Ася Терехова, шеф-редактор приложения «Гусьгусь»: «Очень важно не побояться рассказать о своем проекте кому-то еще»
Ася Терехова окончила магистерскую программу «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» в 2017 году и сейчас помимо работы в «Arzamas» читает студентам курс про подкасты. 12 ноября детское приложение «Гусьгусь» под руководством Аси вышло в App Store и Google Play. Мы поговорили о том, как проект создавался.
В «Arzamas» мы запустили детское аудио-приложение с лекциями, подкастами, сказками, рассказами, прочитанными современными авторами. Это удобный детский плеер, он похож на «Радио Arzamas» — только для детей. Нам очень хотелось, чтобы у детей было какое-то свое безопасное место — и чтобы этому месту доверяли взрослые, чтобы им было комфортно и удобно оставить ребенка вместе с телефоном. Чтобы это было место, которое по-настоящему интересно и понятно детям, место, где ребенок сможет найти ответы на свои вопросы и понять, что с ним говорят на одном языке, сможет почувствовать себя равным собеседником, почувствовать себя нужным.
С чего все начиналось? Что было до Гуся?
Изначально был раздел «Arzamas» «Детская комната». Он был и на сайте, и в приложении «Радио Arzamas», раз в неделю там выходили подкасты и лекции. В какой-то момент в «Детской комнате» стало тесно, и мы поняли, что нам хочется отстроиться и делать уже детский замок, а не детскую комнату, где будет гораздо больше всего, потому что все-таки, когда ты часть большого проекта, ты наследуешь его определенные принципы, и мы, например, не могли говорить о вещах, которые, как говорится, по-настоящему интересны детям, например, о динозаврах или биологии. Потому что «Arzamas» — гуманитарный проект.
Плюс мы не могли выпускать большое количество обновлений, оставаясь в «Детской», просто потому, что тогда всё «Радио Arzamas» превратилось бы в детское медиа, а взрослых пользователей, незаинтересованных в детском контенте, это могло бы раздражать. И мы подумали, что нам хочется выйти на более широкую аудиторию, чем аудитория «Arzamas» в своем отдельном проекте. Все началось с «Детской комнаты», и она переехала в «Гусьгусь».
В какой-то момент в “Детской комнате” стало тесно, и мы поняли, что нам хочется пробовать отстроиться и делать уже детский замок, а не детскую комнату.
Как ты поняла, что детский просветительский контент – это то, что нужно сейчас?
Мне самой все время не хватает чего-то детского в интернете, потому что я многажды старшая сестра и тетя, и я чувствую на своей шкуре родительский запрос: ты хочешь быть для ребенка больше, выше, сильнее, знать ответы на все вопросы, но ты не находишь себе в этом помощников. И поэтому мы стали делать «Детскую комнату», которая была таким помощником: ты хочешь провести время с ребенком, не знаешь как — и вот тебе ключи в руки, разные советы, чем заняться. И все пошло от этого. Я понимаю, что сейчас у родителей есть запрос и желание вкладываться в ребенка больше, чем в себя — для детей все самое лучшее. Но где это самое лучшее искать, не очень понятно.
А про аудио особо и раздумывать не нужно было. Аудио для детей вообще толком никто не делает. За рубежом детских подкастов куча, а у нас — полтора, и это непаханное поле. Есть только аудиокнижки, среди которых хорошие нужно еще поискать, а подкастов и просветительских лекций вообще почти нет.
Как ты думаешь, почему тогда дети слушают «Гусьгусь»?
Это очень классный вопрос. Нам все говорят: «Почему вы не сделали YouTube?». Как будто бы очевидно, что дети равны YouTube и TikTok, видеоконтенту. Но нам кажется, что есть очень много ситуаций, когда аудио им подходит больше, чем видео, например, перед сном, или когда ты куда-то едешь и хорошо бы смотреть на дорогу, а не на экран. Когда вы с семьей проводите время, например, в дальней поездке, здорово слушать вместе какие-то аудио и обсуждать. Когда ребенок гуляет с собакой, или когда он убирает комнату, или когда у него попросту кончилось экранное время телефона. Тогда аудио вступает в свои права. Но мы только начинаем с аудио. Я думаю, мы потом дойдем и до YouTube, и до TikTok, и до игр, и до тестов и чего угодно, но аудио — это просто наш старт.
Расскажи о том, как проект создавался. Что казалось самым трудным? Что оказалось самым удивительным?Нам все говорят: «Почему вы не сделали YouTube?». Как будто бы очевидно, что дети равны YouTube и TikTok, видеоконтенту.
Довольно сложно определить, когда именно он стал создаваться. Мы какое-то время обсуждали это вдвоем с Филиппом Дзядко, главным редактором «Arzamas». Потом я стала набирать команду, и было довольно клево, когда все еще было «в стол», и нас было четверо, я и трое редакторов: Гриша Пророков, Сережа Дмитриев, Аня Шур — и мы просто изобретали, что мы такое. Мы договаривались, какая у нас миссия, ценности и какая, условно, корпоративная культура, какие правила коммуникации, как мы смотрим на темы, что мы берем в приоритет, а что отодвигаем. Вся предварительная работа была довольно захватывающей.
