• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимняя школа магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» – 2020

Зимняя школа программы – это время и место встречи абитуриентов, студентов, выпускников, исследователей и наших индустриальных партнеров. Зимняя школа – это среда для обмена опытом и идеями, обсуждение актуальных проблем в медиасфере и культурных индустриях. Ее задача – расширять горизонты не только студентов из разных городов страны, но и практиков, которые хотят работать с университетом и искать общий язык с молодым поколением.

Зимняя школа магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» – 2020

День первый: медийный

Первый день начался со вступительной речи творческого руководителя программы Александра Архангельского в память о Теодоре Шанине (великом ученом и создателе Университета), с которым Москва прощалась в этот день. Александр Арангельский рассказал слушателям Зимней школы о своем трансмедийном проекте о Теодоре Шанине (книге «Несогласный Теодор», подкасте и веб-сериале на платформе Arzamas). Опыт работы над этим проектом был важным событием для команды наших студентов магистратуры в 2018 году.

О других трансмедийных проектах, придуманных студентами программы, и о научном аспекте темы, перспективах ее исследования рассказала академический руководитель Анна Новикова в лекции «Трансмедийная грамотность и сторителлинг многоплатформенных проектов».

Конечно, абитуриентам всегда интересно узнать мнение о программе и профессии тех, кто недавно закончил обучение и начал работать по специальности или тех, кто учится прямо сейчас, в полной мере осознавая как плюсы, так и минусы обучения на программе. Поэтому мы пригласили наших студентов и выпускников рассказать о своих впечатлениях от учебного процесса и профессиональной жизни за стенами университета.

Гостями Зимней школы стали:

  • Григорий Волчков – один из авторов проекта «ГУЛАГ. Одежда» - выпускник 2019 года, а сегодня сотрудник музея ГУЛАГа.
  • Александр Вульфович – студент второго курса магистерской программы – одни из авторов мультимедийного проекта «Хранители Времени», который был сделан совместно с магистерской программой ВШЭ «Литературное мастерство» и музеями «Куликово поле» и «Ясная Поляна»).
  • Команда первого курса представляла проект «Запрещенные фрукты» Кирилла Куталова. Автор книги пришел поддержать свою команду продюсеров и рассказал об опыте сотрудничества и своем видении перспектив развития медиасреды и профессии медиапродюсера и медиарассказчика.

Завершила первый день Зимней школы отрытая лекция преподавателя департамента медиа и режиссера Егора Исаева «Документальный герой в кино». Студенты посмотрели отрывок его фильма «Обряд» (2018) и обсудили сложности, с которыми сталкиваются документалисты в своей работе.

День второй: музейный

Второй день был посвящен работе продюсеров трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела. Он проводился при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно с Центром цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ. Утром студенты Зимней школы вместе с куратором Лидией Лобановой отправились на экскурсию в Музей Москвы. Они познакомились с постоянной экспозицией и выставкой «Фамильные ценности».

После обеда в Центре цифровых культур и медиаграмотности прошли открытые лекции музейных продюсеров. Анна Трапкова – директор Музея Москвы – обсудила со студентами выставку, которую они только что посетили, и рассказала им о своем видении взаимодействия музеев и медиасферы в прошлом, настоящем и будущем.

Говоря о художественной системе, мы понимаем, что не музей является центром этой системы. Музей всего лишь играет роль медиума между художником как субъектом, производящим произведение искусства, и собственно зрителем, аудиторией, человеком, который воспринимает произведение.

Анна Трапкова
Директор Музея Москвы

Как сделать так, чтобы современные медиа помогали музеям выполнять эту задачу? Этот вопрос обсуждался на встрече с абитуриентами и сотрудниками музейной индустрии. Директор Музея Москвы рассказала, какие сегодня в мире существуют практики такого взаимодействия. А студенты получили задание предложить свои способы, представив их на следующий день в форме творческих медиапроектов для Музея Москвы.

Вторым гостем «музейного дня» стала Екатерина Гриценко – продюсер просветительской онлайн-программы «Лаврус» Государственной Третьяковской галереи. Она рассказала о тех сложностях, с которыми сталкиваются разработчики медиапроектов для художественных музеев и поделилась свои опытом преодоления проблем.

Дискуссия, которую модерировала директор Центра цифровых культур и медиаграмотности Анна Качкаева, помогла абитуриентам сориентироваться в многообразии задач, которые стоят перед теми, кто берет на себя роль медиакуратора и организатора процессов коммуникации в сфере культуры. Это должно было помочь ребятам «вжиться в роль» и разработать прототипы проектов.

День третий: проектный

В день закрытия Зимней школы преподаватели и гости смотрели творческие проекты, которые получились у абитуриентов. Ребята работали в группах по 3-4 человека и сделали восемь проектов, связанных с Музеем Москвы. Большая часть из них – под впечатлением от выставки «Фамильные ценности».

Лучшими жюри назвало проект чат-бота «Веселая сваха» (третье место), помогающего узнать о том, как проходило сватовство и заключение брака в России в XIX веке, и позволяющего «пообщаться» в игровой форме с людьми, когда-то разместившими брачные объявления в московских газетах.

Второе место занял проект «Игра в зернь» - медиарасширение выставки «Игра под запретом» Музея Москвы об истории игровой культуры разных веков.

Первое место досталось проекту «Немосквичи». Его придумали как продолжение прошлогодней выставки Музея Москвы. Трансмедийный проект должен объединить подкаст с историями жизни в Москве немосквичей разных эпох, веб-сериал о жильцах арендуемых квартирах в центре Москвы и комедийный инстаграмм-сериал об успехах и неудачах современных покорителях столицы.

Не удивительно, что именно проект на эту тему оказался самым ярким и искренним. Среди его авторов те, кто уже очень скоро будет поступать на нашу или другие программы ВШЭ, чтобы тоже покорить Москву и научное сообщество.

Мы желаем всем нашим абитуриентам успеха!
Спасибо Фонду Владимира Потанина, благодаря которому мы смогли пригласить на Зимнюю школу больше студентов из регионов.
Пусть победят сильнейшие!