• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Продюсирование аудиовизуальных проектов

Cтуденты магистерского направления «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ доказали на своем примере, что за пару месяцев без материальных вложений можно с нуля реализовать музыкальные медиапродукты различных жанров, нарративные подкасты и даже аудиосериал. На семинарском профиле «Продюсирование звуковых сред» под руководством старшего преподавателя Факультета креативных индустрий Евгении Евпак собрались студенты-продюсеры, для большинства из которых работа над звуком была в новинку. В задачи авторов проектов входило создание не только аудиопродукта, но и трансмедийных расширений, которые заметно ускоряют узнаваемость проекта и его распространение.

Продюсирование аудиовизуальных проектов

© Ольга Зотова для Института медиа

Сингл «Melodic mayhem» в стиле witch house (жанр электронной и экспериментальной музыки, возникший на рубеже 2000-2010-х годов и породивший впоследствии отдельную интернет-субкультуру) стал первой работой студентки Ирины Горячевой. Перед работой над производством трека Ирина, которая раньше не занималась написанием музыки, провела научное исследование, где рассмотрела музыкальную форму и общие паттерны композиций жанра и провела анализ визуальных и социальных аспектов witch house с целью применения новой исследовательской оптики в современном музыковедении.

 Аудиопроект «Melodic mayhem» был разработан Ириной самостоятельно на всех этапах продакшена. Для создания обложки потребовалось лишь сделать фото и наложить на нее актуальные для жанра эффекты, а для самой композиции – освоить программу Ableton. Основные инструменты мелодии — клавишные, ксилофон в электронной обработке, второстепенные инструменты — бас, ударные, аудиоэффекты. Все это создавалось через программу, без использования музыкальных инструментов в их естественной форме. У Ирины ушел всего месяц на подготовку четырехминутной композиции и расширений для дальнейшего развития проекта. Сейчас Ирина занимается развитием социальных сетей, прежде чем выпустить трек, который в скором времени появится на площадках. Лонгрид помогает автору рассказать о себе и своем творчестве, а блоги на Яндекс.Дзене, во Вконтакте и Телеграме позволяют привлечь аудиторию и «подогреть» ее к выходу новых релизов.  В дальнейшем автор планирует создание совместных треков с популярными исполнителями, участие в стримах и монетизацию проекта через стриминговые сервисы, донаты, концерты и мерч.

Студентка София Байкалова не только выпустила свою первую песню «Мальчик» с авторским текстом и исполнением, но и сняла промо-видео к треку. Работая над своим проектом в стиле поп/инди-поп, София хотела проверить гипотезу о том, что независимый музыкант может самостоятельно, без участия лейбла или продюсерского центра, выпустить и продвигать собственную музыку на уровне профессиональных проектов. Подогревать аудиторию в социальных сетях она начала заранее и очень активно: снимала «истории» про внутреннюю борьбу автора и продюсера, показывала процесс съемки клипа и фотосессии, что немаловажно для начинающего артиста — показать себя.

© Ольга Зотова для Института медиа

«Мне, как артисту, во время съемок казалось, что я не очень органично смотрелась бы на белых простынях в кружевном белье, но продюсерская моя часть говорила, что это будет хорошо работать для позиционирования трека, обложки, рилс. И когда мой внутренний продюсер взял верх, я увидела, что это реально подействовало на аудиторию. Когда ты работаешь над проектом еще и с точки зрения продюсера, у тебя больше шансов довести его до успеха», — делится впечатлениями о своей работе София.

© Ольга Зотова для Института медиа

Студентка провела тестирование на фокус-группе из 15 человек, 12 из которых отметили, что сторителлинг в социальных сетях определил их готовность послушать трек. По итогам тестирования, 10 из 15 слушателей добавили трек в свой плейлист. За пару недель сингл послушали более ста человек, в том числе и из других стран.

