Большаков Никита Викторович
- Заместитель руководителя департамента: Факультет социальных наук / Департамент социологии
- Ведущий научный сотрудник, Старший научный сотрудник: Международная лаборатория исследований социальной интеграции
- Доцент: Факультет социальных наук / Департамент социологии / Кафедра методов сбора и анализа социологической информации
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2011 году.
- Научно-педагогический стаж: 8 лет.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Департамента социологии НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (январь 2020)
- Благодарность Факультета социальных наук НИУ ВШЭ (июль 2018)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2019–2020)
Лучший преподаватель — 2024, 2021–2022, 2016–2019
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели до 30 лет" (2018–2019)
Категория "Будущие преподаватели" (2014–2015)
Информация*
- Общий стаж: 12 лет
- Научно-педагогический стаж: 8 лет
- Преподавательский стаж: 4 года
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Долгова Е. М. Институционализация инклюзивных процессов в современном музее на примере категории людей с инвалидностью (aспирантура: 1-й год обучения)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Количественные методы социологического исследования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 01.03.02. Прикладная математика и информатика, направление: 39.03.01. Социология; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Методология и методы исследований в социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Методология и методы исследований в социологии (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Разнообразие, равенство и инклюзия: социальные теории и прикладные проекты (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Количественные методы социологического исследования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Компьютерные методы анализа социологических данных (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Компьютерные методы анализа социологических данных (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Методология и методы исследований в социологии (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Методология и методы исследований в социологии (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Разнообразие, равенство и инклюзия: социальные теории и прикладные проекты (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Компьютерные методы анализа социологических данных (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Компьютерные методы анализа социологических данных (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Методология и методы социологического исследования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Компьютерные методы анализа социологических данных (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Методология и методы социологического исследования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар - 2 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар - 3 (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Статистический анализ данных (SPSS) (Бакалавриат; где читается: Высшая школа бизнеса; 3-й курс, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Компьютерные методы анализа социологических данных (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук направление: 39.04.01. Социология, направление: 39.04.01. Социология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Методология и методы социологического исследования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
Гранты
2022 - 2025 «Культурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России», руководитель (РНФ 22-78-10098).
Конференции
- 2024
Векторы образования глухих обучающихся: традиции, вызовы, перспективы (Москва). Доклад: Социальные аспекты изучения жестового языка в образовании глухой молодежи
Музей ощущений 0+ (Ташкент). Доклад: "Скрыто? Открыто!" проект для подростков с аутизмом в Музее криптографии
Исследуя сообщество глухих (Москва). Доклад: Восприятие переводчиков жестового языка глухими и слабослышащими
IV Международная научная конференция «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей» (Москва). Доклад: Открытые для публики, доступные и инклюзивные»: потенциал музеев в социокультурной интеграции разных групп населения
- 2023
I ФОРУМ ИНКЛЮЗИВНОГО И ДОСТУПНОГО ИСКУССТВА (Ташкент). Доклад: Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры
Что значит быть глухим? Новые вызовы для сообщества. (Москва). Доклад: Жестовый язык в онлайн-общении глухих
- 2022
XXIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). (Москва). Доклад: Инклюзивное образование в пространстве постсоциализма: межстрановое сравнение оценки родительской удовлетворенности
Всероссийская научно-практическая конференция «Десятые Кремлевские чтения» (Казань). Доклад: Адаптация мультимедийных инсталляций для глухих и незрячих посетителей: игровые аудиорежимы и перевод на жестовый язык
X международный интердисциплинарный научно-практический симпозиум «МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ: СПЕЦИФИКА, ЦЕЛИ, ВОЗМОЖНОСТИ» (Москва). Доклад: "Мне нравится, когда меня считают КИборгом": мотивация кохлеарной имплантации во взрослом возрасте
Конференция «Музей ощущений. После инклюзии: утопии и новые сценарии» (Москва). Доклад: Дискуссия «не трогать, не слушать, не смотреть: возможен ли в будущем полностью мультисенсорный музей?»
- 2021
Интернет-форум «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья». Доклад: Как пандемия коронавируса отразилась на обучении детей с инвалидностью? Итоги всероссийского опроса
ISA Forum of Sociology 2021 (Porto Alegre). Доклад: The Meaning of Deafness in the Process of Vocational Education and Professional Identification of Youth with Hearing Loss in Russia.
