Козлова Мария Андреевна
- Главный научный сотрудник, Ведущий научный сотрудник: Международная лаборатория исследований социальной интеграции
- Профессор: Факультет социальных наук / Департамент социологии / Кафедра общей социологии
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Повышение квалификации по программе международного семинара «Культура и психологические процессы: Передовые рубежи исследований» Москва, НИУ-ВШЭ, 2011 год.
Повышение квалификации по программе семинара «Психология межкультурного взаимодействия и аккультурации» Москва, НИУ-ВШЭ, 2012 год.
Программа ЦПК НИУ ВШЭ Английский язык. Углубленное изучение General English, направленное на развитие академических навыков, уровень Intermediate - 2014 г.
Программа ДПО НИУ ВШЭ Количественный анализ социальных данных на основе SPSS и R - 2017 г.
Программа ДПО НИУ ВШЭ Методология биографического исследования - 2018 г.
Профессиональные интересы
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарность Департамента социологии НИУ ВШЭ (февраль 2021)
- Медаль "Признание - 10 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (январь 2020)
Персональная надбавка ректора (2009–2010)
Надбавка за академическую работу (2020–2021, 2017–2018, 2016–2017, 2015–2016, 2014–2015, 2013–2014, 2012–2013, 2011–2012, 2010–2011, 2008–2009, 2007–2008)
Надбавка за защиту докторской диссертации (2023–2026)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022–2023, 2021–2022)
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2007–2008)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Разнообразие, равенство и инклюзия: социальные теории и прикладные проекты (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Разнообразие, равенство и инклюзия: социальные теории и прикладные проекты (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Разнообразное общество: потенциал инклюзии на разных уровнях социального устройства (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2 модуль)рус
- Разнообразное общество: потенциал инклюзии на разных уровнях социального устройства (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Социологические исследования в академии и индустрии: первые шаги в профессии (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Семинар наставника "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1, 3, 4 модуль)рус
- Этносоциальные процессы в глобальном мире (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 3-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет компьютерных наук направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 09.03.04. Программная инженерия; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь) направление: 38.03.01. Экономика, направление: 38.03.02. Менеджмент, направление: 40.03.01. Юриспруденция; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет экономических наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 41.03.04. Политология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет права направление: 40.03.01. Юриспруденция, направление: 40.03.01. Юриспруденция; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Юридический факультет (Санкт-Петербург); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса направление: 38.03.02. Менеджмент, направление: 38.03.02. Менеджмент, направление: 38.03.02. Менеджмент; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород); 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Этносоциальные процессы в глобальном мире (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Культура современных обществ: социологический анализ (Майнор; где читается: Факультет социальных наук; 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Профориентационный семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Социология (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Этносоциальные процессы в глобальном мире (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Гранты
РГНФ/РФФИ
Организация и развитие российского образования за рубежом: учебники для начального обучения 1920-х – 1940-х годов. 2017-19 гг. Исполнитель
Конференции
- 2021
Учебник как модель мира и общества (Москва). Доклад: Межгрупповые отношения в скрытом учебном плане: анализ контента учебных книг для детей мигрантов
- 2020
St. Petersburg International Conference on Inequality and Diversity (IDC) (St.Petersburg). Доклад: Образовательная инклюзия детей мигрантов в дискурсе и практиках учителей российских школ
- 2018
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Variety of social cohesion forms in Russian society: an experience in application of the qualimetric approach
Всероссийская научная конференция с международным участием «Современные проблемы биологии человека», посвящённая памяти Заслуженного профессора МГУ Е.Н. Хрисанфовой (Москва). Доклад: Гормональные показатели хронической тревоги и стресса в группах с разным уровнем модернизированности
- 2017
