• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция научно-исследовательского семинара

Научно-исследовательская работа учащихся Программы «Управление образованием» формализуется в рамках многопланового научно-исследовательского семинара «Рефлексивная практика управления образованием», являющегося неотъемлемой частью базового учебного плана магистратуры. 

Научно-исследовательский семинар (далее НИС) является одной из форм работы со студентами, которой в магистерской программе отводится приоритетное место. Участие в работе НИС является обязательным для обучающихся в магистратуре.

В рамках НИС реализуются следующие формы:

  • орг-деятельностная игра «Проектирование процесса профессиональной переподготовки государственного и муниципального служащего»;
  • подготовка магистерской диссертации.

 

В рамках НИС должны быть сформированы следующие навыки и  компетенции:

  • навыки критического чтения научных публикаций, управленческих и нормативно-правовых документов;
  • навыки изложения своих мыслей в письменной и устной коммуникации;
  • умение организовать поиск и анализировать информацию из различных источников;
  • способность применять полученные теоретические знания в научно-исследовательской, аналитической и экспертной работе;
  • способность занимать исследовательскую и экспертную позицию при обсуждении научных вопросов.

Учитывая специфику Программы, научно-исследовательский семинар призван закрепить у обучающихся в магистратуре приемы и навыки аналитической и экспертной деятельности. Сочетание высокого уровня научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы должно обеспечить высокое качество магистерских диссертаций, являющихся естественным результатом  работы в научно-исследовательском семинаре.

Задачи НИС:

  • содействие в определении учащимися сферы научного поиска, формировании тем исследований;
  • использование на практике теоретических знаний по организации поиска и первичного анализа информационных материалов, формированию информационной базы исследования;
  • закрепление у обучающихся в магистратуре навыков исследовательской и экспертно-аналитической работы;
  • обучение навыкам подготовки экспертно-аналитических обзоров, научных статей и докладов;
  • обучение методике комплексного измерительного анализа в образовании;
  • обучение методике ведения научных, дискуссий, подготовки презентаций и обсуждений.

Организация НИС

Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего периода обучения в магистратуре. Время, выделяемое на проведение НИС, делится на аудиторные занятия и самостоятельную работу учащихся в пропорции 30:70, что является наиболее приемлемым для семинарских занятий, где основное внимание должно уделяться исследовательской работе в реальных научных проектах.

НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в НИУ ВШЭ.

Основные задачи, решаемые на первом году работы в НИС, связаны с выбором темы исследования, обучением методике научного поиска и анализа собранного материала. 

Основные формы обучения в данный период: мастер-классы ведущих профессоров, орг-деятельностная игра. Первый год обучения по программе НИС завершается подготовкой курсовой работы. Курсовая работа является завершением экспертно-аналитического этапа подготовки и включает в себя основные разделы экспертной оценки собранного материла и его анализа. Тема курсового проекта должны быть скорректирована с учетом темы планируемой магистерской диссертации.

На втором году основными формами обучения становятся проектно/методологические  семинары и индивидуальная работа научных руководителей с обучающимися по темам магистерских диссертаций. Обсуждение результатов индивидуальной работы на втором  году обучения  будет проходить  форме научных диспутов по выбранной теме.

Отчетность студентов по НИС

В качестве рубежного контроля в НИС предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по НИС приравнивается к обычной академической задолженности.

Оценка студента по НИС формируется из оценки:

  • текстов, отражающих разные этапы работы над курсовой работой и магистерской диссертацией;
  • презентаций в ходе публичных обсуждений на НИС;
  • участия/выступления на орг-деятельностной игре.
За 1-й год обучения студент обязан представить:
  • проект курсовой работы;
  • обзор литературы и источников по теме - реферат
  • курсовую работу для прохождения обсуждения и получения оценки.
За 2-й год обучения студент обязан представить:
  • развернутый план диссертационной работы;
  • программу магистерского исследования.
  • В последний семестр обучения:
  • магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты;
  • защита магистерской диссертации.

 

Руководство НИС

Руководство НИС осуществляет научный совет программы «Управление образованием». Руководитель Программы осуществляет общую координацию работ по организации НИС.

Руководители НИС формирует и возглавляют научный Совет НИС из числа преподавателей, участвующих в работе НИС. Совет НИС утверждает научную концепцию и научно-учебную программу НИС, контролирует содержательное наполнение НИС и утверждает итоговые оценки по представлению руководителей семинара.

Общая ответственность за проведение семинара возлагается на научный совет Программы.