XVI открытый семинар НУГ «Низовые инновации в школах: барьеры и способы их преодоления в разном социально-экономическом контексте»
31 октября состоялся шестнадцатый семинар НУГ на тему «Низовые инновации в школах: барьеры и способы их преодоления в разном социально-экономическом контексте», объединенный с семинаром для сотрудников Института образования НИУ ВШЭ. В первой части доклада была представлена деятельность научно-учебной группы в целом, во второй – описание ключевых барьеров в создании низовых инноваций в школах и механизмов их преодоления. Заключительная часть была посвящена обсуждению особенностей реализации гранта НУГ.
Анастасия Андреева, и. о. заведующего лабораторией Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ и член НУГ "Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города", рассказала об особенности научно-учебной группы «дружелюбная образовательная среда», которая заключается в пересечении двух теоретических рамок («низовые инновации» и «дружелюбная образовательная среда». Такой подход позволяет, с одной стороны, на примере проектов ДОС продвинуться в понимании механизмов появления низовых инноваций в школах, а с другой – через изучение низовых инноваций продвинуться в понимании развития ДОС в школах. Эти процессы удачно раскрываются во взаимодействии школ с внешними акторами. Также были представлены цели, задачи и методология НУГ для введения слушателей в контекст.
Дарья Мирошникова, член НУГ "Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города", представила три самых распространенных барьера и пути их преодоления. Согласно анкетному опросу, проведенному в апреле 2024 года среди учителей, заместителей директора и директоров сельских и городских школ Пермского края, самый распространенный барьер, с которым сталкивались более половины участников (51%), – “Отсутствие времени на разработку или реализацию идеи”. Барьер более характерен для сотрудников школ из городских (58,8%), а не сельских населённых пунктов (45,7%). С барьером чаще сталкиваются участники в возрасте 40-49 лет (55,7 %) и 50 лет и старше (54 %), чем более молодые (41,6 %). Такое распределение может быть связано с тем, что, согласно предыдущим исследованиям, молодые учителя менее загружены, чем возрастные, в том числе, потому что работа с цифровыми ресурсами дается им легче (Заир-Бек & Анчиков, 2022). Кроме того, согласно нашей гипотезе, сельские учителя менее загружены, чем городские, в связи с отсутствием возможности для подработки (образовательные центры, репетиторство) (Заир-Бек & Анчиков, 2022).
Со вторым барьером “Нехватка людей с необходимыми компетенциями” сталкивалась почти половина участников (49%). Более характерно для участников в возрасте 40-49 лет (54,2%) и 50 лет и старше (50,2%), чем для более молодых участников. Более характерно для администрации школы (54,9 %), чем для школьного персонала (45 %). Нет различий между сельскими и городскими населёнными пунктами. Такое разделение может обосновываться в том числе наработками НУГ: администрация школы чаще берет на себя функции, связанные с подбором персонала для разных проектов, поэтому лучше рефлексирует эту проблему. Кроме того, согласно статистическим данным, люди старшего возраста чаще становятся директорами школ: средний возраст директора школы в России – 49.9 лет, наиболее представленная возрастная категория – от 40 до 59 лет (Заир-Бек, Мерцалова & Анчиков, 2020).
С третьим барьером “Отсутствие материалов, оборудования, финансирования, сталкивалась почти половина участников” (47%). Более характерен для молодых участников (52%), чем для участников в возрасте 40-49 лет (47,2 %) и 50 лет и старше (44,5 %). Более характерно для директоров (51,4%) и учителей (50,1%), чем для заместителей директоров (39,2%). Участники из города более обеспокоены барьером (48,7%) , чем участники из города-миллионника (41,3%) и сельской местности (41,4%). Такое различие между сотрудниками, занимающими разные должности, может быть связано с тем, что зачастую поиск финансирования, налаживание партнерств входит в пул обязанностей заместителей директоров, поэтому они знают о имеющихся грантовых возможностях. Некоторые предыдущие работы утверждают, что сельским учителям менее важна инфраструктура (Заирбек, Мерцалова & Анчиков, 2021).
О способах преодоления барьерах мы подробно рассказывали на 14 семинаре, предлагаем ознакомиться с соответствующей новостью.
Далее Анастасия рассказала об уровнях преодоления барьера. Качественные данные позволили проследить, как соотносятся уровень барьера и уровень его преодоления: если возможность закрывается, например, на уровне города, успешная стратегия — искать возможности на других уровнях (организационном, региональном и т.д.). Поиск новых возможностей связан с запросом поддержки на уровне школы, населенного пункта, региона или страны. Был разработан анкетный вопрос, позволяющий понять структуру таких запросов. Согласно опросу, можно выделить три категории участников по запросам: «неинициативные» (сотрудники, которые сталкивались с барьером и запрашивали поддержку один или менее раз), «Инициативные с неуспешным опытом» (сотрудники, которые сталкивались с барьером и запрашивали поддержку более одного раза, но большая часть запросов была нерезультативной) и «Инициативные с разным опытом» (сотрудники, которые сталкивались с барьером и запрашивали поддержку более одного раза, и большая часть запросов была результативной). Данные показывают, что в качестве барьера тот или иной фактор чаще отмечают безынициативные участники, чем инициативные.
В заключительной части Анастасия через ключевые численные значения проекта (количество участников, статей, внутренних встреч и семинарах) рассказала о том, как была выстроена работа, а также дала рекомендации для сотрудников, которые хотели бы подать заявку на грант НУГ в следующем году. Презентация завершилась представлением эффектов от взаимодействия двух лабораторий: проблематизация подходов за счет «взгляда со стороны», расширение рамки за счет теоретических и методологических подходов партнера.
Дискутант семинара, Козлова Мария Андреевна, главный научный сотрудник Международной лаборатория исследований социальной интеграции и руководитель НУГ "Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города", представила выявленные в ходе исследования культурные (ценностные) ограничения развития дружелюбной образовательной среды в российской школе, а затем поделилась подходом к интерпретации данных о барьерах внедрения низовых инноваций, опирающемся на концепт образовательного неравенства.
Обсуждение выстроилось вокруг теоретической рамки исследования. Слушатели дали комментарии о необходимости провести разделение между понятиями «барьеры» и «дефициты», а также предложили уделить большее внимание определению низовых инноваций.
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Стажер-исследователь
Андреева Анастасия Александровна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
Козлова Мария Андреевна
Международная лаборатория исследований социальной интеграции: Главный научный сотрудник