• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

XV открытый семинар НУГ «Образовательный потенциал культурных и креативных пространств: кейсы и рекомендации»

26 сентября 2024 в 10.00 состоялся научный семинар на тему «Образовательный потенциал культурных и креативных пространств: кейсы и рекомендации». На семинаре обсуждался образовательный потенциал культурных и креативных пространств. Основной фокус был на низовых инновациях и взаимодействии между культурными организациями и образовательными учреждениями в рамках них.

XV открытый семинар НУГ «Образовательный потенциал культурных и креативных пространств: кейсы и рекомендации»

Учреждения культуры — это ключевые партнеры школ. Поэтому в рамках экспедиции в Татарстан прицельно изучалось, как образовательные именно сотрудничают культурные организации [прим. это пятая экспедиция, в которой излучались культурные пространства как место для образовательных практик].

На семинаре затронули два исследовательских вопроса [прим. обсуждались результаты, которые основаны на материалах, полученных из экспедиций в Пермский край и республику Татарстан]:

  1. Какую роль играет взаимодействие между организациями в развитии образовательных проектов?
  2. Какой вклад вносят культурные организации в развитие образования?

Выступление начала Дарья Мирошникова, член Научно-учебной группы, стажер-исследователь Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и участник экспедиции в республику Татарстан «Образовательный потенциал культурных и креативных пространств: успешные кейсы и рекомендации». 

Дарья обозначила, что создание инноваций — это групповой, а не индивидуальный процесс, в который вовлекаются несколько акторов. Спектр этих акторов обширен: от культурных пространств до образовательных организаций или бизнеса. При этом их партнерство может реализовываться в трех типах форматов, различающихся по уровню вовлеченности.

После Дарья подробно рассказала о трехстороннем партнерстве на примере кейса, в рамках которого промышленное предприятие предоставило финансовые ресурсы театру, который проводил мероприятия по профориентации для детских садов. Далее она описала такой вид партнерства, как многостороння поддержка образовательных событий. В него вошли 5 типов организаций: «спонсоры» (педагогический институт, школы и турфирма) и организаторы (музей кукол и ассоциация коллекционеров). Целевой аудиторией проекта были школьники.

Дарья особо отметила, что организации внутри одной отрасли могут создавать партнерство друг с другом и не конкурировать, а наоборот кооперироваться для прорабатывать профессиональные тематики, развиваться внутри индустрии и искать локальные улучшающие решения. Внешние же связи (партнерства) помогают обогатиться новым опытом, увидеть новые идеи и подумать, получить новые компетенции и инициировать новые кросс-дисциплинарные инициативы. На этом Дарья Мирошникова завершила своем выступление.

Презентовать результаты исследований продолжила Дарья Дичкова, студентка образовательной программы «Медиакоммуникации» и участница экспедиции в Татарстан. Она сосредоточилась на том, как образовательные проекты существуют в разных типах культурных пространств, что они вносят в образование и как эти образовательные проекты реализуются.

Одним из культурных пространств, рассматриваемых на семинаре, были четыре природных заповедника, которые участвовали в образовательных проектах в рамках тренда на мультимодальную педагогику. Этот подход предполагает представление образовательного контента в различных форматах, включая изображения, аудио, видео и другие вспомогательные материалы. Мультимодальное обучение становится особенно актуальным в контексте быстро меняющихся социальных и технологических условий, поскольку оно позволяет адаптировать процесс обучения к различным типам интеллектуальных предпочтений студентов. 

После этого Дарья углубилась в форматы, выделив четыре основные группы, которые возникают на основе мультимодальной педагогики в заповедниках и парках, которые посетил участники экспедиции в Татарстан:

  • Цифровые форматы (онлайн-проекты, геймификация, аудиогиды);
  • Практические форматы (мастер-классы, театрализованные экскурсии, арт-объекты); 
  • Образовательно-просветительские форматы (школы, волонтерство);
  • Интерактивные форматы (тактильные стенды, экотропы).