4th International Research Conference. Culture in society, between groups and across generations. International Laboratory for Socio-Cultural Research (HSE). (Москва). Доклад: Representation Of The Vulnerable Groups In The Secondary Schools' Textbooks
9th European IACCP Conference (Варшава). Доклад: Social and personal identity and work ethics in the context of post-soviet socio-economic transformations
9th European IACCP Conference (Варшава). Доклад: Moral emotions as a mechanism of social cohesion: the case of volunteers from Russia to Eastern Ukraine
XII Конгресс этнографов и антропологов России (Ижевск). Доклад: «Стигма расы»: стратегии совладания мигрантов из республик Северного Кавказа в Москве
- 2016
The ISA 3rd Forum of Sociology (10 - 14 July 2016) The Futures We want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. Доклад: Moral Emotions and the New Work Ethic Among the Rural Population of Modern Russia: Alienation As a Strategy of Adaptation in Callenging Socio-Economic Conditions
The ISA 3rd Forum of Sociology (10 - 14 July 2016) The Futures We want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. Доклад: Moral Emotions and the New Work Ethic Among the Rural Population of Modern Russia: Alienation As a Strategy of Adaptation in Callenging Socio-Economic Conditions
- 2015
Ценности и нормы в потоке времени. VI Международная научная конференция (Курган). Доклад: Конструирование морального порядка и воспроизводство моделей управления многообразием в школьных учебниках обществознания
XI Конгресс этнографов и антропологов России "Контакты и взаимодействие культур" (Екатеринбург). Доклад: Мигрантофобия: "моральные" интерпретации (на примере оценки миграции с Северного Кавказа населением г.Москвы)
XI Конгресс этнографов и антропологов России "Контакты и взаимодействие культур" (Екатеринбург). Доклад: Репрезентация представителей этнических меньшинств в школьных учебниках (на примере советских и постсоветских учебников для начальной школы)
Международная научная конференция "Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность" (Москва). Доклад: Забота о себе и о Другом как моральная установка: междисциплинарный подход
- 2014
Международная научная конференция «Начальное учение детемъ: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры» (Москва). Доклад: «Диалог культур» в монологе доминирующей группы: образы этнических меньшинств в советских и постсоветских учебниках
Всероссийская научная конференция "Социология и естествознание: междисциплинарные подходы к изучению социальной реальности" (Москва). Доклад: Моральные основания и механизмы социальной сплоченности
19th Congress of the European anthropological association (Москва). Доклад: Influence of adaprive pressing on anxiety parameters and cortisol level in students fom Moscow and other cities of Russia
- 2013
XI Ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов. Поле социологии в России и мире: кризис, критика, изменения (Москва). Доклад: Социокультурные ориентиры моральной социализации: трансформации в постсоветский период
Философия человека. Научный симпозиум, посвященный памяти философа и психолога Г.В.Иванченко (Таганрог). Доклад: Общественная мораль в личных целях: межпоколенческий анализ моральных ориентаций
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития». Доклад: "Свои" и "чужие": стратегии и механизмы конструирования образов ингруппы и аутгруппы в советских и постсоветских учебниках для начальной школы
- 2011
X Ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов "Социальное знание в условиях модернизации: экспертные сообщества и междисциплинарный синтез" (Москва). Доклад: КУЛЬТУРА – МОРАЛЬ – ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ: ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- 2010
Ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов "Социология в мире коммуникаций: инновационные подходы" (Москва). Доклад: Меняющиеся культуры. В поисках себя и счастья
- 2008
IX Международная научная конференция «Модернизация экономики и глобализация» (Москва). Доклад: Индивидуальная модернизация: цели, средства, значение
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Гусева П. Д. Влияние ценностных ориентаций на взаимосвязь между институциональным доверием и гражданским участием: межстрановой анализ (aспирантура: 2-й год обучения)
Проекты
Российский научный фонд
2014-2016. Проект "Многообразие видов социокультурной сплоченности в условиях российских реформ: концептуализация и квалиметрия". Исполнитель.
Научный фонд ГУ-ВШЭ
2007-2008. Проект "В поисках смысла социокультурных изменений: анализ модернизационных процессов в «посттрадиционных» обществах". Индивидуальный исследовательский проект
Российский фонд фундаментальных исследований
2006. Проект "Участие в 18м Конгрессе Международной ассоциации кросс-культурной психологии (18th Congress IACCP 2006)". Руководитель.
