Базового стандарта
Для прохождения теста выберите кнопку в соответствии с Вашей должностью и пройдите по ссылке (при этом система может потребовать авторизоваться в ЕЛК).
Внимание! Если Вы занимаетесь преподавательской или научной деятельностью в НИУ ВШЭ, выберите кнопку «Научно-педагогические работники и тьюторы» вне зависимости от занимаемой должности.
Количество попыток не ограничено.
Система тестирования содержит обучающие материалы по всем вопросам теста.
Изучать материалы и пройти тест можно в любой последовательности в удобное для Вас время.
Вы также можете прервать прохождение теста, система автоматически сохранит результаты пройденных Вами тестовых модулей.
Обратная связь
При возникновении вопросов или затруднений просьба обращаться на почту hsecompetencies@hse.ru.