Никита Большаков, Екатерина Долгова и Мария Малофеева выступили с докладом на совместном семинаре Института востоковедения РАН и Института этнологии и антропологии РАН
13 апреля 2024 г. состоялся семинар группы изучения инвалидности в странах Востока Института востоковедения РАН и группы антропологии инвалидности Института этнологии и антропологии РАН, в рамках которого сотрудниками МЛ ИСИ были представлены предварительные результаты исследования по гранту РНФ «Культурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России».
От нашей Лаборатории на семинаре выступили ведущий научный сотрудник Никита Большаков и стажеры-исследователи Екатерина Долгова и Мария Малофеева с докладом «Формирование сообществ людей с инвалидностью в современном музее».
Актуальность рассмотрения музея как площадки для формирования различных сообществ подтверждается тем, что современный музей является агентом социальных изменений, тогда как «инклюзия» и «доступность» стали одними из наиболее актуальных трендов в разработке современных музейных проектов. Трансформация роли музея привела к тому, что современный музей стал агентом формирования культурного гражданства. Докладчики отметили, что музеи в своей деятельности, опираясь на данные принципы и понимая инклюзию определенным образом, репрезентируют отдельные черты местных идентичностей, включают определенные темы в свои публичные или выставочные проекты, работают с исключенными группами или обращаются к конкретным инклюзивным сообществам, реализуя принцип культуры соучастия. Анализу этих процессов посвящён проект «Культурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России» (грант РНФ №22-78-10098), промежуточные результаты которого были представлены на семинаре участниками рабочей группы.
Направление работы музеев, связанное с сообществами, особенно инклюзивными, становится популярной темой для дискуссий в последние годы. По результатам анализа имеющихся интервью, Никита, Екатерина и Мария выделили в музее несколько категорий для работы по теме исследования музейных сообществ (готовые инклюзивные сообщества как внешний ресурс, профессиональные инклюзивные сообщества), а также представили потенциал музеев в формировании собственных сообществ на тему инклюзии.
В ходе выступления Екатерина приводила примеры того, как музеи могут пассивно выступать в роли площадки (как правило, в физическом смысле), на которой становится возможным взаимодействие внешних по отношению к музею организаций, связанных с инклюзивной деятельностью. Большую роль в развитии этого играют различные государственные, общественные и грантодающие организации, с которыми выстраивается взаимовыгодное сотрудничество на общей территориально-пространственной локации.
Также Екатерина отметила, что люди с инвалидностью зачастую принимают экспертную роль и привлекаются в музей как внешние советники, выступая в качестве гейткиперов [Латур, 2014], за счет этого становится возможным формирование профессионального инклюзивного сообщества на базе музея, которое составляют как эксперты с инвалидностью, так и без. Кроме того, Мария отметила, что музеи могут самостоятельно брать на себя функцию формирования новых сообществ с участием людей с различными формами инвалидности. Однако для этого имеются барьеры, которые можно преодолеть путем специализированного обучения сотрудников и при помощи поддержки внешних агентов.
У группы изучения инвалидности в странах Востока Института востоковедения РАН и группы антропологии инвалидности Института этнологии и антропологии РАН вызвало большой интерес выступление коллег с предварительными результатами исследования по проекту РНФ, что породило активную дискуссию и обмен опытом исследования современного музея как форума для диалога и сотрудничества. Поднимались такие вопросы, как участие различных по статусу агентов в развитии инклюзии в музеях, ограниченность ресурсов для этого и иные факторы в зависимости от региона, а также важность персональных и местных инициатив, которые служат опорой при формировании музейных сообществ. Участники семинара сформулировали направления для развития исследования по теме сообществ и пришли к выводу о том, что для готовности формировать сообщества на базе музея необходима системная работа с индивидуальным посетителем с инвалидностью и темой инклюзии, а также укорененность инклюзивной работы с разными группами посетителей.