2010-2011. Проект "Социальные смыслы вещной среды олимпийских объектов: теоретический и визуальный анализ". Исполнитель.
2011-2012. Издание монографии: А.И. Козлов, М.А. Козлова, Г.Г. Вершубская, А.Б. Шилов. "Здоровье коренного населения Севера РФ: на грани веков и культур"
2014-2016. Проект "Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)".
Российский гуманитарный научный фонд
2004-2006. Проект "Этническая идентичность в условиях модернизационных изменений общества". Исполнитель.
2004-2006. Проект "Стратегии профессионального самоопределения в творческих специальностях". Исполнитель.
2011-2013. Проект "Семантико-педагогическое исследование иллюстрации в учебной литературе для начальной школы 1986-2006 годов". Исполнитель.
2013-2015. Проект "Социальные модели и нормы в учебной литературе для начальной школы 1941-1991 годов: историко-педагогический анализ". Исполнитель.
2014-2016. Проект "Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры". Исполнитель.
2015. Проект Международная научная конференция "Забота о себе в педагогике, социологии и психологии". Руководитель
Опыт работы
Преподавательская деятельность:
2002 – 2007 гг. Институт современного искусства. Курсы «Педагогика», «Психология», «Возрастная психология», «Психология творчества», «Музыкальная психология»
2004-2006 гг. МГТУ им Баумана, старший социолог, преподаватель (курс «Культурология»)
С 2006г. по наст. вр. – НИУ ВШЭ, кафедра общей социологии, доцент
Научная деятельность:
2007 г. – по наст. вр. Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник
Информация*
- Общий стаж: 30 лет
- Научно-педагогический стаж: 19 лет
- Преподавательский стаж: 17 лет
Курсы
"Культура, этническая принадлежность и социальный класс". Центр развития компетенций в маркетинге Института открытых программ дополнительного образования Высшей школы бизнеса на программе профессиональной переподготовки "Управление маркетингом", 2022-2023
XVI открытый семинар НУГ «Низовые инновации в школах: барьеры и способы их преодоления в разном социально-экономическом контексте»
31 октября состоялся шестнадцатый семинар НУГ на тему «Низовые инновации в школах: барьеры и способы их преодоления в разном социально-экономическом контексте», объединенный с семинаром для сотрудников Института образования НИУ ВШЭ. В первой части доклада была представлена деятельность научно-учебной группы в целом, во второй – описание ключевых барьеров в создании низовых инноваций в школах и механизмов их преодоления. Заключительная часть была посвящена обсуждению особенностей реализации гранта НУГ.
Более 400 исследователей и практиков приняли участие в IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей»
На днях завершилась работа IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей». В этом году было организовано 17 секций и круглый стол, которые объединили более 400 участников, заинтересованных в исследовании и развитии социокультурной интеграции, из разных стран и регионов России.
Организаторы проекта «Больше историй» АНО «Эволюция и филантропия» выразили благодарность коллективу МЛ ИСИ за содействие и поддержку в проведении совместного исследования
Исследование проводилось в рамках совместного проекта с программой профессионально организованного индивидуального наставничества для детей и подростков в России «Старшие Братья Старшие Сестры».
Сотрудники Лаборатории провели секцию в рамках Грушинской социологической конференции, посвященную памяти профессора, заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук Валентины Ярской-Смирновой
На прошлой неделе состоялась XIV Грушинская социологическая конференция «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы», в рамках которой 12 апреля наша лаборатория провела секцию «Пространство и время социальных изменений».
Члены рабочей группы ФСН приняли участие в XIV Международной Грушинской социологической конференции
Участники рабочей группы «Что ценим, во что верим, на что надеемся: межпоколенческий анализ ценностных ориентаций и инклюзивных установок россиян» приняли участие в XIV Международной Грушинской социологической конференции (11-13 апреля 2024)
Участие социологов НИУ ВШЭ в XIV Грушинской конференции
Сотрудники Департамента социологии НИУ ВШЭ приняли активное участие в работеXIV Грушинской социологической конференции «Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы». Конференция прошла 11-13 апреля 2024 г. в Москве.
