Уроки смелости для менеджеров образования
Курсу «Авторские школы» на Coursera исполнился год. За это время его прошли полторы тысячи человек. Соавтор курса и руководитель магистратуры «Управление образованием» Анна Кобцева рассказала о том, почему опыт директоров 90-х оказался востребован новыми управленцами и в госсекторе, и в онлайне, и в эдьютейнменте.
Великолепная восьмерка
Лекции читают восемь директоров, известных всей России: Евгений Ямбург, Ефим Рачевский, Анатолий Каспржак, Михаил Случ, Михаил Мокринский, Александр Рывкин, Вячеслав Башев, Исак Фрумин. Это плеяда тех, кто в годы перестройки начали первыми делать иные школы, которые своим существованием меняли среду.
Если кто-то напишет учебник по управлению образовательными системами, в нем будет каждый из наших спикеров, потому что создал что-то первым. Например, Михаил Случ был соавтором первой в нашей стране вальдорфской школы, ничем не уступающей «оригинальным», работающим в Германии, Нидерландах, Австрии. Михаил Мокринский создал один из первых лицеев. Исак Фрумин и Вячеслав Башев в «Универсе» впервые внедрили международный бакалавриат для школьников. Анатолий Каспржак был одним из тех, кто возродил гимназическое движение в России. Школы Ямбурга, Рачевского, Рывкина преобразили свои районы: это феномен, который предстоит изучать урбанистам.
То есть мы взяли самых ярких представителей движения авторских школ и разложили их практики на темы, с которыми директор сталкивается постоянно. Это и кадры, и проблемы развития, и выбор образовательных программ, и реорганизация, и многое другое.
Каждая лекция состоит из ответов на один вопрос с разных позиций. К этому добавили мини-лекции признанных экспертов по каждой тематике. Получается, сначала практики рассказывают свое видение каждой проблемы, а дальше их поддерживает теоретическая экспертная позиция людей, известных в системе образования.
Ключ на старт
У нас нет тяжелых заданий, потому что изначально не было задачи сделать карательный курс. Он визионерский – учит видеть будущее и мечтать. Помогает понять, как миссию великих директоров можно переложить под свои задачи.
Мы показываем примеры людей, которые на практике доказали – законы менеджмента работают и в образовании тоже. Что это именно законы. Наши спикеры выводят их из практических вопросов: как собирать коллектив, на кого опереться, откуда брать данные и т.д. Причем, они сделали рывок, когда вообще не было возможностей, смогли провести изменения без ресурсов.
Кобцева Анна Александровна
Институт образования: Ведущий эксперт
Наши спикеры учат действовать в правильном порядке. Курс начинается с модуля «Создание «идеи школы» как ответ на вызов времени». Каждый автор рассказывает, на какой запрос отвечала созданная им школа и в каком контексте рождалась. Далее – этапы реализации идеи. Каждая из шести недель курса посвящена отдельному вопросу: жизненный цикл школы и ее эволюция, создание команды, рефлексия, экспертиза и т.д.
В конце каждой недели слушатель курса выполняет практические задания по пройденному этапу. Вначале – доказывает, что он слышит запрос семей и учеников («Работа с клиентами»). Затем – демонстрирует умение принимать решения в кризисные моменты, быть лидером команды. На завершающем этапе – показывает, как умеет проводить экспертизу образовательных услуг.
Задача нашего курса не только научить хорошему менеджменту, но найти ключ внутри себя, чтобы захотеть проводить изменения. Всё возможно, просто нужно гореть – и получить сумму знаний, которая поможет сформировать и развить идею.
Гормон роста и конструктор идей
В последнее время к нам приходит всё больше работников школ, не обязательно директоров. Много русскоговорящих учителей из стран СНГ. И в России, и в постсоветских странах общая серьезная проблема – молодым учителям, которые хотят в будущем стать управленцами или создавать свои проекты, не на что и не на кого опереться в своем коллективе. Им, как правило, не дают проявлять инициативу. Наш курс становится для них «школой лидера».
Помогает курс и тем администрациям школ, которые хотят расширять управленческие команды. Все больше в образование входит проектный менеджмент. Задачи множатся, тем более – в связи с онлайном. Не удается обойтись традиционным составом «директор + замы». Надо создавать проектные команды, готовить их лидеров из числа инициативных учителей. Курс позволяет сделать это за короткий срок.
Кобцева Анна Александровна
Институт образования: Ведущий эксперт
Тем, кто работает в частном секторе, наш курс помогает оформить идею своего образовательного проекта. Изучить, насколько он будет востребован, запуститься и выйти на рынок. За этим к нам приходят те, кто хочет создать онлайн-школу, открыть бизнес в дополнительном образовании, эдьютейнменте. Таких слушателей все больше, потому что частный сектор быстро растёт. Как и спрос на него: в пандемию родители видят, что частные проекты лучше приспособились, они активнее.
Курс подходит и для тех, кто хочет получить фундаментальное образование – поступить на нашу программу «Управление образованием». 33 часа занятий позволяют получить базу и построить более четкие планы – какой проект развивать в магистратуре.
Узнать подробности о курсе «Авторские школы» можно здесь:
https://ru.coursera.org/learn/authorschools
Каспржак Анатолий Георгиевич
Институт образования: Главный эксперт
Кобцева Анна Александровна
Институт образования: Ведущий эксперт
Фишбейн Дмитрий Ефимович
Лицей НИУ ВШЭ: Директор
Кобцева Анна Александровна
Институт образования: Ведущий эксперт