Будущая профессия
Востребованность на рынке
Электронный бизнес (electronic buisiness, e-business) – бизнес, эффективность и конкурентоспособность которого, основаны на использовании информационных технологий. Информационные технологии обеспечивают взаимодействие деловых партнеров и создают интегрированную цепочку добавленной стоимости. Понятие «электронный бизнес» охватывает всю цепочку взаимоотношений с партнерами и заказчиками и включает понятие электронной коммерции, касающееся только коммерческой деятельности, платежные системы, мобильный бизнес и др.
Электронный бизнес, как самостоятельное направление подготовки магистров, возник на основе развития информационных и коммуникационных технологий и является отражением существующей устойчивой тенденции виртуализации различных сфер деятельности. С развитием информационных технологий и охватом ими новых областей жизни и деятельности общества междисциплинарный характер электронного бизнеса будет усиливаться. Цифровизация, цифровая трансформация и инновационная составляющая в бизнесе делают цифровые инновации неотъемлемой частью также и электронного бизнеса.
Сегодня компетенции специалистов в этой области востребованы, практически во всех сферах бизнеса, так как современный бизнес активно использует Интернет-технологии не только в целях информирования и рекламы, но также для продажи товаров и услуг. Развитие цифровых технологий, таких как технологии дополненной и виртуальной реальности, технология распределенных реестров (блокчейн и др.), мобильные технологии и др., ведет к созданию и развитию цифровых инноваций, которые лежат в основе развития электронного бизнеса. Что позволяет компаниям работать по принципу omnichannel - и в онлайне и в оффлайне.
Нужно выделить одну из профессий будущего "Консультант по электронному бизнесу".
Новое поколение ERP-систем является Интернет-ориентированным, что предполагает участие в их разработке и эксплуатации квалифицированных специалистов, умеющих вести бизнес в электронной среде.
Электронный бизнес является сферой активного возникновения и использования цифровых инноваций . Это подтверждается наличием большого количества научных конференций, посвященных данной проблематике, а также деятельностью большого количества исследовательских центров, занимающихся поиском новых решений для электронного бизнеса. Технологические решения или интегрированные системы для электронного бизнеса предлагают практически все крупные компании-производители компьютеров, сетевого оборудования и программного обеспечения: IBM, SAP, ORACLE, 1C, Cisco Systems, Microsoft и т.д.
Сфера деятельности выпускников программы «Электронный бизнес и цифровые инновации» вписывается в профессиональную область (по классификации одного из лидирующих hr-агентств - Head Hunter) «ИТ, интернет, телеком». В рамках исследования компании HeadHunter (https://stats.hh.ru/moscow#dynamicVacancies%5Bactive%5D=true&dynamic-vacancies%5Bdynamic-vacancies%5D=year) в 2020 году, отражается сфера «ИТ, интернет, телеком», которая занимает 2-ю строчку рейтинга имеющихся вакансий на рынке труда в Москве (т.е. по открытым позициям потенциально для выпускников Программы). Необходимо отметить, что, в целом на первых 5 позициях рейтинга приходится более 50% всех доступных вакансий на рынке труда в Москве. Отмечается также, что в зону стабильного спроса (так называемую «зеленую» зону, куда попадают проф. области, где на одну вакансию приходится не более трех кандидатов) входит и сфера «ИТ, интернет, телеком».
Развитие цифровых технологий, которые лежат в основе инноваций для электронного бизнеса является драйвером развития всей Интернет-индустрии (можно отметить одну из статей на Vc.ru по трендам на рынке. Российская Ассоциация Электронных Коммуникаций отмечает, что “6,4 трлн - вклад Рунета в экономику России в 2019 году. Влияние на отрасли: порядка 60% (или даже до 80%) экономики связано с интернетом. Аудитория - 100 млн человек. Кадров мало, отрасли нужно больше." - рассказал директор РАЭК, Сергей Плуготаренко."
Если говорить более конкретно про Консультантов по электронному бизнесу, то они рассматривают операционные и технологические потребности бизнеса: совершенствование системы баз данных компании; повышение эффективности использования интернета и интранета; разработка общей системы программного обеспечения для улучшения управления запасами, логистики, онлайн-обслуживания клиентов и многое другое. В зависимости от сферы своей деятельности специалисты по электронному бизнесу могут консультировать по вопросам маркетинга, рекламы или решений для веб-оптимизации, но ключевым является организация бизнес-процессов по принципу omnichannel - с использованием онлайн и оффлайн-каналов взаимодействия с клиентами.