В последние годы набирает популярность формат аудиоподкастов, которые во многом напоминают радиопередачи. Такой контент удобно потреблять в дороге на работу или учебу, слушать на ночь, не напрягая глаза, а также во время бытовых забот. Формат аудиоподкаста актуален для тех слушателей, кто не просто потребляет контент для фона, а хочет узнать что-то новое и полезное. Авторы проекта «Это панк, бейби!» создали нарративный подкаст об истории отечественного панка и бейби-панка и приурочили его к музыкальному фестивалю «Баланс». Нарративность проявляется обильным количеством звуковых эффектов и музыкальных вставок, которые помогают погрузить слушателя в атмосферу темы. За звукорежиссуру и монтаж отвечала студентка Диана Воронкова, ранее не пробовавшая себя в качестве монтажёра.

«Работать в программе Adobe Audition не так сложно, как может казаться. Это может сделать каждый: вставить, нарезать, добавить звуков из открытых библиотек в интернете и вуаля! Главное, разобраться с нюансами авторских прав. Чью-то музыку можно добавлять только в качестве цитирования в просветительских целях», — рассказывает Диана.

© Ольга Зотова для Института медиа

В формате подкастов важна просветительская функция. Например, мало кто знает и понимает, что такое бейби-панк и чем он отличается от панка. Авторы проекта решили показать, что панк — это обширная категория с талантливыми людьми и все еще актуальное музыкальное направление. Над сценарием работала Елизавета Никишина. В ее обязанности входило не только написание текста: важно было выстроить драматургию, составить рекомендации к прослушиванию, разбор и анализ упоминаемых композиций, творчества музыкантов. Помогала ей в этом редактор Валерия Чистякова. Курировал все организационные процессы продюсер проекта Даниил Зиновик. В задачи Даниила и команды входили также все этапы постпродакшена. В подобных проектах необходимо продумывать дальнейшую жизнь продукта: составить график выпуска серий, организовать размещение на площадках, разработать и реализовать план продвижения проекта, его визуальную стилистику, что также является одной из важнейших частей любого аудиопродукта.

© Ольга Зотова для Института медиа

Вдохновившись результатом рыботы над аудиоподкастом, та же творческая команда студентов решила создать целый музыкальный сериал «Песнь озерной девы». От привычных нам сериалов этот формат отличается лишь отсутствием картинки, а от аудиокниг — разнообразием и полнотой звукового оформления: звуки природы, городской среды, оригинальные саундтреки и фольклорные напевы. А главное: конкурентов не так уж и много. Даниил, Елизавета, Валерия и Диана нашли практически свободную нишу. При начале работы над любым проектом важно понять, насколько он актуален по формату и тематике, и для кого он будет интересен. Проект «Песнь озерной девы» рассказывает мистическую историю о древнем поверье села Дроун. По поверью, несчастная девушка утопилась из-за потери своего жениха и теперь каждый август от озера в лесу слышится женское пение, которое оказывается смертельным для каждого, кто его услышал. Тематически проект будет интересен для тех, кто предпочитает триллеры и мистику, а по формату – для любителей сериалов и нарративных подкастов. За сторителлинг отвечали автор идеи и креативный продюсер проекта Даниил Зиновик и сценарист Елизавета Никишина. В этом проекте команде пришлось прибегнуть уже к бОльшим человеческим ресурсам: подобрать актеров озвучки, музыканта и исполнителя саундтрека для аудиосериала, графического дизайнера для создания оригинальной обложки. За эти и другие организационные процессы отвечала линейный продюсер Валерия Чистякова. Данный проект показывает, что даже такой сложный продукт можно реализовать без материальных вложений. Актеры озвучки и дизайнер обложки работали за идею, а за саунд-дизайн также отвечала Диана Воронкова, уже освоившая инструменты аудиомонтажа при работе над предыдущим подкастом. На площадках уже доступен трейлер «Песни озерной Девы». Такой эксклюзивный проект можно будет продать различным электронным сервисам, таким, как Строки, Bookmate, Звук, Яндекс Музыка, МТС Music и др., закрывая как финансовые, так и маркетинговые потребности. Авторы также рассматривают перспективу продажи прав на экранизацию аудиосериала стриминговым сервисам, что позволит этой истории стать трансмедийной. На данный момент по ходу производства сериала командой реализуются такие расширения, как видеозаписи с производства в формате лайф-контента в Telegram-канале, а также видеоинтервью с актерами озвучки и членами команды.

