Состоялся седьмой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!
30 сентября 2023 года прошел седьмой открытый семинар научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» в рамках которого обсуждалась проблема преодоления барьеров, трудностей на пути инноваций.
В докладе участники представили некоторые барьеры, которые препятствуют внедрению инноваций в образовательный процесс: нехватка идей, финансов, времени для обучения, недостаток компетенций, большая нагрузка другими обязанностями, отсутствие или малое количество партнерских ресурсов и препятствие инновациям со стороны некоторых учителей и родителей. Для каждого из барьеров было предложено от двух до пяти механизмов преодоления.
Один из предложенных группой примеров преодоления барьера в виде нехватки партнерских ресурсов - это поиск партнеров в онлайн-среде и привлечение к реализации инновации родителей или выпускников. Например, в небольшом населенном пункте команда учителей решила провести для своих классов серию мастер-классов от представителей современных профессий, чтобы детям было проще выбрать для себя направление обучения после школы. Привлечь представителей профессий они хотели с предприятия, однако они ответили отказом, так как уже работают с другими школами и не имеют ресурса расширять свои партнерства. необходимо было провести профориентацию школьникам, но специалистов в данной Информанты отметили важность онлайн-сервисов, в решении данной проблемы, например, федеральных проектов таких как “Билет в будущее”, наличия Edtech продуктов для профориентации, и также возможность выхода на компании при помощи родителей и выпускников, которые будучи представителями какой-либо сферы могли бы рассказать о своей профессии и навыках школьникам. Подробнее о барьерах и путях их преодоления вы сможете узнать из записи семинара. В ближайшее время по данной теме планируется публикация научно-популярной статьи, следите за новостями научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» на нашем сайте и в Телеграмм канале.
В качестве дискутанта на семинаре выступила Дарья Томасова — к.т.н., доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании. После завершения доклада она обозначила следующие проблемы:
Низовая инновация, на мой взгляд, может существовать в виде “мимикрии”, то есть, например, у учителя есть идея и он “упаковывает” её под запросы вышестоящих структур, также низовая инновация может существовать в виде “институционального изоморфизма” (пока рабочее название), суть её состоит в том, что у инноваторов в рамках отдельной образовательной организации часто нет возможности реализовать свою инициативу и инноватор посредством НКО как физическое лицо реализует свою деятельность, это несет в себе как плюсы, например, развитие гибкости, так и минусы, например, невозможность мониторинга процесса внедрения инноваций и их источника. Стоит отметить важность партнерства, так как низовая инициатива всегда живет за счет обратной связи. Следует разделить знания и информацию (к проблеме недостатка информации ). Чем они отличаются? Информацию получить легко, она “упакована”. Знание же может быть передано только в процессе взаимодействия”
Мария Козлова, к.и.н., главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции и руководитель научной группы отметила:
Данные материалы важны, кроме прочего, и как задел для будущих исследований в области категоризации барьеров и путей их преодоления, в разной мере доступных в различных населенных пунктах. Также важен акцент исследовательского внимания на партнерство, взаимодействие с локальными сообществами и внешними организациями в построении дружелюбной образовательной среды.
Козлова Мария Андреевна
Международная лаборатория исследований социальной интеграции: Главный научный сотрудник
Елена Боголюбова, методист Школы № 1541 (Москва), руководитель школьного проектного офиса, выразила благодарность за исследование и рассказала о трудностях введения инноваций в школах:
Трудность внедрения инноваций я бы назвала основным барьером в школьной образовательной среде. Описанные в вашем исследовании аспекты преодоления трудностей хорошо ложатся на практику. Благодарю группу исследователей за интерес к проблеме, поскольку представленные способы преодоления помогут качественно изменить образовательный процесс.
Ждём вас на следующих семинарах НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города».
Запись семинара: НУГ_семинар № 7
НУГ_семинар 7_30.09.2023 (PDF, 458 Кб)
Ссылка на телеграм-канал НУГ: https://t.me/edu_friendly
Томасова Дарья Александровна
Лаборатория инноваций в образовании: Научный сотрудник