Паспорт образовательной программы
38.04.05 Бизнес-информатика
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
С применением
2024/2025 учебный год
Электронный бизнес и цифровые инновации
2023/2024 учебный год
Электронный бизнес и цифровые инновации
Магистерская программа «Электронный бизнес и цифровые инновации» не имеет прямых аналогов, как на российском, так и на международном рынке. Развитие мобильного бизнеса, цифровых технологий и инноваций является одними из приоритетов программы «Цифровая экономика», Национальной Технологической Инициативы, а также подтверждается отраслевыми отчетами Российской Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК). Развитие цифровых технологий, которые лежат в основе инноваций для электронного бизнеса является драйвером развития всей Интернет-индустрии (по словам директора Российская Ассоциации Электронных Коммуникаций, Сергея Плуготаренко, от 60% до 80% экономики РФ связано с интернетом и вклад Рунета в экономику составляет не менее 6 трлн. рублей.). Сегодня электронный бизнес – это широкая сфера деятельности, в которой работают специалисты разного профиля. Специфика магистерской программы заключается в комплексной подготовке менеджеров среднего и высшего звена в связке с управленческими и технологическими инновациями построения современного электронного бизнеса. Среди преимуществ программы необходимо выделить следующие:
- Междисциплинарный подход:
Omnichannel трансформация, электронная коммерция и цифровые инновации являются широкими сферами деятельности, что позволяет студентам специализироваться в различных областях с помощью выбора определенных учебных дисциплин, тем проектов и курсовых работ, магистерских диссертаций. Содержание программы обеспечивает формирование комплексного видения основ цифрового бизнеса: от технологических трендов, новых бизнес-моделей, принятия решений на основе полученных пользовательских данных, до необходимых организационных изменений, разработки и внедрения цифровых инноваций и применения современных инструментов.
- Программа двух дипломов:
Студенты программы имеют возможность обучения по программе двух дипломов в ведущих мировых университетах-партнерах. Обычно, студенты очно уезжают обучаться в университет-партнер на 2-м году обучения в ведущую бизнес-школу из Великобритании, или один из ведущих университетов Германии, или в один из ведущих университетов прикладных наук (основной фокус на практическую проектную деятельность) Австрии. Такая возможность позволяет студентам завершить обучение в НИУ ВШЭ и одновременно получить два диплома о высшем образовании – НИУ ВШЭ и университета-партнера.
- Партнерство с бизнесом и профессиональная сертификация:
Магистерская программа имеет уже устоявшееся взаимодействие с ведущими российскими и зарубежными цифровыми компаниями, представители которых регулярно участвуют в семинарах и лекциях, предоставляют студентам реальные проекты, истории успеха и неудач. Программа имеет проектно-ориентированный характер, в рамках каждой дисциплины и в процессе всего обучения, студентам предстоит работать с реальными задачами, связанными с omnichannel-трансформацией, внедрением цифровых инновационных решений, разработкой новых продуктов в области электронного бизнеса. Важную роль в развитии Программы оказывает международный академический совет программы, в составе которого успешные выпускники программы – топ-менеджеры ведущих мировых компаний; ведущие эксперты российского рынка в области электронного бизнеса и цифровых инноваций, международные партнеры программы. Партнерство с Международным институтом консультантов в области электронной коммерции и признание высокого качества образовательной программы позволяет выпускникам программы без дополнительного обучения получать профессиональные сертификаты: Certified E-commerce Consultant и Project Manager E-business.
В результате освоения ОП у выпускника формируются универсальные, общепрофессиональные компетенции, определенные в разделе ОС НИУ ВШЭ по направлению «Бизнес-информатика».
Электронный бизнес – это широкая сфера деятельности, в которой работают специалисты разного профиля. В мире существует большое количество профессиональных ассоциаций в области электронного бизнеса. Состояние данной области, существующие в нем научные и практические проблемы, обсуждаются на многих конференциях (РИФ, РИВ, IEEE CBI и др.), посвященных данной тематике. Магистры готовятся как менеджеры высшего звена (в перспективе - СЕО, CTO, CDO, E-commerce lead, директора интернет-департаментов и др.).
Электронный бизнес является сферой активного возникновения и использования цифровых инноваций. Технологические решения или интегрированные системы для электронного бизнеса предлагают практически все крупные компании-производители компьютеров, сетевого оборудования и программного обеспечения: IBM, SAP, ORACLE, 1C, Cisco Systems, Microsoft и т.д. Сфера деятельности выпускников программы вписывается в профессиональную область (по классификации одного из лидирующих hr-агентств - Head Hunter) «ИТ, интернет, телеком». Развитие цифровых технологий, которые лежат в основе инноваций для электронного бизнеса является драйвером развития всей Интернет-индустрии. Выпускники программы работают в Online и omnichannel-компаниях таких сфер, как:
- торговля
- банковский сектор
- бытовая электроника
- ит и телекоммуникации
- консалтинг
- транспорт
- машиностроение
- производство питания.
