• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
16
Сентябрь

«Сочетание учительства и математики — формула успеха в управлении»

Выпускница программы "Управление образованием" Наталия Киселева — чиновник в сфере образования и молодежной политики, педагог и созидатель дала интервью проекту «Конструктор успеха». Рассказала про учительство, свою учебу и становление в управлении, а еще — почему школа не должна быть похожа на самолет.

«Сочетание учительства и математики — формула успеха в управлении»

Фото из личного архива

Наталия Киселева - в 2018 году окончила магистратуру по программе "Управление образованием", с 2023 года - заместитель губернатора Томской области по образованию, молодежной политике, спорту и цифровому развитию. С февраля 2024 года под ее кураторство также перешел Департамент культуры Томской области. Почетный работник общего образования. В 2018 году вошла в число 50 финалистов всемирной учительской премии Global Teacher Prize (проводится в ОАЭ). Через год включена в топ-100 учителей мира премии Министерства образования Индии. В 2020-м — победитель премии выпускников ВШЭ Alumni Award в номинации «Социальная миссия».

 

Здесь мы приведем выдержки из интервью о времени обучения, системе образования, задачах школы. С полным материалом можно ознакомиться на странице проекта "Конструктор успеха".

 Что оказалось самым сложным в обучении в магистратуре Вышки?

— Знаете, когда-то мои школьники по итогам реализации проекта сделали такой вывод: «Взрослым с их опытом и экспертным мнением сложно открываться новому».

Это очень точно описывает мои сложности в первые месяцы обучения в магистратуре.

15-летний опыт управления и почти 20-летний стаж работы в образовании к моменту поступления в Вышку — и понимание, что мыслить нужно иначе, чтобы развивать образование, а не топтаться на месте

На многие вопросы можно и нужно смотреть с другой позиции, другими глазами. Этому учили в магистратуре Вышки: серьезной аналитике, пониманию ценности образования, подходов к управлению образованием, пониманию разных позиций. Что интересно — нам не давали явных ответов на вопросы. Нас учили эти вопросы задавать и находить ответы самим. Это открытая форма добывания знаний, где постоянная коммуникация с сокурсниками и преподавателями — серьезная часть образовательной программы. Это было совершенно новым.

Помню, на одном из заключительных семинаров Катерина Николаевна Поливанова сказала, что смысл магистратуры Высшей школы экономики — в формировании сообщества активных людей в образовании, готовых на опыте нашей отечественной системы образования, ее лучших практик строить дальнейшее развитие. И добавила, что мы должны быть готовы к тому, что новые знания и новый опыт, другая система получения образования, с которой мы столкнулись в магистратуре Вышки, могут привести к неожиданному профессиональному движению, желанию перемен.

 Что было дальше?

— В 2018 году я стала заместителем министра образования Московской области. Помню, тогда мои преподаватели сказали: «Будь готова к тому, что теперь ты будешь виновата в том, что не делала, и в том, что делала. В каждом слове и деле станут искать подвох и радоваться ошибкам. Делай все хорошее, что в твоих силах. Даже если 10% идей ты сумеешь реализовать, то ты работаешь не зря».

Для меня это было неожиданным поворотом. Я чувствую школу, я про содержание, про системность, про учителей и про детей.

Фото из личного архива

— С таким глубоким пониманием содержания образования прийти в чиновничью среду — это смело. Зачем?

— Открывались возможности влиять на некоторые процессы в образовании с точки зрения управления, возможности дать толчок к развитию, поддержать и сохранить лучшее, направить и настроить.

Будучи заместителем министра образования Московской области, я продолжала работать учителем и преподавала математику в московской школе. Я считаю, что представителям органов власти, работающим в образовании, важно преподавать. Как, например, в медицине, где руководители являются практикующими врачами.

— Почему?

— Чтобы понимать, как системно выстраивать процессы, нужно видеть и слышать детей, их родителей и учителей. В первую очередь детей, подростков. Многие взрослые люди, общаясь с детьми, со студентами, слушая их аргументы, иначе воспринимают свои действия и решения. Молодые люди более открыты к новшествам, они могут придумывать для стандартных ситуаций нестандартные решения, находить решения для нестандартных ситуаций. Это актуально в наше время. Мне в пандемию очень помогали мои школьники с организацией уроков, организацией взаимодействия с учениками. Сейчас в работе постоянно встречаюсь и разговариваю с молодежью, с учителями, с директорами школ.

Я — учитель математики и горжусь этим. Благодарна своей профессии и педагогическому опыту. Благодарна Герценовскому университету за качественное математическое образование и Вышке — за управленческое.