Состоялся одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
Одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» состоялся 1 апреля. Екатерина Ткачева представила дизайн и инструментарий второго этапа эмпирического исследования дружелюбной образовательной среды.
Поздравляем наших коллег с победой в конкурсе Российского научного фонда!
Сотрудники нашей Лаборатории и Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ победили в конкурсе РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).
Сотрудники МЛ ИСИ приняли участие в презентации магистерской программы на Зимней школе - 2024
Коллектив МЛ ИСИ принял участие в презентации магистерской программы "Социология публичной сферы и цифровая аналитика" на Зимней школе Факультета социальных наук ВШЭ по социологии 2024.
Ждет ли нас «эра милосердия»? - репортаж о семинаре рабочей группы факультета социальных наук
Десятки внешних слушателей были заинтригованы темой четвертого семинара рабочей группы «Что ценим, во что верим, на что надеемся: межпоколенческий анализ ценностных ориентаций и инклюзивных установок россиян».
Покоряя границы стран, прозвучали доклады участников рабочей группы «Что ценим, во что верим, на что надеемся: межпоколенческий анализ ценностных ориентаций и инклюзивных установок россиян».
Трое участников рабочей группы «Что ценим, во что верим, на что надеемся: межпоколенческий анализ ценностных ориентаций и инклюзивных установок россиян» 14 ноября выступили с докладами на III Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия в эпоху кризиса социальности».
Низовые инновации для развития дружелюбной образовательной среды школ
С января 2023 года Лаборатория инноваций в образовании совместно с Международной лабораторией исследований социальной интеграции реализуют деятельность Научно-учебной группы (НУГ) «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города». Исследование нацелено на выявление механизмов формирования дружелюбной образовательной среды в контексте сотрудничества школы с внешними акторами. Подробнее о том, как продвигается исследование в данном материале.
Состоялся седьмой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!
30 сентября 2023 года прошел седьмой открытый семинар научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» в рамках которого обсуждалась проблема преодоления барьеров, трудностей на пути инноваций.
Поздравляем Марию Андреевну Козлову с блестящей защитой докторской диссертации!
Рады сообщить, что сегодня, 20 сентября 2023 г., состоялась защита диссертации Марии Андреевны Козловой, главного научного сотрудника нашей Лаборатории, на тему: «Моральное регулирование этнокультурного разнообразия в российском образовании». Диссертация была представлена на соискание ученой степени доктора социологических наук.
Состоялся шестой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!
Прошёл шестой открытый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города».
Семинар был посвящён обсуждению вопроса о роли социальных партнёрств школ в формировании насыщенной образовательной среды и преодолении проблемы образовательного неравенства.
Команды сотрудников МЛ ИСИ в числе победителей конкурса проектных групп ФСН
Три проекта, созданных под руководством и с участием сотрудников МЛ ИСИ, получили поддержку Научной комиссии ФСН.
A seminar on framing political news on Russian television was held in the Laboratory
On April 18, 2023, the second consultation seminar from the series "Care and well-being in post-socialist Eurasia: institutions, discourses, identities". The meeting was devoted to the discussion of the topic «“Special Path” Discourse in Framing Political News on Russian TV».
В Лаборатории прошёл семинар на тему фрейминга политических новостей на российском телевидении
18 апреля 2023 г. состоялся второй консультационный семинар из серии «Забота и благополучие в постсоциалистической Евразии: институты, дискурсы, идентичности». Встреча была посвящена обсуждению темы «“Special Path” Discourse in Framing Political News on Russian TV».
Культурное гражданство: определение и эмпирическая применимость
Семинар МЛ ИСИ 6 марта 2023 года был посвящен обсуждению понятия «культурное гражданство». Доклад о своем исследовании представили сотрудники лаборатории - старший научный сотрудник Татьяна Власова и стажер-исследователь Данила Иванов. Дискуссантом выступила главный научный сотрудник МЛ ИСИ Мария Козлова.
