• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы школьной инклюзии детей с инвалидностью в постсоветских странах: роль социального капитала

В рамках научно-учебной группы сотрудники МЛ ИСИ приступили к реализации проекта «Факторы школьной инклюзии детей с инвалидностью в постсоветских странах: роль социального капитала»



В 2012 Российской Федерацией была подписана и ратифицирована международная конвенция ООН о правах инвалидов, призывающая, в том числе, к пересмотру основных подходов к работе с людьми с особыми потребностями и акцентирующая особое внимание на необходимости развивать инклюзивное общество, предоставляющее возможности для развития всех индивидов. В настоящий момент на уровне формальных обязательств все учебные заведения в России считаются инклюзивными, однако на практике оказывается, что лишь небольшая часть из них оказывается готова принять учеников с инвалидностью. Барьерами выступают неблагоприятная физическая среда, различные социальные трудности, вызванные неготовностью общества в целом и педагогов в частности. Становится крайне важным изучение условий, в которых формируется инклюзия, а также факторов, способствующих или затрудняющих эти процессы. При этом, курс на инклюзию актуализирован в социальной политике многих стран мира, а в целом ряде государств уже накоплен большой опыт реализации такой политики. Интеграция в эти глобальные процессы, их адаптация в местных условиях идут неравномерно, с разной скоростью и разными эффектами в России и других странах – бывших советских республиках.

Для изучения этих условий в 2020 году в рамках конкурса была создана научно-учебная группа (НУГ) под названием «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» под руководством Елены Ярской-Смирновой. Членами НУГ стали сотрудники МЛ ИСИ,  студенты и аспиранты департамента социологии НИУ ВШЭ.

Проект, реализуемый НУГ в этом году, получил название «Факторы школьной инклюзии детей с инвалидностью в постсоветских странах: роль социального капитала». Его целью является получение новых уникальных научных данных о роли социального капитала, а также о других факторах и элементах процесса школьной инклюзии в условиях трансформации общего образования в сравнительной перспективе анализа ситуации в России и странах ближнего зарубежья.

Приглашаем всех желающих на регулярные семинары НУГ, которые будут посвящены следующим темам:

1. Институциальные ресурсы инклюзивного образования: межстрановое сравнение

2. Роль социального капитала в инклюзии детей-инвалидов и их родителей в России и странах – бывших советских республиках: сравнительный анализ

3. Установки родителей и педагогов в отношении инклюзии: межстрановое сравнение

4. Эффекты социального капитала в условиях перехода на дистанционное обучение: инклюзия и эксклюзия как последствия пандемии 

5. Методики преподавания и работы с детьми с ООП в период пандемии Covid-19 в контексте школьного образования, а также другие темы

О дате и времени проведения семинаров мы сообщим в университетской рассылке "Приглашения на научные и образовательные мероприятия, проводящиеся в ВШЭ".