Все эти форматы содействую формированию единого пространства из человека, природы, истории и культуры.На примере заповедников исследователи экспедиции убедились, что комбинирование различных средств передачи информации, учитывающее особенности восприятия разных органов чувств, способствует развитию нескольких групп навыков одновременно. Было выделено четыре такие группы, которые развиваются различными форматами:

  • Когнитивные навыки (мобильное приложение, аудиогиды, геймификация);
  • Эмоциональная отзывчивость (мастер-классы, экотропы); 
  • Чувство сопричастности (онлайн-проекты, погружение в деятельность);
  • Социальная интеграция (совместные мероприятия, командная работа).

Дарья закончила свое выступление следующим выводом: «эта квинтэссенция подходов позволяет создать уникальный образовательный опыт, где каждый формат дополняет другой, что делает процесс обучения глубже и тем самым позволяет вовлекать людей разного возраста в экопросвещение в условиях современных вызовов». 

Следующим выступал Айдар Нуриев, студент образовательной программы «История». Он рассказывал про другую группу культурных организаций — библиотеки — а именно про изменение их функции. 

Библиотеки 80-90-х годов больше ассоциировались с тишиной, книгами, погружением в мир литературы, а также с источником информации и третьим местом. Тогда как современные библиотеки ассоциируются с культурой, знаниями и технологиями, выступают как источник информации и как третье место. Но в рамках последних двух функций у них появилось много конкурентов.

Следующий тип культурных организаций, которые были исследованы — это театры, про них рассказала Алисия Романченко, студентка образовательной программы «Глобальная цифровая коммуникация».

В рамках исследования был сделан акцент на «основной посыл театров» и его четыре ключевые функции: раскрытие внутреннего потенциала, формирование ценностей, развитие эмоционального интеллекта, образование и социализация через искусство. Многие педагоги и организаторы театров говорили, что они стремятся к тому, чтобы театр стал третьим местом для молодых людей, в котором они смогут как проявить себя, так и узнать что-то новое. 

Далее Алисия сосредоточилась на формате образовательной деятельности театров, разделив ее на две большие подгруппы: 

  • естественная образовательная деятельность, которая происходит в стенах театра;
  • проекты «вне стен театра»: обучение педагогов, обучение актерскому мастерству и театральному искусству, различные фестивали, образовательные циклы лекций,  обсуждения после просмотра постановки и др.

После этого было подробно рассказано о форматах взаимодействия театра с другими организациями и экспертами. Ими могут быть:

  • школы, сузы, вузы;
  • фестивали, культурные пространства и площадки города;
  • бизнес, фонды и гранты;
  • другие театральные студии;
  • эксперты из разных областей: сотрудники театра и внешние специалисты.

Следующей слово вязала Виктория Воронова, студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». Она посвятила свое выступлению такому культурному пространству как музеи.

Образовательная деятельность в музеях проявляется двумя способами: 1) с момента создания музея и 2) вследствие внешних или внутренних изменений. Ее можно подразделить на четыре группы:

  • основные образовательные форматы: экскурсии, лекции, музейные занятия;
  • творческие образовательные форматы: мастер-классы, конкурсы, творческие вечера;
  • тематические образовательные форматы: сезонные мероприятия, национальные праздники, квесты, викторины, фестивали;
  • форматы, нацеленные на формирование сообщества:: молодёжный клуб, подростковый клуб, волонтёрские движения.

После этого были разобраны потенциал и проблемы взаимодействия музеев и школ.

Выступление завершила Анастасия Андреева, член Научно-учебной группы и и.о. заведующей Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Она подвела следующие итоги:

  • Взаимодействие с партнерами на основе как внутренних и внешних связей создают для образовательных проектов новые возможности, углубляют их содержание и становятся основой более креативных решений.
  • Мультимодальные подходы помогают развивать когнитивные навыки, эмоциональную отзывчивость, чувство сопричастности и социальную интеграцию.
  • Образовательные и просветительские проекты помогают стать площадкой для неформального общения и саморазвития.
  • Культурные и образовательные организации имеют общие интересы, необходимо стимулирование проектов на пересечении этих сфер.

Запись семинара: НУГ семинар №15

Презентация: НУГ семинар №15 (PDF, 2,67 Мб)

Ссылка на телеграм-канал НУГ https://t.me/edu_friendly