Книги магистрантов Института медиа «добрались» до Панамы
Каждый год магистранты программы Института медиа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» объединяются в творческие группы и выпускают серию книг на платформе Rideró. И книги не простые, а с трансмедийными расширениями.
Это означает, что рассказываемая в печатной версии история не заканчивается. Глубже погрузиться в тему можно на digital-платформах, ссылки на которые даются в самой книге через QR-код. А в некоторых случаях вообще не принципиально, с чего начинается знакомство аудитории с темой – все элементы абсолютно равнозначны и связаны между собой гиперссылками.
На издании книг проекты не планируют останавливать свое развитие. За время работы командам удалось установить партнерские отношения с экспертами и организациями, выразившими желание в дальнейшем сотрудничестве с магистрантами.
Так вышло и у иностранных студентов Эмира Лебедева, Данг Тхи Тху Хыонг и Фам Хуйен Чанг. Они выпустили трансмедийную книгу «Леса и коренные народы – Центральная Америка», где затронули проблемы изменения климата и его влияние на леса и коренные народы южноамериканского континента. По словам студентов, им было крайне важно создать принципиально новый продукт для российского читателя, показать, что происходит в другой части света.
Это настоящая визуальная история, полная фотографий пейзажей Латинской Америки, автором которых стал лидер проекта Эмир Лебедев. В январе команда презентовала книгу Чрезвычайному и Полномочному послу Республики Панама в России Роландо Энрике Барроу Ноадом. Господин Посол и сотрудники Посольства были впечатлены проектом и предложили организовать полноценную фотовыставку работ Эмира. Выставка планируется в начале марта; она станет дополнительным расширением книги, созданным в сотрудничестве с Посольством.
Выпуск книг является обязательной частью проектного семинара, в рамках которого студенты моделируют работу креативных продюсеров на всех этапах производства медиапродукта.
Все начинается с питчингов в сентябре: студенты делятся своими идеями для будущих книг, а потом голосуют за наиболее понравившиеся темы. Таким образом в этом учебном году сформировалось девять команд, которые на протяжении четырех месяцев занимались своими проектами. Ключевым фактором задания является то, что студенты не авторы. Они выступают продюсерами, которые должны придумать, где найти материалы для наполнения проекта. Варианты могуть быть самыми разными. Например, в книге «Смысл камня. Кинематограф Южной Кореи» среди авторов есть и корееведы, и кинокритики, и журналисты, которые попытались разобраться в хитросплетении жанров и тематик, сложившихся в процессе культурно-исторического развития Южной Кореи. А авторы книги «Больше не ноунейм» взяли интервью у экспертов из музыкальной индустрии и адаптировали их ответы под настоящий гайд по продвижению своего творчества.
В каждой команде участвует от трех до пяти человек. Студенты стараются равнозначно распределить задачи между собой, чтобы каждый отвечал за один определенный сегмент работы над проектом.
А этапов не так уж мало. В первую очередь необходимо найти экспертов, которые помогут с наполнением книги, собрать тексты в “сыром” виде, заняться их редактурой и корректурой. Параллельно необходимо подумать о наполнении расширений. Здесь у каждой команды свои особенности. Например, команда «Окно в геймдев: как устроена индустрия в России» активно занялась продвижением групп в социальных сетях. Проект «Секс. Любовь. Диджитал» запустили свой подкаст. Чат-бот по имени Тори подберет всем читателям «Смысла камня» корейский фильм по вкусу. А авторы книги «Тишина на площадке!» создали интерактивные игры и флип-карточки с дополнительной информацией о работе в кино.
Отдельно оценивается эффективность продвижения проектов. На этом этапе студенты организовывают личные встречи с читателями, работают с блогерами, выступают на фестивалях, активно ведут социальные сети и общаются с аудиторией онлайн.
На финальной защите все команды поделились, что в новом году планируется дальнейшее расширение книжных проектов. Некоторые из них расчитывают переиздать книги уже с дополнительной информацией. Социальные сети и трансмедийные расширения также продолжат обновляться.
Подобный проектный семинар в полной мере позволяет студентам отработать навыки креативного продюсера и с нуля запустить свои первые трансмедийные продукты. Наиболее ценно то, что творческие проекты и после защиты продолжают жить, формируя новые направления развития.
Подробнее прочитать о каждом проекте можно по ссылке:
Мария Резник