Выпускные проекты магистрантов программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» – 2020
Веб-проект «Выходка»
Васильева Полина (научный руководитель – Лобанова Л.В.), Мельникова Анна, Толкач Дарья (научный руководитель – Крылова Е.В.)
Группа магистрантов в сотрудничестве с Третьяковской галереей создали веб-проект «Выходка», где размещены три иллюстрированных анимированных лонгрида о советском акционизме конца 70-х — середины 80-х годов. Каждый магистрант работал над проектом сквозь призму своего научного интереса: так Полина Васильева изучала специфику взаимодействия куратора, менеджера и музейного продюсера в процессе реализации культурных проектов, Анна Мельникова исследовала экзистенциальный кризис и неофициальное искусство СССР эпохи застоя, а Дарья Толкач анализировала использование инструментов цифрового сторителлинга в репрезентации нематериального искусства. Координатором и продюсером проекта выступила Полина Васильева, а Анна Мельникова и Дарья Толкач занимались исследовательской работой по искусству и разработкой сценариев для лонгридов. Название проекта «Выходка» появилось благодаря тому, что одна из арт-групп использовала это слово для пригласительных на акцию: название не только отсылка к акции, но и демонстрация сущности художников, заключающаяся в нарушении общепринятых правил поведения. Сериальная форма представления материала выбрана магистрантами неслучайно: это предоставит пользователям возможность постоянно возвращаться на веб-портал за новыми материалами.
Первый лонгрид посвящен акции «Картины» арт-группы «Коллективные действия», участниками которой стали Андрей Монастырский, Илья Кабаков и Виктор Пивоваров. Текст основан на исследовании акции, проведенное магистрантами по дневникам авторов. Дизайнеры и иллюстраторы подготовили анимацию в авторской стилистике, также в лонгриде используется многослойная верстка.
Второй лонгрид освещает акцию «Метро» арт-группы «Мухомор». В лонгриде присутствует игровой элемент, отсылающий пользователя к действиям художников во время акции, которые считали милиционеров в метро.
Второй и третий лонгриды будут запущены в ближайшее время. Сейчас проект продвигается на образовательной платформе Лаврус.
Образовательный портал «Как просто? Медиа»
Евгений Артамонов (научный руководитель – Куприянов Ю.В.)
Евгений представил свой проект образовательного портала «Как просто? Медиа», который объяснит учителям и ученикам, как пользоваться онлайн-сервисами и создавать образовательные мультимедийные продукты. Несмотря на то, что мультимедийные сервисы (сайты, которые позволяют без временных и финансовых затрат создать мультимедийный контент, например, обработка фотографий или создание инфографики) бесплатны и доступны, мало кто про них знает и умеет ими пользоваться, в особенности преподаватели, которым сейчас, во время дистанционного обучения, крайне необходимо владеть навыками использования таких платформ. Евгений провел исследование проблем использования мультимедийных сервисов школьными учителями: онлайн-опрос показал, что учителя действительно не владеют основным набором мультимедийных форматов и не готовы тратить много времени на их освоение. Также магистрант провел анализ особенностей web-каталогов, классифицировав их и выделив главные достоинства и недостатки.
В проекте Евгения собраны онлайн-сервисы для создания образовательного контента и приведены инструкции по их использованию. Сам веб-портал состоит из нескольких разделов. Первый раздел – это блог, где размещены короткие гайды, которые помогают решить конкретные задачи, а также здесь публикуются конкретные ситуации и рассказы учителей об успешном применении онлайн-сервисов в своей деятельности. Второй раздел представляет собой библиотеку мультимедийных форматов, в которой собраны различные форматы, например, изображения, аудио, видео, тест и интерактив, которые учитель может использовать в своей работе, и ссылки на сервисы для создания таких медиапродуктов и примеры их использования. Третий раздел посвящен каталогу мультимедийных сервисов, они классифицированы в соответствии с задачами исходя из потребностей учителей: представлен функционал, возможности создания форматов, особенности и тарифы платформ.
Работая над созданием портала, Евгений провел несколько этапов разработки проекта, которые включают в себя классификацию форматов и сервисов, анализ конкурентов, сегментирование целевой аудитории и выявление её потребностей, проведение исследования, формирование универсального приложения, разработка технического аспекта, программирование веб-портала и создание брендинга.