15th Conference of the European Sociological Association (Barcelona). Доклад: “The state just makes everything more difficult for the Deaf”: barriers to inclusion in education and the labour market in Russia
Fulbright International Disability Seminar (Moscow). Доклад: «Государство не обращает внимания и усложняет все»: барьеры включения глухих и слабослышащих в образование и рынок труда
II международная конференция «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» (Пермь). Доклад: Парадоксы доступности и управление инклюзией в учреждениях культуры: исследование незрячих посетителей в музее
IХ Международный Форум Фонда «Обнажённые сердца» (Москва). Доклад: Социальные эффекты пандемии: вызовы для семьи, профессионалов и гражданского общества
- 2020
Социальный урбанизм: время и пространство городской жизни (Саратов). Доклад: Инклюзивный музей в городе: от отдельных практик к методической рефлексии
SOCIAL DYNAMICS: INEQUALITIES, INTEGRATION, MOBILITY, AND MIGRATION (Budapest). Доклад: ‘Bringing them up from scratch’ Assembling NPM policies in Russian regions
International Research Conference "Interaction. Integration. Inclusion" (Москва). Доклад: Специфические установки сообщества глухих в системе факторов профессионального выбора глухой и слабослышащей молодежи
International Research Conference "Interaction. Integration. Inclusion" (Москва). Доклад: Реформирование социальной сферы российских регионов: гибридизация квази-рынка социальных услуг
- 2019
BASEES (British Association for Slavonic and East European Studies) Annual Conference 2019 (Кембридж). Доклад: Occupational choice of deaf and hard of hearing young people in modern Russia
Всероссийская конференция с международным участием по проблемам трудоустройства и получения профессионального образования людьми с нарушениями слуха: «Глухие могут все: трудоустройство без барьеров» (Москва). Доклад: «Профессиональный выбор и барьеры профессиональной адаптации глухих (по результатам социологического исследования)»
Социологический метод исследования в театроведении: школы и направления (Москва). Доклад: Социологические исследования театральной аудитории
- 2018
Без барьеров 2.0: новые подходы в исследовании инвалидности (Москва). Доклад: Глухота как (не)инвалидность: взгляд на свою глухоту молодежи, получающей среднее профессиональное образование
- 2017
Векторы развития современной России – 2017. «Границы дают отпор»: демаркация практик, пространств и языков описания (Москва). Доклад: Возможности и ограничения интеграции глухих и слабослышащих в общедоступные культурные практики
13th Conference of the European Sociological Association (Un)Making Europe: Capitalism, Solidarities, Subjectivities Athens, Greece, 29 Aug. - 01 Sept. 2017 (Афины). Доклад: Art and cultural consumption in Russian Deaf community
- 2016
XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Концепция культурного капитала в контексте социальной инклюзии людей с нарушениями слуха
X Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Доклад: Применение смешанных методов при работе с малоизученными группами на примере исследования сообщества глухих
VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Использование смешивания методов в процессе разработки и пилотажа опросного инструмента при работе с неслышащими респондентами
- 2015
IX Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Доклад: Возможности он-лайн исследований при опросе неслышащих респондентов
Международная конференция "Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства" (Москва). Доклад: Профессиональная квалификация социолога в социальном государстве: опыт проведения анкетирования неслышащих и слабослышащих респондентов
- 2014
VI конференция СОЦИОЛОГИЯ В ДЕЙСТВИИ (Санкт-Петербург). Доклад: Социологическая составляющая оценки театров в крупных городах
XIII международная научно-практическая конференция молодых ученых "Векторы: от формирования ценностей к изобретения традиций" (Москва). Доклад: Социологический подход к оценке организаций исполнительского искусства: опыт одного исследования
V Рязанские социологические чтения (Рязань). Доклад: Культурные практики глухих и слабослышащих в современном мегаполисе
IX международная научная конференция "Сорокинские чтения": Приоритетные направления развития социологии в XXI веке (Москва). Доклад: Отношение россиян к платному образованию, как барьер взятия образовательных кредитов
- 2013
VII Конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Доклад: Причины непопулярности образовательных кредитов.