Cultural citizenship: definition and empirical applicability
On March 6, 2023, the ILSIR seminar was devoted to the discussion of the concept of "cultural citizenship". The report on their research was presented by the laboratory staff - Senior Research Fellow Tatiana Vlasova and Research Assistant Danila Ivanov. The debater was Maria Kozlova, Chief Research Fellow of the ILSIR.
ILSIR congratulates the participants of the Winter School of the Faculty of Social Sciences – 2023!
On February 12, 2023, the Winter School of the HSE Faculty of Social Sciences was completed, during which participants – potential applicants of a master’s programme in Sociology - presented the results of research projects on topics proposed by the programmes and affecting a variety of spheres of public life.
МЛ ИСИ поздравляет участников Зимней школы факультета социальных наук – 2023!
12 февраля 2023 г. завершилась работа Зимней школы факультета социальных наук ВШЭ, в ходе которой участниками – потенциальными абитуриентами той или иной магистерской программы по социологии – были представлены результаты исследовательских проектов на темы, предложенные программами и затрагивающими самые разные сферы общественной жизни.
Состоялся первый семинар научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
27 января в 16:00 прошел первый семинар научно-учебной группы «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города», совместный проект двух лабораторий МЛ исследований социальной интеграции и Лаборатории инноваций в образовании. Доклад представила Козлова Мария Андреевна, кандидат исторических наук и главный научный сотрудник МЛ исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.
Исследование специальных условий образования для детей с особыми образовательными запросами
Институт образования, Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ и «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» 12 октября 2022 года провел обсуждение результатов исследования специальных условий образования для детей с особыми образовательными запросами (не относящимися к категориям «дети с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды») в общеобразовательных организациях.
Рабочая встреча в российской штаб квартире Cartie
Мария Козлова и Елена Ярская-Смирнова приняли участие в рабочей встрече в российской штаб квартире Cartier в Бизнес-Центре на Пресненской Набережной.
Защиты ВКР студентов магистерской программы “Социология публичной и деловой сферы”
9 и 10 июня прошли защиты выпускных квалификационных работ студентов магистерской программы “Социология публичной и деловой сферы”. Разнообразные темы, сложные поля, продуманная методология, интересные результаты!
Инклюзия детей и молодежи в постсоциалистических странах
18 марта состоялся пятый воркшоп "Инклюзия детей и молодежи в постсоциалистических странах", на котором обсуждался исследовательский проект 'Inclusion Services and Support Networks for the Children of Syrian Refugees in Russia: Institutional Barriers and Strategies for Overcoming Them.'
Управление культурным разнообразием в образовательных контекстах: моральные основания, дискурсы и практики
19 ноября 2021 г. состоялся научный семинар, посвященный обсуждению темы диссертационного исследования главного научного сотрудника Международной лаборатории исследований социальной интеграции, доцента департамента социологии Марии Козловой.
Панельная дискуссия «Разнообразие, равенство и доступность как стратегические концепты и цели развития инклюзивного общества»
20-21 октября 2021 г. в гибридном онлайн-оффлайн формате проходит VI Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы». В ходе панельной дискуссии «Разнообразие, равенство и доступность как стратегические концепты и цели развития инклюзивного общества» в рамках конференции были представлены пять докладов.
Исследовательская экспедиция в Коми-Пермяцкий округ
6 июля завершилась исследовательская экспедиция в Коми-Пермяцкий округ Пермского края, реализованная в рамках программы НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново». С участием сотрудников Международной лаборатории Исследований социальной интеграции студенты магистратуры и бакалавриата исследовали Парму (в публикацию добавлено видео о событии).
«Учесть интересы разных групп»
Международная лаборатория исследований социальной интеграции подводит первые итоги своей работы
В Подмосковье прошла четвертая по счету Школа социальных наук для старшеклассников
На минувшей неделе в Подмосковье завершилась Школа социальных наук — ежегодное мероприятие, организуемое студентами факультета социальных наук для старшеклассников. Школа собрала действительно самых лучших: в этом году на 55 мест претендовали 800 школьников со всей России. О том, как проходила школа, рассказывают ее организаторы.
