• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

16 февраля прошла встреча «Милосердие» в рамках Коллоквиума Disability Studies в Третьяковской галерее

Программу Коллоквиума разработал старший научный сотрудник МЛ ИСИ Никита Большаков, а лектором на первом дне встречи стала заведующая лабораторией Елена Ярская-Смирнова.

16 февраля прошла встреча «Милосердие» в рамках Коллоквиума Disability Studies в Третьяковской галерее

Фото предоставлено Государственной Третьяковской галереей

Как сказала одна из участниц: «Я была в Третьяковке множество раз, но никогда не думала, что на коллекцию музея можно посмотреть сквозь оптику исследований инвалидности»

 
Елена Ярская-Смирнова, Никита Большаков с аудиторией лектория

Необычную экскурсию с медиацией по залам музея провели Никита Большаков и Методист по музейно-образовательной деятельности отдела Обеспечения доступности и инклюзии музея Мария Галкина. Останавливаясь у полотен В.Г. Перова "Чаепитие в Мытищах близ Москвы", "Продавец песенников в Париже", "Приезд институтки к слепому отцу", участники вместе с кураторами делились эмоциями, интерпретациями сюжета и характеров персонажей, познаниями о истории создания работ и биографии знаменитого передвижника. Перов широко известен своими портретами Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, В.И. Даля, жанровыми картинами "Рыболов", "Охотники на привале". Прославился живописец и своими работами о бедняках, людях с инвалидностью, а шире - о несправедливом устройстве общества. Какие чувства и смыслы милосердия открываются современному зрителю, созерцающему сцену "Чаепития в Мытищах"? Почему Перов решил изобразить парижского слепого музыканта зрячим? Это обсуждение было невероятно живым и глубоким, и происходило оно не на онлайн-семинаре, и не в аудитории с презентацией слайдов, а в аутентичной обстановке музейного зала. 

 

Лектором на встрече «Милосердие» стала заведующая лабораторией Елена Ярская-Смирнова. Встреча началась знакомством слушателей и организаторов программы Коллоквиума в одном из залов главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. 

 
Елена Ярская-Смирнова проводит лекцию в рамках первого дня

Целый ряд вопросов, связанных с интерпретациями метафор странного тела в истории изобразительного искусства, обсудила со слушателями здесь же в своей мини-лекции Елена Ярская-Смирнова. Монстр, фрик, объект изумления и жалости, часть толпы, дух нации… Как менялись образы и в чем мы видим сейчас этику, эстетику и политику Другого – от античной мифологии до брейгелевых приемов политической сатиры, от святости и греховности до развлечения и научного факта? После лекции участники отправились к полотнам И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» и М.В. Нестерова «На Руси (Душа народа)». Положение, позы и жесты персонажей, их выражения лиц и взаимодействия между собой и со зрителем, характер и роль каждого из них в общей задумке живописного нарратива в критической тональности или воспевании духовной сплоченности – дискуссия прервалась лишь объявлением о закрытии галереи. Многое осталось за рамками этого разговора, который еще только начался. Коллоквиум продолжится в марте, участников ждут новые впечатления и открытия.