ІІ Конгресс Социологической ассоциации Украины «Социология и общество: взаимодействие в условиях кризиса» (Харьков). Доклад: Индексный подход к измерению культурного капитала
Культурная политика. История и современность (Москва). Доклад: Культурный уровень аудитории в системе оценки деятельности театров.
Участие в исследовательских проектах
2012: Проблемы интеграции выпускников режиссерских факультетов кинематографических вузов в киноиндустрию и дебютное кино (Заказчик: Министерство культуры Российской Федерации), Стажер-исследователь.
2013-2014: Разработка механизмов и мер государственной политики по развитию профессиональной сферы исполнительских искусств и народного творчества в Российской Федерации на период до 2020 г. (Заказчик: Министерство культуры Российской Федерации), Стажер-исследователь.
2014: Мероприятия по повышению эффективности государственной поддержки всероссийских и региональных фестивалей в области исполнительских искусств. (Заказчик: Министерство культуры Российской Федерации), Социолог
2014: Анализ зарубежного опыта поддержки национального кино, выходящего на широкий экран в странах с открытыми рынками (Заказчик: Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии), Социолог
2015 – 2016: The Russian welfare state under quadruple influence: stability or conflict? (совместно с Brown University, Aleksanteri Institute, University of Bergen, NIBR)
2015 – 2017: Social Policy in the Russian Federation: Directions, Policy Processes, Outcomes, Prospects (funded by United Nations Research Institute for Social Development)
2015 – 2016: Разработка информационно-аналитического модуля состояния культуры АИС "Система" (Заказчик: ГИВЦ Минкультуры РФ), Социолог
2015 – 2016: Мониторинг зрительских ожиданий от фильмов, выходящих в прокат в период новогодних каникул (Заказчик: Энджой Мувис), Социолог
2016: Разработка Концепции развития кинематографии Республики Казахстан до 2050 года: социологическое исследование аудитории казахстанского кино и интервью с экспертами по вопросам развития кинематографии Республики Казахстан (Заказчик: Министерство культуры и спорта Республики Казахстан), Социолог
2016: Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), Социолог. Отчет (PDF, 2,51 Мб)
2015–2017: Социологическое исследование журналов "Театр" и ПТЖ (совместно с Журналом о театре "Замыслы")
2018–2019: Всероссийское исследование театральной аудитории (Лаборатория будущего театра ГИТИСа), Руководитель исследования
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Тренинг "Музей ощущений", Музей современного искусства Гараж и Фонд "Соединение"
Адаптация театров и музеев для людей с нарушением слуха и зрения, Театр Наций и Фонд "Соединение"
Выступления в рамках круглых столов и тренингов
Круглый стол "Методы изучения современного театра", 15 ноября 2014 (организатор: журнал "Замыслы")
Школа театрального лидера. Модуль "Работа со зрителем", 12-26 июня 2014 (организаторы: Департамент Культуры города Москвы и Центр имени Мейерхольда). Доклад: "Измерение культурного капитала театральной аудитории: опыт одного исследования"
Тренинг "Музей ощущений", 28-30 сентября 2015 (организаторы: Музей современного искусства Гараж и Фонд поддержки слепоглухих "Со-единение"). Доклад: "Методы опроса посетителей с инвалидностью"
Воркшоп "The Russian welfare state under quadruple influence: stability or conflict?, 18 апреля 2016
Круглый стол «ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ДО 2050 ГОДА» (Организаторы: Казахский научно-исследовательского институт культуры, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Союз кинематографистов России). Доклад: «Ключевые вопросы развития кинематографии Республики Казахстан: мнения и оценки экспертного сообщества», 12 августа 2016
Тренинг "Музей ощущений: глухие", 20-21 сентября 2016 (организатор: Музей современного искусства Гараж). Доклад: "Deafhood. Медицинская, социальная и культурная концепции глухоты"
Вебинар «Социологические исследования инклюзивного образования: что они могут дать семьям, воспитывающим детей с особенностями развития?», 1 мая 2020 (Фонд "Выход", Ассоциация "Аутизм. Регионы", БФ "Абсолют-Помощь")
Семинар исследовательской группой антропологии инвалидности Института этнологии и антропологии РАН и МЛ ИСИ НИУ ВШЭ. Доклад: «Проблемы среднего профессионального образования глухих и слабослышащих», 29 мая 2020
Еженедельный семинар Института образования НИУ ВШЭ. Доклад: «Ситуация с обучением детей с инвалидностью в связи с пандемией COVID-19», 23 июня 2020
Конференция «На связи с историей» (филиал Исторического музея в Туле), модератор конференци: 31 октября 2021
Круглый стол "Социальная грамотность: как выживать в России?" (Общероссийский гражданский форум), участник дискуссии: 27 ноября, 2021.
