• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшее образование для коренных народов: международный и российский опыт

Одним из событий, открывших второй день конференции, стал круглый стол «Высшее образование для представителей коренных народов: международный и российский опыт». Обсуждение проблемных зон и конструктивного опыта при создании в вузах образовательной среды, поддерживающей культурное разнообразие, прошло содержательно насыщенно и оживленно. В представленных докладах обсуждались ценностные ориентиры развития высшего образования для представителей коренных народов, проблемы их адаптации к условиям обучения, сильные стороны и ограничения разных организационных форм и образовательных практик.

Высшее образование для коренных народов: международный и российский опыт

В докладе Татьяны Власовой, к.философ.н., доцента Удмуртского государственного университета были представлены результаты эмпирического исследования, основанного на проведении количественного опроса студентов и глубинных интервью с преподавателями направления подготовки «Удмуртская филология». Исследование позволило эксплицировать ключевые характеристики среды, создаваемой в рамках образовательной программы, в числе которых – выстраивание отношений между преподавателями и студентами по типу «семейных» связей. В определенной мере такой контекст позволяет студентам – как правило, выходцам из сельской местности, - легче адаптироваться к условиям городской среды и обучения в вузе, с другой – таит в себе опасность закрепления установок на патернализм в системе ценностных ориентаций и поведенческих практик студентов.

Доклад Галины Вершубской, научного сотрудника НИИ и Музея антропологии МГУ, и Андрея Козлова, д.биол.н., проф., ведущего научного сотрудника МЛ ИСИ, представил спектр подходов к измерению уровня и качественных характеристик адаптации студентов-представителей коренных народов к условиям обучения в вузах крупных городов. В числе рассматриваемых маркеров стресса были рассмотрены как медицинские (уровень секреции кортизола, уровень глюкозы), так и психологические (тревожность, склонность к новизне, толерантность) показатели. Сравнение результатов обследования студентов-представителей коренных народов, обучающихся в медицинском вузе г. Ханты-Мансийска и педагогическом вузе г. Перми продемонстрировало более успешную адаптацию студентов-коми-пермяков, проходящих обучение в составе культурно-гомогенных групп отделения коми-пермяцкого языка и литературы ПГГПУ. Зафиксированные различия позволили поставить под сомнение необходимость принудительного включения представителей коренных народов в культурно-гетерогенные группы.

Завершивший сессию доклад Марии Козловой, к.ист.н., главного научного сотрудника МЛ ИСИ, основанный на результатах глубинных интервью со студентками отделения коми-пермяцкого языка и литературы ПГГПУ, в числе факторов, способствующих как более успешной адаптации представителей коренных народов к условиям обучения в вузе, так и интеграции представителей этнокультурных меньшинств в макросоциальный контекст, представил наличие специальных академических курсов, в частности по родной истории, языку и культуре, развитие института «внутригруппового наставничества» и включение студентов из числа коренных народов как в культурно-однородные, так и в культурно-гетерогенные группы по интересам. Эти факторы, формирующие условия, которые позволяют индивиду самостоятельно варьировать степень закрытости-открытости, инклюзии-эксклюзии, становятся основанием для развития «мягких» стратегий инклюзии и актуализации межкультурного диалога как формы признания для представителей коренных народов.