• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
16
Сентябрь

Школа — катализатор развития территории

Контекст, в котором находится школа, может быть ресурсом для развития и достижения выдающихся результатов, либо обременением. Особенности контекста необходимо учитывать и ставить реалистичные цели.В то же время мы знаем школы, у которых есть амбиция влиять на территорию, на людей и даже на экономику.
Директор школы «МИР» Лада Владимировна Силина рассказала о необычном контексте частного города и о концепции «школа как социокультурный центр».

Силина Лада Владимировна, директор школы "МИР"

Силина Лада Владимировна, директор школы "МИР"
Фото с сайта школы «МИР»

Контекст, в котором находится школа, может быть ресурсом для развития и достижения выдающихся результатов, либо обременением. Особенности контекста необходимо учитывать и ставить реалистичные цели.

В то же время мы знаем школы, у которых есть амбиция влиять на территорию, на людей и даже на экономику.

 

1-3 июля 2024 в школе «МИР» в Доброграде (Владимирская область) пройдет летняя школа для руководителей сферы образования «Школа — катализатор развития территории», которую проводит Институт образования НИУ ВШЭ.

 

Директор школы «МИР» Лада Владимировна Силина рассказала о необычном контексте частного города и о концепции «школа как социокультурный центр».

 

Частная школа в частном городе – место необычное во всех отношениях. Во-первых, исторический контекст. Школа находится в центре Владимиро-Суздальской земли, окруженной историческими и культурными артефактами от церквей до дворянских усадеб. И в этом контексте происходит попытка создания совершенно нового типа города на основе концепции «города счастья», чтобы жизнь горожан была максимально здоровой и долгой.

Жители города – молодые семьи, приезжающие из Москвы, Сибири, Дальнего Востока, Юга и Центра России, чтобы жить в единении с природой и реализовать свой потенциал. Они имеют высокие требования к качеству жизни, в том числе к образованию своих детей. Разнообразие жизненного опыта жителей требует понимания и работы с культурным, социальным, ментальным и духовным контекстами, обогащает образовательные программы и среду школы.

 

В понятии «социокультурный центр» много смыслов. Во-первых, школа привлекает разные поколения людей и является местом общения и взаимодействия детей и взрослых. Школа организует «событийки» – фестивали, конкурсы, читательские клубы, игры и другие образовательные практики, которые привлекают жителей города. Она берет на себя функцию узла взаимодействия, центра общения и работы с форматами, интересными для жителей. Школа уделяет большое внимание событиям с участием жителей для обогащения образовательных программ, развития кругозора и общения детей с разными людьми, что позволяет развивать социальный и эмоциональный интеллект. 

Школа успешно использует территорию города для образовательных программ, рассматривая всю городскую среду как площадку для обучения. Более того, внутри самого помещения школы создается похожее на среду города пространство: вплоть до городских наименований помещений, кабинетов и проч. Получается, что ученик чувствует себя в городском пространстве, привыкает относиться к городу с таким же уважением и почтением, с которым он относится к классной комнате, к своему учителю, к школьному двору. То есть речь идет о том, что школа является центром культуры, транслятором культуры, развивая ценности и личностные компетентности учащихся. 

Происходит взаимное проникновение: город и жители проникают в школу, а школа проникает в город, выходит из своих пределов.

Подобный подход к школе позволяет видеть ее не только как место академических результатов, но и как центр ценностей и формирования личности, воздействующий на городскую среду. 

 

Важным в контексте нашего разговора является вопрос: в чем может быть выгода для бизнеса от взаимодействия со школой, от инвестиций в школу? Какую отдачу он может получить в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

 

Учредителем школы «МИР» является российская корпорация «Аскона», состоящая из несколько десятков юнитов: производство, гостиничный бизнес, медицинский кластер, агрокомплекс и множество других направлений. Сейчас компания занимается развитием образовательной инфраструктуры, начиная с детского сада и школы, в планах открытие государственной Гимназии №2 города Доброграда, а также колледжа и филиала одного из российских университетов. 

Основные цели проекта связаны с развитием экономики региона, подготовкой специалистов и развитием территории. Компания вкладывает в себя, создавая возможности такого цикла: переезд в город, обустройство, чтобы дети могли тут же получить образование. Высококачественное образование влияет на стоимость жилья и качество жизни в регионе, которому важно привлечь людей, верящих в регион и готовых вкладываться в его развитие. Важно, что именно образование сегодня является ведущей сферой в экономике. Осознанный бизнес, особенно если он национально ориентирован и видит всю специфику в экономике региона, очень трепетно относится к школе. То есть школа – это основа основ, сердце развивающейся экономики региона.

 

Если кто-то заинтересуется концепцией и захочет свою школу сделать центром социума, сначала необходимо ответить для себя на ряд вопросов. Первый, конечно же, – «зачем?». Зачем нужно включать социум и территорию и тратить на это огромное количество времени? Важно видеть смысл и цели для детей и школы. Сегодня они в основном связаны с обогащением самой образовательной программы, с бесконечно большими возможностями для детей развиваться, учиться и дальше реализовывать свой карьерный путь.

Важно также определить, что именно на территории может работать на школу, и что школа может дать городу? Что конкретно находится на территории города, что обогатит образовательную программу, что привнесет нечто уникальное, интересное, значимое для ребенка в среду его развития, с чем ребенок будет контактировать ежедневно? Не просто от случая к случаю посещать экскурсии в музее, а быть в контексте этой многослойности территории. 

И тогда, если выбрана правильная стратегия, управленец задает вопросы о ресурсах, какие инструменты, технологии и педагогические практики будут использоваться для этой цели. Весь этот контекст со спецификой региона, социальной и культурной сложностью станет ресурсом для развития ребенка, обогатит его дальнейшие пути после окончания школы.

Управленец также исследует ресурсы вокруг школы, чтобы расширить кругозор и создать партнерства с бизнесом. И тогда ребенок и  его семья будут понимать, где он будет через 10, через 20 лет. То есть он будет знать, что вот здесь на месте можно прекрасно жить, создавать семью, развиваться.

В таком взаимодействии  управленческая команда  решает задачи ради ребенка, ради педагогов, которые работают в школе, использующей эту концепцию, для того, чтобы стать сильнее и интереснее.


 

Познакомиться с Ладой Владимировной и другими руководителями, имеющими опыт реализации стратегий влияния на развитие территории, предлагаем на летней школе Института образования НИУ ВШЭ 1-3 июля 2024 в школе «МИР» (г. Доброград, Владимирская область).

 

Заявки принимаются до 3 июня. 

Подать заявку на участие

 

Смотреть запись онлайн-встречи с Ладой Владимировной.