Круглый стол "Трудоустройство людей с инвалидностью в музеях: опыт и перспективы развития" (Исторический музей), модератор дискуссии: 25 октября, 2021
Беседа о труде Заботы (Дом культуры "ГЭС-2"), модератор дискуссии: 21 апреля, 2022
Дискуссия "Пространство взаимодействия: зачем нужны межмузейные проекты, ориентированные на сообщества?" (Дом культуры "ГЭС-2", Мосурбанфорум), модератор дискуссии: 6 августа 2022
Дискуссия «Принцип универсальности: как создавать музейные экспозиции для всех» (Еврейский музей и Центр толлерантности), участник дискуссии: 29 августа 2022
Круглый стол "Доступное наследие" (Форум "Наследие"), 1 декабря 2022
Образовательные проекты
Международная междисциплинарная школа для студентов и выпускников НИУ ВШЭ и ALMA U, Алма-Ата (Казахстан), 22-26 апреля 2019
Курс "Маркетинг и финансирование культурных проектов" (Образовательный центр "Бенуа"), Блок по исследованию аудитории культурных проектов, 2020-2021
Курс "Лаборатория по исследованию разнообразия" (МЛ ИСИ НИУ ВШЭ и Музей современного исскусства "Гараж"), модератор занятий: 13 января – 3 марта 2021; 14 апреля – 2 июня 2021
Тренинг "Так посчитали" (InLiberty), автор и преподаватель курса: 08 июня – 07 июля 2021
Летняя школа для учителей и руководителей, Программа "Преподавание исследований и сопровождение проектной деятельности в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам" (НИУ ВШЭ, совсемстно с Кирой Соколовой), автор и преподаватель курса: 08 июня – 24 июня 2022
Школа "Как и зачем строит рай на Земле?" (Никола-Ленивец), Блок по исследованию аудитории, 2021-2022
Кружок "Исследуя сообщество глухих" (Дом культуры "ГЭС-2"), куратор и преподаватель: ноябрь 2022 – май 2023
Программа "Коллоквиум" по исследованиям инвалидности (Третьяковская галерея): составитель курса, ведущий
Другие публикации
Социологическое исследование: ПТЖ и "Театр" // Замыслы (Журнал о театре) № 2. С. 242–294 (В соавторстве с К.Костриковой и К.Блохиной)
Модели понимания инвалидности // Музей ощущений: слабовидящие и незрячие посетители. Опыт музея современного искусства "Гараж" С. 11–21 (В соавторстве с Е.Ярской-Смирновой)
В учебном центре «Вороново» прошла Осенняя школа МЛ ИСИ НИУ ВШЭ
2–5 ноября прошла Осенняя школа МЛ ИСИ, посвященная понятию «культурного гражданства». Участники на лекциях и семинарах разбирались в этой концепции, ее связи с культурными институциями и инклюзией. А по итогам школы презентовали свои собственные проекты.
Более 400 исследователей и практиков приняли участие в IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей»
На днях завершилась работа IV Международной научной конференции «Интеракция. Интеграция. Инклюзия: лабиринты смыслов и горизонты возможностей». В этом году было организовано 17 секций и круглый стол, которые объединили более 400 участников, заинтересованных в исследовании и развитии социокультурной интеграции, из разных стран и регионов России.
НИУ ВШЭ х «ГЭС-2»: вторая конференция «Исследуя сообщество глухих»
С 31 мая по 2 июня в Доме культуры «ГЭС-2» состоялась II Междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих», организованная совместно с НИУ ВШЭ. Международный форум объединил экспертов из 11 стран и четырех континентов. Участники рассмотрели темы, касающиеся социальных, культурных и лингвистических особенностей людей, входящих в сообщество глухих, в современном мире.
