В учебном центре «Вороново» прошла Осенняя школа МЛ ИСИ НИУ ВШЭ
2–5 ноября прошла Осенняя школа МЛ ИСИ, посвященная понятию «культурного гражданства». Участники на лекциях и семинарах разбирались в этой концепции, ее связи с культурными институциями и инклюзией. А по итогам школы презентовали свои собственные проекты. Осенняя школа МЛ ИСИ 2024 была реализована в рамках проекта, который реализуется при поддержке Гранта РНФ 22-78-10098 «Культурное гражданство и локальная солидарность: опыт социальной инклюзии аудитории музеев России»
Открытие Осенней школы началось с приветственного слова заведующей МЛ ИСИ Елены Ярской-Смирновой. Затем участники разделись на команды, чтобы визуализировать в виде плакатов своё представление о ключевых концептах, формирующих тематику школы. После открытия научные сотрудники лаборатории Роман Абрамов и Татьяна Власова прочитали лекцию, посвящённую концепту культурного гражданства. Спикеры обратились к истории возникновения и развития этого феномена и обозначили основные подходы к его изучению. В конце лекции были продемонстрированы примеры проектов, отражающих идею культурного гражданства: Том Сойер Фест в Самаре, направленный на сохранение купеческой архитектуры, и фестиваль мордовской культуры «Живи, село, живи!», проходящий в Пензенской области. Мероприятие завершилось вопросами от слушателей, которые породили активное обсуждение проблемы концептуализации культурного гражданства и соотношения концепта с понятиями «идентичность», «политическое гражданство» и «интерсекциональность».
![](/mirror/pubs/share/direct/985645152.jpeg)
Далее участников ждал воркшоп «Выход в город: выставочные пространства за пределами музея». Павел Овчинников предложил проанализировать, как современные музеи реализуют выставочные проекты вне музея и почему это актуально в современном мире. По его мнению, существует противоречие: здание музеев по сути является отражением эпохи модерна, однако искусство в нём - это отражение эпохи постмодерна. Из этого, по его мнению, рождается несостыковка, когда искусство является демократичным, а здание в силу своей культурной ценности "диктаторским". Командам было предложено придумать выставочный проект в пределах села Вороново, основываясь на семи основных аспектах, которые необходимо проработать перед тем, как начать делать проект. Среди них: формат и форма проекта, финансирование, команда, граждане (то есть для кого и как будет реализован этот проект), а также место (где конкретно он будет реализован). Павел акцентировал внимание на необходимости подробно описать эти аспекты перед тем, как их реализовать. Всего участники смогли придумать четыре идеи, среди которых: Монастырская трапезная, военная реконструкция и два выставочных павильона в лесу.
Второй день у участников был не менее насыщенным. Сначала, лекцию «Работа музея с локальной идентичностью» провела Полина Жураковская, куратор и старший научный сотрудник Музея Москвы. На примере проекта «Москва без окраин», реализуемого Музеем Москвы, Полина рассказала, как можно изучать и репрезентировать идентичность районов Москвы на примере Капотни и Арбата. Полина также поделилась советами по проведению исследований локальных идентичностей (районов, городов). Участники узнали как представлять свою личную историю, связанную с локальной идентичностью района, где они проживают, через устные нарративы. Изучали локальную идентичность и ее связь с общим контекстом, а также научились овеществлять локальные символы и использовать личные истории для передачи локальной идентичности. Особое внимание было уделено "невидимым местам", поиску образов и значимости бережной репрезентации нарративов. Это занятие способствовало пониманию способов воплощения локальной идентичности.
![](/mirror/pubs/share/direct/985645262.jpeg)
Дальше на прикладном семинаре Константин Обухов рассказывал участникам о программе MAXQDA, предназначенной для кодирования и автоматизированного анализа эмпирических материалов. Все присутствующие могли попробовать воспользоваться пробной версией этой программы для работы с предложенным массивом данных. Были рассмотрены разные инструменты MAXQDA, позволяющие упорядочивать и анализировать данные - как для качественных, так и для количественных исследований. Константин увлекательно и лаконично представил очень большой материал, в результате чего многие участники проявили интерес к программе и выразили готовность применить ее в собственных исследованиях.