В управлении очень помогает опыт учительства. Так что я, по сути, продолжаю выступать в роли учителя, создаю ситуацию успеха для учеников. Просто ученики теперь другие. Это не дети, а взрослые люди, управленцы — директора школ, сотрудники департаментов. И среди них немало тех, кто готов учиться, развиваться и действовать, и тех, кто не готов изменять свои принципы и стиль работы. Есть и кадровый дефицит, и сложности коммуникаций.

Все как и в школе. Школа — самостоятельный мир, экосистема, как сейчас модно говорить, отражение города, региона.

Фото из личного архива

— Вы говорите, что системе образования нужны новые решения. Это значит, что она в кризисе? Или просто изменения должны происходить постоянно?

— У меня такое ощущение, что о кризисе и переменах в системе образования говорят все 30 лет, что я в ней работаю. Думаю, что еще и раньше говорили. Помню, в 2007 году мы в школе получили большой президентский грант на реализацию крупного проекта, к которому серьезно готовились. И 1 сентября на собрании команды школы я сказала примерно следующее: «Мы молодцы, хорошую работу сделали, грант получили — вот теперь можно спокойно работать». Я часто вспоминаю этот день, потому что ни одного спокойного года — без изменений, нововведений, реформ — с тех пор не было.

Система образования, с одной стороны, очень консервативна, поскольку нарабатывала свои принципы столетиями. Классно-урочная система от Яна Амоса Коменского из XVII века. Посмотрите на фотографии учебных кабинетов XIX и XXI веков: три ряда парт, учитель, возвышающийся над учениками, одна доска перед всеми. Плюс-минус одна логика через столетия. Но одновременно школа — живая система, которая объективно должна быстро реагировать на изменения в социуме.

Профессор Высшей школы экономики, мой учитель Анатолий Георгиевич Каспржак так описал кризис современной школы: «Было проведено большое исследование подростков и их отношения к школе. Одна девочка сказала, что школа похожа на самолет: все сидят друг за другом, смотрят в затылок друг другу и думают, когда все это закончится». Он призвал нас к тому, чтобы мы старались сделать школу максимально непохожей на самолет.

— Как этого добиться?

— Есть разные способы. Мне нравится находить интересные решения и рассказывать о них, веду телеграм-канал. В Томской области невероятное количество интересных решений, сохранение традиций и аккуратное внедрение инноваций. Умный регион с сильным влиянием университетов на все уровни образования, с невероятно сильной и развивающейся системой среднего профессионального образования, с очень классными решениями в интеграции основного и дополнительного образования. Например, выпускаются ученики Томского физтехлицея, математики и физики, практически все с музыкальным образованием, активно занимаются спортом.

Я стараюсь акцентировать внимание на таких правильных решениях для гармоничного развития ребенка. Зачем изобретать велосипед или метаться из стороны в сторону в стремлении все успеть? Сейчас это, кстати, серьезная проблема школьников и родителей: акцент на раннее развитие (иностранные языки и математика с двух лет, больше кружков и секций, больше проектов, конкурсов и олимпиад). В итоге дети к подростковому возрасту устают невероятно, их нагрузка превышает рабочий график взрослого человека.

И это одна из задач школы — помочь семье в многообразии возможностей сделать правильный выбор для развития ребенка. Это объединяющая семью и школу задача. Через интеграцию общего и дополнительного образования, через систему воспитания, через работу с родителями, через все символы, артефакты, которые очень много значат в школьной жизни. Много времени провожу в районах, в городских и сельских учреждениях образования. Всегда обращаю внимание на организацию образовательного пространства.

Как говорят, театр начинается с вешалки, я уверена, что в школе учат и воспитывают стены и школьное пространство. Гардероб — культура организации и порядок в нем. Стенды с достижениями школы — кем и чем гордится школа, о чем хочет рассказать каждому, кто приходит. Расписание уроков и занятий, событий и мероприятий, система взаимоотношений между взрослыми и детьми, стиль общения работников и учеников, их внешний вид и многое другое.

В детских садах или в начальной школе значимо, на каком уровне находятся рисунки или плакаты. Если они на уровне моих глаз, то я понимаю, что это не для детей, а для проверяющих.

Очень важно отмечать то, как организован образовательный процесс. Все ли сидят по классам или возможно проведение учебных занятий в рекреациях, музеях, на экскурсиях, в лабораториях колледжей и вузов. Выстроена ли система взаимоотношений между школами, колледжами и вузами. Есть ли система договоренностей с предприятиями, куда ребята могут пойти на экскурсии. Такой широкий горизонт необходим, потому что образование — созидание образа мира и своего с ним взаимодействия.

 

Полный текст интервью на странице проекта "Конструктор успеха".