Евпак Евгения Геннадьевна

 

Евгения Евпак, старший преподаватель Института медиа, Факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ

«В современном мире производство аудиовизуальных продуктов невозможно без знания продюсером фундаментальных основ музыкального продюсирования, включая базовые навыки работы над аранжировкой в цифровых аудиоредакторах, навыки звукорежиссуры и продюсерские аспекты концептуализации идеи аудиовизуального продукта на уровне проработки музыкального нарратива с целью передачи призыва к действию целевому потребителю медиапродукта. Именно поэтому профиль «Продюсирование аудиовизуальных проектов» на магистерской программе «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» охватывает большой спектр специфических творческих практик, связанных с анализом трендов музыкального рынка в сегменте цифрового стриминга и медиамузыки, а также предусматривает практическое обучение аранжировке в цифровых аудиоредакторах Logic Pro и Ableton Live с целью расширения базовых технологических и творческих возможностей магистрантов первого года обучения, часто самостоятельно осваивающих работу в цифровых аудиоредакторах. В задачи проектного семинара «Продюсирование звуковых сред» входят четыре функциональных направления деятельности трансмедийного продюсера медиапроектов, включая эффективную коммуникацию в проектной группе, апробацию ресурсно-ориентированной модели производственного цикла на групповых проектах, выбираемых магистрантами на основе самостоятельного анализа трендов музыкального рынка, уникализацию результатов самостоятельной творческой деятельности по созданию музыкальных медиапродуктов путём разработки мультиплатформенных проектов с трансмедийными нарративами и получение обратной связи от модельной целевой аудитории групповых и индивидуальных музыкальных медиапродуктов на этапе тестирования в фокус-группах с целью интерпретации собранной обратной связи в доработку опытных моделей собственных проектов.

В 2022-2023 учебном году в рамках эксперимента на проектном семинаре «Продюсирование звуковых сред» была осуществлена творческая коллаборация студентов первого и второго курсов магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Результаты эксперимента впечатляют: фестивальный проект выпускниц магистерской программы Анастасии Усик и Анастасии Кузнецовой «Баланс-фест» по итогам творческой коллаборации со студентами первого курса магистратуры обрёл трансмедийное расширение в виде подкаста о нишевом музыкальном жанре бэйби-панк, подкаст размещён на цифровом стриминг-сервисе Яндекс.музыка.

Особенностью проектного семинара является также и свобода, предоставляемая студентам в выборе как формата музыкального продукта для индивидуальной или групповой разработки, так и в самостоятельном определении студентом стадии конечного продукта: это может быть как прототип со схемой трансмедийного продвижения, так и готовая единица аудиовизуального контента, размещённая на площадках цифрового стриминга через рекорд-лейбл или дистрибьюционные платформы с открытым доступом. При этом курс учитывает и гарантируемое статьёй 1269 ГК РФ право студента на отказ от обнародования результатов интеллектуальной деятельности, хотя на проектном семинаре 2022-2023 г. таких случаев было всего два, и авторы неопубликованных проектов на защите презентаций высказывали намерения завершить работу над полноценным продуктом и обосновывали выбор площадок для распространения цифрового продукта.

Дополнительной привилегией студентов, выбравших профиль «Продюсирование аудиовизуальных проектов», является возможность в качестве ознакомительной практики посещать мероприятия с участием артистов студенческого рекорд-лейбла Факультета креативных индустрий Media Sharks и сессий студийной звукозаписи в студиях «Космос» и «Flocky Records».

Результат успешного освоения студентом проектного семинара — портфолио, состоящее из двух реализованных в рамках курса трансмедийных музыкальных (аудиовизуальных) проектов, и по желанию студента — публикация результатов проектной деятельности в экосистеме социальных сетей и на сайте магистерской программы». 

 Воронкова Диана, студентка 2 курса магистратуры ТПЦИ