4 ноября на Зимней школе выступили старшие научные сотрудники МЛ ИСИ НИУ ВШЭ Константин Обухов и Татьяна Власова с лекцией «Аудитория музеев России: способы изучения и типологизации». На лекции были представлены результаты исследований, проводимых в рамках лаборатории, но еще не опубликованные в публичном доступе. Сотрудники нашей лаборатории задались вопросом: каким образом музеи работают с аудиторией? Для ответа они применили методологию кейс-стади, где сосредоточились на отдельных музеях, таких как Музей криптографии или Музей Сидура, в то время как крупнейшие музеи, например, Третьяковская галерея, были исключены из рассмотрения. По итогам лекции стало очевидно, что посетители музеев не являются уникальной категорией граждан, но входят в широкую группу «культурных потребителей», поэтому учреждениям культуры необходимо кооперироваться и создавать общие досуговые практики для вовлечения аудитории.
![](/mirror/pubs/share/direct/985659914.jpeg)
На следующей лекции, «Формирование музейных сообществ и вовлечение людей с инвалидностью и миграционным опытом», которую прочитали Никита Большаков, ведущий научный сотрудник МЛ ИСИ, Екатерина Долгова, стажер-исследователь МЛ ИСИ НИУ ВШЭ, и Мария Малофеева, стажер-исследователь МЛ ИСИ НИУ ВШЭ. Основным лейтмотивом лекции были сферы работы музеев с иным опытом (к примеру – людей с инвалидностью и людьми с миграционным опытом), которую исследуют коллег в рамках гранта РНФ. По их мнению, музеи – это площадка, на которую привлекаются уже сформированные инклюзивные сообщества. Одна из причин – минимальные ресурсные вложения. Во взаимодействии с другими организациями и культурными институциями и происходит формирование культурного гражданства. Музей так же участвует в формировании инклюзивного сообщества, укорененного локально и характеризующегося высокой степенью социальной плотности. Барьером к этому может стать дефицит кадров, отвечающих за инклюзию, а также недостаток финансирования и внешние события. Музеи активно противодействуют этим сложностям – в первую очередь, за счет внешних ресурсов и самостоятельного обучению кадров инклюзии.
![](/mirror/pubs/share/direct/985659888.jpeg)
Влад Колесников, куратор программ для сообщества глухих фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» и Данила Четвериков, ассистент Клуба любителей жестового языка Дома культуры «ГЭС-2» провели для участников школы лекцию «Культурное гражданство сообщества глухих» и семинар «Музейные проекты для глухих: между инклюзией и культурным исключением». Выступающие начали лекцию с диалога с аудиторией о том, какие термины релевантно употреблять по отношению к сообществу глухих, а какие нет. Так, например, некорректно использовать слова глухонемой (глухие говорят на жестовом языке), сурдопереводчик (надо переводчик жестового языка), язык жестов (необходимо жестовый язык). Далее Влад Колесников рассказал об основных концепциях глухоты, существующих в научном дискурсе: медицинская концепция, культурная концепции. Лектооры поделились результатами исследования «Социокультурный профиль представителей элиты сообщества глухих», проведенного в рамках кружка «Исследуя сообщество глухих» в «ГЭС-2». Целью исследования было определить, какие критерии являются основными при определении статуса внутри сообщества глухих. Они выяснили, что элита сообщества глухих — группа людей, концентрирующая в руках объём важных ресурсов и вносящая вклад в развитие сообщества глухих, при этом тесно взаимодействующая и со слышащими. Они определяют себя через сообщество глухих, но имеет бикультурную идентичность. Глухие и слабослышащие из глухих семей занимают главенствующие позиции среди элиты, важно владеть РЖЯ, иметь атрибуты принадлежности к сообществу. Однако, бывают и исключения. Лекция вызвала большой интерес среди участников школы.
![](/mirror/pubs/share/direct/985660064.jpeg)
В рамках семинара Влад Колесников и Данила Четвериков организовали дебаты, на которых пытались найти ответ на вопрос - Являются ли культурные проекты на жестовом языке для глухих примером инклюзии? Участники выполняли задание с опорой на реальные проекты для глухих: Курс подготовки глухих экскурсоводов в «Гараже», Театр неслышащих актеров «Недослов», Кружок «Пиши-читай!» ГТГ и «ГЭС-2», Туры на жестовом языке в музеях: Галерее Уитни, Галерее Тейт. В результате была реализованы увлекательная дискуссия, заданы интересные и фундаментальные вопросы на размышлеение
Это была очень интересная выездная школа, будем с нетерпением ждать следующей!