Альфа-версия компьютерной игры для незрячих и слабовидящих игроков
Королёв Александр, Берняева Евгения, Кочелова Дарья (ОП «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»), Григоренко Даниил, Корюкаев Илья (ОП «Медиакоммуникации»), Терехов Дмитрий (ОП «Журналистика»). Научный руководитель – Тимофеева О.А.
Этот проект создавался группой студентов-бакалавров и магистрантов. Научный руководитель проекта – Тимофеева О.А. – уже второй год работает с большими проектными группами и считает, что такая деятельность мотивирует людей работать.
Решение ориентироваться на незрячую публику было мотивировано тем, что во многих остальных отраслях медиа производители стремятся сделать свои продукты доступными для населения при учёте всех особенностей развития людей, но игровая индустрия практически ничего не делает для адаптации своего контента для более широкой публики. Игры для незрячих, которые существуют на рынке сейчас, часто бывают низкого качества и с завышенной ценой из-за отсутствия конкуренции.
Игра-квест называется «The Spirit Cases» в жанрах детектив и мистика со множественными концовками. Действие происходит в нашем мире с некоторыми существенными отличиями, главное из которых – это факт, что в игре есть жизнь после смерти и существуют духи. Главный герой – детектив-медиум, который строит свою карьеру на возможности общения с духами. При выполнении очередного дела он обнаруживает, что дух пропал, на чём и завязывается дальнейший сюжет.
Ребята разработали альфа-версию игры и провели первые тесты на фокус-группе, которые прошли успешно. Геймплей представлен в трёхмерном пространстве, а передвижение персонажа ограничено в связи с целевой аудиторией игры.
Музыка для игры по большой части также была написана участниками проекта.
В стратегии дальнейшего развития проекты ребята хотят расширить вселенную игры. Планируется запустить подкаст в формате аудио-спектакля в жанре детектив, каждая серия будет длиться около 20 минут, а повествование будет вестись от лица главного героя, комментарии с места события от лица рассказчика и даже комментарии собаки Рэя. Подкаст послужит сюжетным приквелом к истории игры. Также разработчики планируют выпустить коллекционные карточки, которые таят в себе разгадку одного из основных секретов игры.
Выпускники планируют открыть группу в социальных сетях, чтобы создать сообщество любителей игры, а ещё запустить мобильное приложение, чтобы пользователи не пропустили выходы новых расширений основной вселенной.
Академический руководитель магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»
«Защиты прошли прекрасно. Все три проекта очень разные. И у каждого свои перспективы.
Музейный проект «Выходка» уже живет на сайте платформы Лаврус Третьяковский галереи. Скоро там появится ещё один лонгрид для выставки, который готовит та же команда. И мы продолжаем надеяться, что скоро карантин снимут и выставка начнёт работу. Тогда можно будет говорить об успехе у целевой аудитории или его отсутствии.
Образовательный портал Евгения Артамонова очень понравился учителям. Мы уже начали его предлагать коллегам. Они с удовольствием его тестируют. Но это только начало пути. На защите Евгений говорил, что планирует развивать проект, пытаться его монетизировать. Эта цель за рамками обучения в магистратуре. Но мы всегда очень рады, если дипломные проекты становятся стартапами.
Проект компьютерной игры для незрячих произвёл на комиссию большое впечатление. Он поразил размахом, фантазией авторов, амбициозностью задач. Но его реализация требует существенных финансовых вложений. Мы будем рады, если команде удастся довести дело до конца.
Мне кажется, карантин мало повлиял на качество дипломных проектов. Во-первых, студенты начали их делать ещё осенью. Так что к началу карантина было много заготовок, оставалось только собрать все воедино. Во-вторых, все три проекта не требовали видеосъемки. Так что их можно было продолжать спокойно доделывать на удаленке. Кинопроекты, которые тоже были у наших студентов, конечно, пострадали больше. Конечно, магистранты нервничали больше обычного... Но тут уж ничего не поделаешь. Во всех ситуациях, даже если что-то не удалось доделать так, как хотелось, все равно было видно, кто вложил в дипломный проект душу, а кто просто отчитался об окончании университета».