Торжественное посвящение в студенты магистрантов 1 курса программы «Социология публичной и деловой сферы»
19 сентября в рамках научно-исследовательского семинара «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» состоялось торжественное посвящение в студенты магистрантов 1 курса программы «Социология публичной и деловой сферы». Мероприятие прошло в оригинальном формате под лозунгом «Что было бы, если бы социологию преподавали в Хогвартсе?».
Студенческая экспедиция МНУЛ СКИ "Множественность идентичностей и межкультурные отношения в Республике Крым в контексте исторической памяти"
В марте 2018 года МНУЛ СКИ выиграла конкурс на проведение студенческой экспедиции в рамках университетского проекта Фонда образовательных инноваций. А уже в июне состоялась сама 11-дневная экспедиция «Множественность идентичностей и межкультурные отношения в Республике Крым в контексте исторической памяти» под руководством главного научного сотрудника лаборатории А.Н. Татарко.
Новая монография от издательства Springer
Международным издательском Springer выпущена новая монография "Changing Values and Identities in the Post-Communist World". Данная книга посвещенна сравнительному анализу изменений ценностей и идентичности в нескольких посткоммунистических странах. Редакторами данной монографии являются Н.М. Лебедева (заведующая МНУЛ СКИ, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ), Радосвета Димитрова (доцент Стокгольмского университета) и Джон Берри (главный научный сотрудник МНУЛ СКИ, почётный профессор Университета Куинс). Среди международного коллектива авторов глав, входящих в данную работу, есть также и другие сотрудники МНУЛ СКИ: К. Бёнке, Е.В. Бушина, В.Н. Галяпина, Д.И. Дубров, М.А. Козлова, З.Х. Лепшокова, Т.А. Рябиченко, А.Н. Татарко.
Крестьянин без будущего
Сельские жители стыдятся своей работы и не видят в ней перспектив
Сотрудники лаборатории на 9-й Международной Европейской Конференции Ассоциации кросс-культурной психологии (IACCP)
16-19 июля 2017 г. в городе Варшава (Польша) состоялась 9-я Международная Европейская Конференция Ассоциации кросс-культурной психологии (IACCP). В работе конференции приняли участие представители практически всех европейских стран, занимающиеся исследованиями в области кросс-культурной психологии. Сотрудники лаборатории представили результаты проведенных ими исследований в России и других странах, приняли участие в дискуссиях и работе тематических круглых столов.
IV Международная научная конференция "Culture in society, between groups and across generations"
18-20 апреля в Москве состоялась IV Международная научная конференция "Culture in society, between groups and across generations", организованная сотрудниками Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований Экспертного института НИУ ВШЭ.
Социологический форум в Вене: потенциал глобальной социологии в решении проблем современного общества
10-14 июля в Вене состоялся 3-й Форум Международной социологической ассоциации «Будущее, которого мы хотим: Глобальная социология и борьба за лучший мир», в котором приняли участие около 5000 ученых из 126 стран.
Sociology Forum in Vienna: Potential of Global Sociology for Solving the Problems of Contemporary Society
From July 10 – 14, 2016, the Third International Sociological Association (ISA) Forum of Sociology on ‘The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World’ took place in Vienna. About 5,000 scholars from 126 countries took part in the event.
Моральные эмоции как механизм социального сплочения: проблемы и перспективы исследований
18 февраля в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступила Козлова Мария Андреевна (к. ист. н., старший научный сотрудник МНУЛ СКИ, доцент кафедры общей социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Моральные эмоции как механизм социального сплочения: проблемы и перспективы исследований".
Забота о других помогает заботиться о себе
Способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других. Нейробиологи тесно увязывают эти две способности. Восхищение и сострадание к другим людям вызывает в мозге человека активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. Тем самым, сопереживание заставляет человека осмыслять собственное «Я», влияет на его этический выбор и вызывает желание участвовать в социально значимых нравственных действиях, рассказали ученые НИУ ВШЭ, доцент кафедры общей социологии Мария Козлова и научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Наталья Кошелева.