«Исследуя сообщество глухих»: конференция, объединившая более 150 ученых, практиков и молодых исследователей из разных стран и регионов России
С 31 мая по 2 июня 2024 г. состоялась Вторая ежегодная Междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих», организованная Домом культуры «ГЭС-2» совместно с Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.
«ГЭС-2» и МЛ ИСИ открыли конференцию, посвященную изучению сообщества глухих
31 мая 2024 г. в Доме культуры «ГЭС-2» состоялось открытие Второй ежегодной Междисциплинарной конференции «Исследуя сообщество глухих», объединившей ученых и практиков из более 10 стран.
Никита Большаков, Екатерина Долгова и Мария Малофеева выступили с докладом на совместном семинаре Института востоковедения РАН и Института этнологии и антропологии РАН
13 апреля 2024 г. состоялся семинар группы изучения инвалидности в странах Востока Института востоковедения РАН и группы антропологии инвалидности Института этнологии и антропологии РАН, в рамках которого сотрудниками МЛ ИСИ были представлены предварительные результаты исследования по гранту РНФ «Культурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России».
Состоялся одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»
Одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» состоялся 1 апреля. Екатерина Ткачева представила дизайн и инструментарий второго этапа эмпирического исследования дружелюбной образовательной среды.
ИСГ в гостях у ВШЭ
Весь март занятия кружка «Исследуя сообщество глухих» Дома культуры «ГЭС-2» проходили в Вышке на базе Международной лаборатории исследований социальной интеграции.
НИУ ВШЭ и «ГЭС-2» проведут вторую конференцию «Исследуя сообщество глухих»
Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ совместно с Домом культуры «ГЭС-2» проведут II ежегодную Междисциплинарную конференцию «Исследуя сообщество глухих». Форум рассмотрит вопросы, касающиеся социальных, культурных и лингвистических особенностей глухих людей. Конференция пройдет с 31 мая по 2 июня в Доме культуры «ГЭС-2».
Поздравляем наших коллег с победой в конкурсе Российского научного фонда!
Сотрудники нашей Лаборатории и Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ победили в конкурсе РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).
Сотрудники МЛ ИСИ совместно с Факультетом менеджмента НИУ ВШЭ провели семинар по культурному гражданству
19 января 2024 г. сотрудники МЛ ИСИ совместно с Факультетом менеджмента НИУ ВШЭ в Перми провели открытый семинар, посвященный обсуждению темы "Вызовы и потенциал взаимодействия музеев с ключевыми институциональными акторами".
Никита Большаков принял участие в разработке и организации программы профессионального развития музейных сотрудников
Никита Большаков, ведущий научный сотрудник МЛ ИСИ, совместно с Музеем криптографии, организовал программу профессионального развития для музейных работников под названием "На одной волне".
В Лаборатории открыли сезон встреч в рамках проекта про культурное гражданство
11 сентября 2023 г. для научного коллектива проекта РНФ «Культурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России» состоялся обучающий семинар, посвященный работе с полевыми данными в программе MAXQDA.
I Форум инклюзивного и доступного искусства в Республике Узбекистан
Ведущий научный сотрудник Лаборатории Большаков Никита выступил с лекцией «Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры», подготовленной совместно с Ксенией Дмитриевой, руководителем программы "Особый взгляд" Благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт".
Сотрудники Лаборатории опубликовали результаты научных исследований в журнале Laboratorium
Поздравляем наших коллег с новыми публикациями!
«Работа по изучению сообщества глухих в России будет продолжаться, ведь запущенный процесс уже не остановить»
21 мая 2023 г. состоялась Междисциплинарная конференция «Что значит быть глухим? Новые вызовы для сообщества», которая была организована Домом культуры «ГЭС-2» и нашей Лабораторией.
НИУ ВШЭ и «ГЭС-2» проведут конференцию по теме исследования глухоты
21 мая Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ совместно с Домом культуры «ГЭС-2» организует I Международную междисциплинарную конференцию «Что значит быть глухим? Новые вызовы для сообщества». Форум, посвященный социальным, культурным и лингвистическим основам функционирования сообщества глухих в стране и мире, запланирован в офлайн- и онлайн-форматах.