Профессиональные компетенции являются специфическими для выпускников данной образовательной программы и определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники. Профессиональные компетенции, приобретаемые выпускниками данной программы в соответствии с Профессиональным стандартом «Менеджер продуктов в области информационных технологий», профессиональным стандартом «Специалист по платежным системам», профессиональным стандартом «Менеджер по информационным технологиям», профессиональным стандартом «Специалист по интернет-маркетингу»:
Код | Наименование профессиональной компетенции | Трудовые функции в соответствии с профессиональными стандартом |
ПК1 | Способен проводить поиск и исследование цифровых инноваций | способен формировать задачи на исследование новых рынков, контролировать ход выполнения исследований и принимать их результаты; способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций. |
ПК2 | Способен разрабатывать и внедрять цифровые инновации в бизнесе | способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций; способен управлять оценкой эффективности инноваций ИТ; способен проводить стратегическое планирование интернет-кампаний; способен формировать требования к интеграции информационной системы с платежными сервисами и инструментами; способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований; способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов. |
ПК3 | Способен проводить трансформацию бизнес-процессов и бизнес-моделей в omnichannel-среде | способен управлять формированием вклада ИТ в создание и реализацию инновационной стратегии; способен управлять выявлением и внедрением ИТ-инноваций; способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований; способен планировать и организовывать вывод продукта и его обновлений на рынок; способен координировать планы разработки и продвижения продуктов, работу соответствующих подразделений; способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов; способен контролировать показатели успешности продуктов. |
ПК4 | Способен принимать обоснованные организационно -управленческие решения в части развития omnichannel бизнеса и внедрения инноваций
| способен проводить стратегическое планирование интернет-кампаний; способен управлять формированием вклада ИТ в создание и реализацию инновационной стратегии; способен управлять оценкой эффективности инноваций ИТ; способен разрабатывать идеи создания продуктов для новых рынков, опираясь на результаты исследований; способен формировать требования к интеграции информационной системы с платежными сервисами и инструментами; способен разрабатывать систему метрик успешности продуктов и организовать сбор информации о значениях метрик успешности продуктов. |
Ключевыми образовательными результатами (КОР) для выпускников являются:
Код | Наименование КОР |
КОР1 | проводит поисковые исследования, анализ и оценку цифровых инноваций |
КОР2 | управляет процессами и проектами разработки и внедрения цифровых инноваций и цифровых технологий |
КОР3 | разрабатывает требования к изменениям в бизнес-процессах, бизнес-моделях для omnichannel-среды |
КОР4 | дает обоснованную оценку и консультирует по вопросам автоматизации бизнес-процессов и развития электронного бизнеса |
КОР5 | консультирует по вопросам использования цифровых инноваций и цифровых технологий при проведении интернет-кампаний |
КОР6 | организует взаимодействие с заказчиками и партнерами в процессе решения управленческих задач в электронном бизнесе |
КОР7 | знает особенности построения бизнес-процессов и работы бизнес-моделей электронной коммерции (e-commerce) в разных секторах |
КОР8 | владеет методами организации коллективной работы и переговоров разного уровня |
Структура программы определена ОС, целями и задачами ОП.
Основная часть программы включает обязательные дисциплины направления и обязательные дисциплины программы, а также дисциплины по выбору которые формируют основные профессиональные компетенции.
На 1 курсе студентам предлагаются дисциплины по выбору, связанные с технологическими и управленческими компетенциями для работы с omnichannel продуктами и цифровыми инновациями. Дисциплины данного блока позволяют освоить подходы ориентации на удовлетворение потребностей потребителей, методики управления требованиями и инструменты разработки систем электронного бизнеса.
На 2 курсе студентам предлагаются дисциплины по выбору, связанные с цифровыми технологиями и развитием необходимых soft-skills компетенций для принятия обоснованных организационно-управленческих решений и внедрения цифровых инноваций. Важнейшей составляющей учебного плана подготовки магистров является блок проектной и научно-исследовательской работы, практики и итоговой аттестации.
В части элементов практической подготовки студентам предлагается выполнение консалтинговых проектов в интересах компаний бизнес-партнеров программы на 1 курсе и на 2 курсе. На 1 курсе обучения студенты выполняют курсовую работу в форме проектной или исследовательской работы по тематике образовательной программы. На 2 курсе обучения студенты проходят производственную практику, где решают практические вопросы, связанные с темой выпускной квалификационной работы или по тематике образовательной программы.
Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Электронный бизнес и цифровые инновации»