Они могут разрабатывать решения как для компаний, которые оказывают исключительно электронные услуги, так и для организаций, комбинирующих онлайн и офлайн технологии для ведения бизнеса. Консультанты должны обладать отличными навыками коммуникации и управления проектами, знаниями в области информационных технологий и навыками решения организационных проблем, связанных с интернетом.
Согласно Бюро статистики труда США (BLS), сертификация для консультантов является добровольной, однако работодатели чаще отдают предпочтение дипломированным специалистам. Рынок труда консультантов по электронному бизнесу, по прогнозам BLS, к 2024 году вырастет на 14%.
Таким образом, на рынке имеется значительная потребность в выпускниках Программы.
Что я буду уметь?
Сегодня электронный бизнес – это широкая сфера деятельности, в которой работают специалисты разного профиля. В мире существует большое количество профессиональных ассоциаций в области электронного бизнеса. Состояние области электронного бизнеса, существующие в нем научные и практические проблемы, обсуждаются на многих конференциях, посвященных данной тематике.
Во многих учебных заведениях мира существуют программы обучения в области электронного бизнеса: программы подготовки бакалавров, магистров, программы дополнительного образования в этой области, программы МВА, аспирантура. Образование в области электронного бизнеса ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в крупных онлайновых и оффлайновых компаниях. Магистры готовятся как менеджеры высшего звена (в перспективе - СЕО, CTO, CDO, E-commerce lead, директора интернет-департаментов и др.).
Компетенции выпускника программы соответствуют требованиям профессионального стандарта «Менеджер по информационным технологиям» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «13» октября 2014 г. №716н).
В целом, выпускники занимаются управлением, предоставлением, использованием и развитием ИТ в интересах предприятия, государства и общества и реализуют функции не только в рамках профессионального стандарта «Менеджер по информационным технологиям», но и стандарта «Руководитель проектов в области информационных технологий». Подробнее о профессиональных задачах и их видах можно прочитать в стандарте http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php
Дополнительно нужно выделить спектр задач, которые должен решать Консультант по электронному бизнесу:
- бизнес-аналитика и оптимизация бизнес-процессов в электронном бизнесе;
- участие в подготовке и разработке клиентоориентированной стратегии ведения электронного бизнеса;
- участие в разработке и эксплуатации нового поколения интернет-ориентированных ERP-систем;
- консультирование по вопросам автоматизации бизнес-процессов и развития электронного бизнеса;
- консультирование по вопросам использования социальных сетей и социального компьютинга в маркетинговой стратегии компании;
- сопровождение вопросов внедрения электронных платежных систем и интернета вещей.
- знание рынка интернет-услуг, их видов и специфики
- навыки организации производственной деятельности в интернет-среде
- навыки использования методов и моделей ведения интернет-бизнеса
- понимание специфики электронной коммерции в разных секторах (B2C, B2B и др.)
- знание автоматизированных систем электронной коммерции и их специфики применительно к разным секторам рынка
- владение методами организации коллективной работы и переговоров разного уровня
- отличные коммуникативные навыки
Где я буду работать?
100% выпускников Программы трудоустроены и работают в сфере электронного бизнеса и цифровых инноваций в различных компаниях - как оффлайн, так и онлайн, как в консалтинге, так и в ритейле (например, Б1, Ozon, Kaspersky, M-Видео.Эльдорадо, ВТБ, АльфаБанк, VK, Яндекс, Х5 Retail group, Sanoma Independent Media и др.) Сегодня компетенции специалистов в области электронного бизнеса и цифровых инноваций востребованы, практически во всех сферах бизнеса, так как современный бизнес активно использует современные цифровые технологии и глобальные сетия в ключевых бизнес-процессах. Выпускники программы работают в интернет-компаниях, в ИТ-подразделениях компаний и организаций, венчурных компаниях, занимаются предпринимательской деятельностью в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Рынок труда консультантов по электронному бизнесу, по прогнозам BLS, к 2024 году вырастет на 14%.
Подробнее о некоторых выпускниках можно получить информацию в разделе "Выпускники".