Sociocultural Potential of Museums: Identity and Local Solidarity
On April 12, 2023, within the framework of the XXIV Yasin (April) International Academic Conference on Economic and Social Development, a session "Sociocultural Potential of Museums: Identity and Local Solidarity" was held (Moderator: N. Bolshakov (ILSIR, HSE University).
Социокультурный потенциал музеев: идентичность и локальная солидарность
12 апреля 2023 г. в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялась сессия «Социокультурный потенциал музеев: идентичность и локальная солидарность» (председатель Н.В. Большаков, МЛ ИСИ НИУ ВШЭ).
«Эффективная практика по пересборке визуальных нарративов»: НИУ ВШЭ и Третьяковка исследовали инвалидность в искусстве
В Государственной Третьяковской галерее завершилась работа «Коллоквиума Disability Studies» –– серии образовательных встреч, посвященных обсуждению темы инвалидности и социальных отношений в произведениях искусства из собрания Третьяковки. Соавтором проекта выступил исследователь НИУ ВШЭ Никита Большаков. Темой финальной встречи стала «Справедливость».
Сотрудники лаборатории примут участие в Ясинской (Апрельской) международной научной конференции
В период с 4 по 14 апреля 2023 г. состоится XXIV Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, в рамках которой от нашей лаборатории будут представлены и обсуждены результаты новых исследований.
16 февраля прошла встреча «Милосердие» в рамках Коллоквиума Disability Studies в Третьяковской галерее
Программу Коллоквиума разработал старший научный сотрудник МЛ ИСИ Никита Большаков, а лектором на первом дне встречи стала заведующая лабораторией Елена Ярская-Смирнова.
«История инвалидности, как и история искусства, учит нас уважать человеческое достоинство»
Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ вместе с Третьяковской галереей запускает программу «Коллоквиум». Для участников это будет уникальный опыт совмещения науки, искусства, образования и культуры. Мероприятие объединит социологов, историков искусства, культурологов, филологов, политологов, журналистов и философов.
Коллоквиум по Disability Studies в Третьяковке
«Коллоквиум» — встречи, посвященные обсуждению темы инвалидности и социальных отношений в произведениях из собрания Государственной Третьяковской галереи. Программа разработана научным сотрудником МЛ ИСИ Никитой Большаковым совместно с сотрудниками отдела обеспечения доступности и инклюзии Государственной Третьяковской галереи. К участию приглашаются студенты и начинающие исследователи гуманитарных направлений, интересующиеся изучением проблематики инвалидности, инклюзии и человеческого разнообразия.
Maria Ivanova's research became one of the best in the Competition of student scientific papers – 2022
International Laboratory for Social Integration Research wholeheartedly congratulates Maria Ivanovna on her well-deserved victory in the Competition of students' research papers – 2022!
Исследование Марии Ивановой стало одним из лучших в Конкурсе НИРС-2022
МЛ ИСИ всей душой поздравляет Марию Иванову с заслуженной победой в Конкурсе научно-исследовательских работ студентов (НИРС-2022)!
Accessibility of cultural institutions: the experience of Moscow museums
Nikita Bolshakov took part in the business program of the Fifth anniversary Youth Forum "Heritage".
Доступность учреждений культуры: опыт московских музеев
Никита Большаков принял участие в деловой программе Пятого юбилейного молодежного форума «Наследие».
Approaching "tomorrow"
Elena Iarskaia-Smirnova, Head of the ILSIR HSE, research fellows and other colleagues of HSE share their impressions about participating in the international film festival "Cinema Without Barriers".
Стать ближе к «Завтра»
Заведующая МЛИСИ НИУ ВШЭ Елена Ярская-Смирнова, сотрудники лаборатории и другие коллеги делятся впечатлениями об участии в международном кинофестивале «Кино без барьеров».
Симпозиум медицинской антропологии
Старший научный сотрудник лаборатории Никита Большаков принял участие в работе X международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума «МЕДИЦИНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ: СПЕЦИФИКА, ЦЕЛИ, ВОЗМОЖНОСТИ», организованного Ассоциацией медицинских антропологов (АМА), Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН: Центр медицинской антропологии) и Республиканским центром биоэтики (Минск: Беларусь). Вместе с Аленой Бабкиной Никита выступил с докладом «”Мне нравится, когда меня считают Киборгом”: мотивация кохлеарной имплантации во взрослом возрасте».
