Состоялся двенадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
Одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» состоялся 29 апреля. Анастасия Андреева, и.о. заведующей Лаборатории инноваций в образовании, Дарья Мирошникова и Назир Джогезай, стажер-исследователь и научный сотрудник этой лаборатории, выступили на семинаре «Publish not perish: как молодым исследователям публиковать статьи».
Полезные советы о написании научных статей для молодых исследователей
Анастасия Андреева и Дарья Мирошникова поделились опытом написания совместных статей на примере подготовки публикаций НУГа. Они рассказали о четырех часто совершаемых молодыми исследователями ошибках во время работы над научными статьями, а также о лайфхаках, которые помогут их избежать.
Ошибка №1: Делать длительные перерывы между работой над статьей
Чтобы написать научный текст, нужно глубоко погрузиться в тему и обработать много информации. Но после длительного перерыва авторы часто обнаруживают, что им приходится начинать работу практически сначала. Восстановление прежнего уровня погруженности и продуктивности после перерыва может стать непростой задачей.
Совет №1: Составьте график и придерживайтесь его
Это может показаться простым, но в составлении расписания есть свои тонкости. Временные интервалы следует выбирать разумно и согласуя их с вашим временем продуктивности. Стоит также планировать наперед, чтобы сохранить писательский импульс и последовательность, и разбить задачу на подзадачи, каждую из которых можно выполнить за один сеанс.
Ошибка №2: Ограничивать написание короткими промежутками времени
Написание статьи требует много размышлений, но мыслительный процесс строится по-разному. Поэтому время для продуктивной работы трудно предсказать, не говоря уже о том, чтобы ограничиться часовым интервалом. Часа — достаточно для ознакомления с задачей, но не для погружения в процесс.
Совет №2: Дайте себе пространство для творчества
Сначала поймите, как функционирует мозг. Есть два способа мышления: сфокусированный и диффузный. Во время первого мозг сконцентрирован на решении проблемы. Второй режим подразумевает, что время от времени человек отключается, чтобы заняться чем-то другим, например, прогулкой. На этом этапе задействуются другие части мозга, которые могут привести к решению проблемы.
Ошибка №3: Отсутствие структуры текста
Это мешает при написании статьи и отрицательно влияет на итоговый результат. Во-первых, из-за отсутствия структуры появляется много вариантов того, как и что можно написать. Это затрудняет и замедляет процесс. Во-вторых, получившийся черновик получается сумбурным.
Совет №3: Подготовьтесь к началу работы
Структура даст возможность увидеть более широкую картину. Она установит границы темы, поможет сконцентрироваться на главном и избежать ненужных усилий. Хорошая практика — создание структуры на теоретической основе, такой как IMRAD. Но не стоит забывать пересматривать свой план по мере продвижения работы.
Ошибка №4: Нескоординированность
Без четкой коммуникации и координации команды становятся жертвами дублирования задач, несбалансированной рабочей нагрузки и хаотичных процессов. Эта дезорганизация порождает разочарование и приводит к тому, что команда становится разобщенной и неэффективной.
Совет №4: Наладьте процессы работы внутри команды
Роль каждого члена команды в написании статьи должна быть четко определена. Для лучшей координации одному из участников нужно контролировать процесс работы. При этом каждому следует понимать, что одни задачи выполняются индивидуально, а другие — в группе. Ключевая групповая работа — предоставление обратной связи. Она помогает команде оставаться на правильном пути. Но хотя размышления над отзывами коллег необходимы, необязательно учитывать каждый комментарий.
Избегая этих ошибок, команды авторов могут значительно повысить свою эффективность и производительность.
Публикация статей в научных изданиях
После написания статьи начинается процесс ее публикации. О нем на семинаре рассказал Назир Джогезай. Он затронул следующие темы: выбор журналов, их требования к статьям, процесс рецензирования и редактирования работы.
Так при выборе журнала нужно обращать внимание на:
- репутацию журнала (в т. ч. импакт-фактор);
- уровень принятия/отклонения статей (журналы с более низким уровнем принятия, как правило, более престижны);
- качество принимаемых статей и авторов;
- аудитория журнала;
- размер аудитории (индексация и тираж);
- время публикации (скорость рецензирования, предварительная публикация онлайн);
- расходы на публикацию и гонорары авторам ($).
Как выбор журнала выглядит на практике? Сначала надо составить список потенциальных журналов для публикации. После этого стоит изучать статьи, которые они публикуют, и понять, были ли среди них работы похожие на вашу по тематике. Следующий шаг — это отправка самой статьи. Но перед этим можно отправить редактору письмо-запрос с аннотацией, чтобы определить степень заинтересованности журнал в работе.
После отправки статьи может пройти какое-то время прежде, чем вам ответят. Но не бойтесь напоминать журналу о себе. На этом этапе происходит рецензирование. В большинстве случаев вам откажут в публикации и это нормально. В других же будет необходимо проработать рекомендации рецензентов и внести правки. При этом даже если вам отказали в публикации, все равно стоит обратить внимание на комментарии экспертов и отработать их.
При работе с комментариями рецензентов действуйте следующим образом:
- ответьте на все комментарии: неважно значительные они или нет, объективные или нет;
- вы можете не вносить некоторые изменения, но обычно исправление — самый простой путь;
- всегда меняйте те вещи, на которые несколько рецензентов обратили внимание;
- изменения могут быть как незначительными: перефразирование, добавление дополнительных ссылок, абзацев или материалов, так и большими: изменение основной гипотезы, метода, выборки, повторение эксперимента;
- всегда нужно изменять те части, которые рецензент «не понял», потому что они вероятно также не будут понятны для читателя.
При работе стоит разделить комментарии на «простые» и «сложные». Сначала надо работать над сложными, которые значительно влияют на содержание статьи, а только потом переходить к «простым».
Так, на семинаре детально обсудили процесс написания и публикации статей. По итогам встречи мы надеемся на то, что эта информация облегчит работу молодым исследователям и приведет их к успеху.
Присоединяйтесь к следующим открытым семинарам НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!
Запись семинара: НУГ семинар №12
Презентации: НУГ семинар №12_2, НУГ семинар №12_1
Ссылка на телеграм-канал НУГ https://t.me/edu_friendly
Андреева Анастасия Александровна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
Джогезай Назир Ахмед
Лаборатория инноваций в образовании: Научный сотрудник
Мирошникова Дарья Игоревна
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Стажер-исследователь