Самое сложное сейчас то, что нас очень мало, а дел очень много, и в таких командах неизбежно, что каждый будто бы работает на нескольких работах. Например, я шеф-редакторка, то есть управляю командой и слежу за расписанием, но я еще и SMM-щица, веду Instagram и Telegram. Я редактирую свои курсы и подкасты, выпускаю чужие. Из-за количества дел сложно собраться и распределить свой день и нагрузку.
А самое удивительное — нас действительно стали слушать «живые» дети: когда ты делаешь предложение с аудио, ты не ждешь фидбэка, потому что ты как будто выстреливаешь из пушки в звездное небо и никогда не знаешь, до какой звезды это долетит. А тут на нас посыпался град детских писем через форму «Связаться с редакцией». Я была уверена, что никто никогда в жизни не будет пользоваться этой формой, потому что она запрятана и называется не очень понятно. Но дети пишут нам каждый день по нескольку писем, очень обаятельных, находят нас в Instagram и пишут там, и есть ощущение, что шалость удалась, что дети действительно открыли для себя «Гусьгуся». Это очень приятно.
Ты уже знаешь, что ждёт «Гусьгусь» дальше?
Мы начали с аудио, но на самом деле на аудио не остановимся. В будущем мы хотим делать и видео, и, может быть, тексты, и даже какие-то оффлайны вроде кружков, или лагерей, или мерч, пеналы, сумки — что угодно. Хочется строить свою детскую вселенную.
Какие подкасты и курсы в «Гусьгусе» лично тебе нравятся больше всего?
Нельзя сказать, что у меня есть самые любимые курсы и подкасты. У нас есть три подкаста, все они мне очень нравятся. Расскажу про новый — «Это вам не сказки». Он выходит два раза в неделю, и если бы меня сейчас спросили, хочу ли я выпускать подкаст два раза в неделю, я бы, может, подумала, потому что вся моя жизнь превратилась в «Это вам не сказки», хаха! (но это еще ничего, в следующем году мы планируем сделать ежедневный подкаст). Это подкаст, в котором третьеклассник Степа, который не верит в волшебство, проверяет сказки на прочность вместе с биологом Татой, которая в сказки и волшебство верит. Подкаст очень обаятельный, он короткий, а Степа и Тата здорово сработались. Там самые разные выпуски. Правда ли ленивцы такие медленные, как в «Зверополисе»? Холодно ли елочке зимой? Можно ли бить, бить и не разбить? Сейчас это действительно один из самых популярных наших подкастов. Мне он очень нравится еще и потому, что, во-первых, мне интересно его делать, а во-вторых мне интересно смотреть, как на него отзывается аудитория.
У этого подкаста есть одна проблема — у него супер залипательный джингл, который написал наш композитор Михаил Сарабьянов. У нас есть ощущение, что этот подкаст уже начинает немножко раздражать родителей, потому что дети бесконечно, на репите переслушивают этот джингл, и мы боимся, что родители больше не смогут включать наше приложение. Сейчас мы решили, что запустим новогодний проект, где сами перепоем джингл (чтобы родителей совсем довести), сделаем его версию на 40 минут, и еще его перепоют наши друзья-музыканты, «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки», «Хадн Дадн» и «Отваал».
Из курсов я очень люблю курс Александра Бутягина «Идем в археологическую экспедицию». Это виртуальная экспедиция, в которой мы проходим все этапы работы археолога: от сборов и разведки до раскопок древнего города и кладбища и работы с находками. После этого курса не остается сомнений, какая профессия самая интересная, и Александр Бутягин — очень хороший рассказчик. Еще в этом курсе он придумал сделать бонус-лекцию, которая показывает, что археология — это сверхнаука, которая помогает смотреть буквально на все: лекция о том, как бы инопланетные археологи смотрели на шариковую ручку с Земли и что бы они могли понять о Земле по этой ручке. Это лекция-прикол, но все равно становится понятно, что методы археологии ты можешь применить ко всему: к собственному двору, к квартире, к школе и так далее.
Что бы ты посоветовала студентами, которые работают над своими проектами?
Мне кажется, что очень важно не побояться рассказать о своем проекте кому-то еще.
Вы думаете, что ваш проект мог бы подойти какому-то музею, театру, телеканалу или онлайн-изданию — не постесняйтесь, напишите редактору, главному редактору, управляющему этого проекта о себе, пришлите короткое описание.
Мне кажется, что все рады читать внятные сообщения с предложением помощи. Это важный первый шаг — получить фидбэк и понять, что, может быть, вашу работу «из стола» уже можно принести в поле.
Когда-то «Детская комната», из которой вырос «Гусьгусь», так и появилась?
Да, ровно так и было. Я написала заявку на проект, когда поступала в Вышку, и даже до того, как я узнала, поступила или нет, я отправила ее Филиппу Дзядко. И в итоге все получилось.