Итоги выборов лучшего преподавателя ВШЭ - 2022
Поздравляем Никиту Большакова и Ольгу Вербилович, ставших одними из победителей в номинации Лучший научный руководитель по итогам конкурса НИРС.
Опубликованы итоги выборов лучших преподавателей — 2022. Поздравляем победителей от факультета!
Лучшими от факультета социальных наук по итогам студенческого голосования за 2021-2022 учебный год были названы более 70 преподавателей. Поздравления коллегам!
13 проектов НИУ ВШЭ поддержано Российским научным фондом
РНФ подвел итоги конкурсов 2022 года на получение грантов по конкурсам «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса продления проектов молодежных групп 2019 года Президентской программы исследовательских проектов. По итогам первого конкурса поддержано четыре проекта НИУ ВШЭ на два года, по итогам второго — шесть проектов на три года, по итогам третьего — три заявки на три года.
Коллектив Международной лаборатории исследований социальной интеграции стал обладателем гранта РНФ
Проект «Культурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России» поддержан в рамках конкурса 2022 года на получение грантов Российского научного фонда по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.
Социальные эффекты пандемии: вызовы для семьи, профессионалов и гражданского общества
Елена Ярская-Смирнова и Никита Большаков приняли участие в IХ Международном Форуме Фонда «Обнажённые сердца»
Трудоустройство людей с инвалидностью в музеях: опыт и перспективы развития
Научный сотрудник лаборатории Никита Большаков выступил модератором круглого тола "Трудоустройство людей с инвалидностью в музеях: опыт и перспективы развития", состоявшегося 25 октября на базе Государственного исторического музея.
Тревожность и копинг-стратегии детей с особыми потребностями и членов их семей в период пандемии COVID-19
18 сентября в 12.00 (Мск) состоялся очередной семинар НУГ «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный обсуждению эффективности копинг-стратегий детей с особыми потребностями (ОП) и членов их семей в период пандемии Covid-19. Cотрудники МЛ ИСИ Никита Большаков, Литвин Илья и Ушаков Алексей выступили с докладом «Тревожность и копинг-стратегии детей с особыми потребностями и членов их семей в период пандемии COVID-19».
Члены НУГ на Конференции Европейской социологической ассоциации
Члены НУГ «Инклюзивное общество» приняли участие в 15 конференции Европейской социологической ассоциации (The 15th ESA Conference), которая проходила с 31 августа по 3 сентября. Все мероприятия конференции проводились онлайн, хотя официально городом-хозяином конференции в этом году была Барселона. В конференции приняли участие почти четыре тысячи участников со всех уголков Европы и мира.
Инклюзивность российских школ: что думают о ней родители и учителя
28 июня научно-учебная группа «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» провела очередной семинар. Он был посвящен обсуждению предварительных результатов исследования инклюзивного образования в нашей стране. Кто должен заниматься процессом реального включения детей с инвалидностью в жизнь социума, какую роль в нем играют школы и государство — эти и другие вопросы исследователи задали родителям и педагогам со всех федеральных округов России.
Инклюзия и равенство: завершилась работа «Лаборатории разнообразия» Вышки и музея «Гараж»
2 июня завершился совместный проект Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ и музея современного искусства «Гараж». Он был посвящен исследованию разнообразия (diversity) в обществе. Интеркультурализм, жизнь в многонациональном государстве, эйджизм, бедность и дискриминация людей с инвалидностью — эти темы поднимались в рамках лаборатории. На финальной онлайн-встрече проекта его участники говорили об универсальном дизайне — дизайне окружающей среды, способном сделать ее доступной для всех людей вне зависимости от диагноза, возраста и других факторов.
Поздравляем Большакова Никиту Викторовича с успешной защитой кандидатской диссертации
4 марта 2021 года состоялась защита диссертации Большакова Никиты Викторовича на тему: "Факторы профессионального выбора глухих и слабослышащих учащихся средних профессиональных учебных заведений", представленной на соискание ученой степени кандидата социологических наук.
