Концепция научно-исследовательского семинара
Научно-исследовательская работа учащихся Программы «Управление образованием» формализуется в рамках многопланового научно-исследовательского семинара «Рефлексивная практика управления образованием», являющегося неотъемлемой частью базового учебного плана магистратуры.
Научно-исследовательский семинар (далее НИС) является одной из форм работы со студентами, которой в магистерской программе отводится приоритетное место. Участие в работе НИС является обязательным для обучающихся в магистратуре.
В рамках НИС реализуются следующие формы:
- орг-деятельностная игра «Проектирование процесса профессиональной переподготовки государственного и муниципального служащего»;
- подготовка магистерской диссертации.
В рамках НИС должны быть сформированы следующие навыки и компетенции:
- навыки критического чтения научных публикаций, управленческих и нормативно-правовых документов;
- навыки изложения своих мыслей в письменной и устной коммуникации;
- умение организовать поиск и анализировать информацию из различных источников;
- способность применять полученные теоретические знания в научно-исследовательской, аналитической и экспертной работе;
- способность занимать исследовательскую и экспертную позицию при обсуждении научных вопросов.
Учитывая специфику Программы, научно-исследовательский семинар призван закрепить у обучающихся в магистратуре приемы и навыки аналитической и экспертной деятельности. Сочетание высокого уровня научно-исследовательской и экспертно-аналитической работы должно обеспечить высокое качество магистерских диссертаций, являющихся естественным результатом работы в научно-исследовательском семинаре.
Задачи НИС:
- содействие в определении учащимися сферы научного поиска, формировании тем исследований;
- использование на практике теоретических знаний по организации поиска и первичного анализа информационных материалов, формированию информационной базы исследования;
- закрепление у обучающихся в магистратуре навыков исследовательской и экспертно-аналитической работы;
- обучение навыкам подготовки экспертно-аналитических обзоров, научных статей и докладов;
- обучение методике комплексного измерительного анализа в образовании;
- обучение методике ведения научных, дискуссий, подготовки презентаций и обсуждений.
Организация НИС
Научно-исследовательский семинар проводится в течение всего периода обучения в магистратуре. Время, выделяемое на проведение НИС, делится на аудиторные занятия и самостоятельную работу учащихся в пропорции 30:70, что является наиболее приемлемым для семинарских занятий, где основное внимание должно уделяться исследовательской работе в реальных научных проектах.
НИС учитываются в учебной нагрузке преподавателей, проводящих занятия в соответствии с порядком, установленным в НИУ ВШЭ.
Основные задачи, решаемые на первом году работы в НИС, связаны с выбором темы исследования, обучением методике научного поиска и анализа собранного материала.
Основные формы обучения в данный период: мастер-классы ведущих профессоров, орг-деятельностная игра. Первый год обучения по программе НИС завершается подготовкой курсовой работы. Курсовая работа является завершением экспертно-аналитического этапа подготовки и включает в себя основные разделы экспертной оценки собранного материла и его анализа. Тема курсового проекта должны быть скорректирована с учетом темы планируемой магистерской диссертации.
На втором году основными формами обучения становятся проектно/методологические семинары и индивидуальная работа научных руководителей с обучающимися по темам магистерских диссертаций. Обсуждение результатов индивидуальной работы на втором году обучения будет проходить форме научных диспутов по выбранной теме.
Отчетность студентов по НИС
В качестве рубежного контроля в НИС предусматриваются дифференцированные зачеты по итогам каждых двух модулей. Задолженность по НИС приравнивается к обычной академической задолженности.
Оценка студента по НИС формируется из оценки:
- текстов, отражающих разные этапы работы над курсовой работой и магистерской диссертацией;
- презентаций в ходе публичных обсуждений на НИС;
- участия/выступления на орг-деятельностной игре.
За 1-й год обучения студент обязан представить:
- проект курсовой работы;
- обзор литературы и источников по теме - реферат
- курсовую работу для прохождения обсуждения и получения оценки.
За 2-й год обучения студент обязан представить:
- развернутый план диссертационной работы;
- программу магистерского исследования.
- В последний семестр обучения:
- магистерскую диссертацию для прохождения предзащиты;
- защита магистерской диссертации.
Руководство НИС
Руководство НИС осуществляет научный совет программы «Управление образованием». Руководитель Программы осуществляет общую координацию работ по организации НИС.
Руководители НИС формирует и возглавляют научный Совет НИС из числа преподавателей, участвующих в работе НИС. Совет НИС утверждает научную концепцию и научно-учебную программу НИС, контролирует содержательное наполнение НИС и утверждает итоговые оценки по представлению руководителей семинара.
Общая ответственность за проведение семинара возлагается на научный совет Программы.