Члены НУГ на Форуме международной социологической ассоциации
Никита Большаков, член НУГ "Инклюзивное общество" выступил на Форуме международной социологической ассоциации (ISA), с докладом «The meaning of deafness in the process of Vocational Education and professional identification of youth with hearing loss in Russia»
Поздравляем Большакова Никиту Викторовича с защитой кандидатской диссертации
04 марта 2021 года состоялась защита диссертации Большакова Никиты Викторовича на тему «Факторы профессионального выбора глухих и слабослышащих учащихся средних профессиональных учебных заведений»
Буря в образовании: новая школьная реальность в оценках экспертов ВШЭ
С середины марта, как только стало ясно, что жизнь при пандемии радикально перекраивает образовательную сферу, Институт образования НИУ ВШЭ начал изучать нюансы перемен. Страхи, стрессы, старые проблемы и новые точки роста оперативно исследовались, а результаты размещались в открытом доступе. Недавно сотрудники и партнёры института представили свои наблюдения в серии публикаций в «Учительской газете». Уникальная возможность посмотреть на происходящее с позиции учёных, педагогов, детей и родителей — в подборке IQ.
Исследование ситуации с обучением детей с инвалидностью в связи с пандемией COVID-19
Младший научный сотрудник МЛ ИСИ Н.В. Большаков принимает участие в проведении опроса о проблемах образования детей с инвалидностью во время пандемии COVID-19, организованного РООИ "Перспектива" соместно с Inclusive Education Initiative при поддержке Национальной коалиции «За образование для всех!». https://inclusion24.ru/news/vnimanie-opros/
Проблемы среднего профессионального образования глухих и слабослышащих
29 мая 2020г. младший научный сотрудник лаборатории Никита Большаков сделал доклад по теме «Проблемы среднего профессионального образования глухих и слабослышащих» в рамках совместного онлайн семинара МЛ ИСИ и исследовательской группы антропологии инвалидности Института этнологии и антропологии РАН.
Конференция Британской ассоциации славянских и восточно-европейских исследований
С 12 по 14 апреля в Кембридже в очередной раз прошла ежегодная отчетная конференция Британской ассоциации славянских и восточно-европейских исследований BASEES 2019. В нем приняли участие Елена Ярская-Смирнова, Никита Большаков и Александра Горяйнова.
Заметки с Зимней школы
С 19 по 23 ноября в подмосковном учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» состоялась Зимняя школа факультета социальных наук по направлению «Социология», в которой приняли участие почти 40 студентов, абитуриентов магистерских программ нашего факультета, съехавшихся из разных вузов России. Перед студентами выступили руководители департамента Чепуренко Александр Юльевич, Стребков Денис Олегович, Зангиева Ирина Казбековна, а также представители 5 магистерских программ, в том числе, программы «Прикладные методы социального анализа рынков».
Поздравляем выпускников 2018 года
1 ноября состоялось вручение дипломов выпускникам аспирантуры Вышки
Лучшие преподаватели НИУ ВШЭ 2018
Выборы лучшего преподавателя Высшей школы экономики 2018 года состоялись. Традиционно, среди объявленных победителей много сотрудников нашего департамента. Поздравляем коллег!
Поздравляем Глазкова Константина и Большакова Никиту с назначением специальной стипендии
Стипендия назначается аспирантам, показавшим наивысшие результаты в научной деятельности
Поздравляем победителей конкурса «Лучший преподаватель – 2017»!
По итогам конкурса «Лучший преподаватель – 2017» этого звания уже второй раз подряд удостоен аспирант нашей школы Большаков Никита.
Конференция памяти Александра Крыштановского: Как методы и процедуры социологических исследований реагируют на вызовы времени?
23-24 сентября на факультете социальных наук прошла VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского. В ней приняли участие более 400 участников из шести стран.
Поздравляем победителей конкурса «Лучший преподаватель – 2016»!
По итогам конкурса «Лучший преподаватель – 2016» этого звания был удостоен аспирант нашей школы Большаков Никита.
Студенты и выпускники выбрали лучших преподавателей
Стали известны результаты голосования студентов и выпускников за лучших преподавателей.