Пресс-конференция в ТАСС о предпочтениях российских школьников
Российские подростки считают себя патриотами, но не интересуются внутренней политикой, школьным обучением удовлетворены, но требуют реформирования системы образования, сталкиваются с буллингом в школе, но считают школьную атмосферу дружелюбной. Результаты исследования комментирует академический руководитель магистратуры Социология публичной и деловой сферы Мария Козлова и другие эксперты.
30 октября на пресс-конференции в ТАСС агентство «Михайлов и партнеры» представило результаты исследования политических, сексуальных и карьерных предпочтений российских школьников http://m-p-a.ru/myi-schitaem-2.html. Эксперты - директор гимназии №45 Михаил Шнейдер, психолог Александр Колмановский и академический руководитель МП Социология публичной и деловой сферы Мария Козлова – постарались раскрыть и объяснить противоречия оценок и установок школьников, выявленные по результатам исследования.
Комментируя данные по профессиональной ориентированности школьников, Мария Козлова, в частности, обратила внимание намотивы выбора профессии: возросшая за последнее десятилетие ориентация подростков при выборе профессии на возможность получить интересную работу (55% по выборке в целом, 60% - в старшей возрастной группе). Безусловно, личные склонности и высокие доходы – два ведущих фактора профессионального самоопределения, однако если в советское время безусловно лидировал первый, то в два первых постсоветских десятилетия - второй. Довольно высокой остается доля подростков, ориентированных при выборе профессии на советы родителей (22%). Если в постсоветское время аналитики в сфере профессий и рынка труда с сожалением писали об исчезновении трудовых династий, то сейчас ориентация на мнение родителей представляется фактором, осложняющим в будущем карьеру молодого человека. Сегодня родители, пытающиеся планировать карьеру своих детей, совершают грубейшую ошибку, отметила эксперт, поскольку рынок труда постоянно прирастает новыми профессиями, о которых родители и не слышали, а старые – существенно меняют «лицо» (так, еще недавно философское образование рассматривалось как малосовместимое с решением практических жизненных задач, сегодня ситуация изменилась кардинально, и, например, формула востребованности в Кремниевой долине выглядит уже не как STEM (science, technology, engineering, mathematics), а как STEAM, где «А» означает art — гуманитарный бэкграунд, который необходим технологии для придания ценности, осмысленности и направленности). Благо, к старшей возрастной группе опрошенных доля учитывающих мнение родителей при выборе профессии снижается до 11%.
В заключении Мария Козлова подчеркнула, что если еще 5 лет назад социологические исследования профессионального самоопределения молодежи завершались выводом о том, что «в современных условиях профессиональное самоопределение задаётся не столько индивидуальными факторами (интерес к профессии, индивидуальные склонности, способности, призвание) сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии» (Колтунова 2014: 188), то сегодняшним подросткам, чтобы понять, чем они будут заниматься, уже не нужно просматривать каталог профессий и вузов. Каждый из них, зная, чтó он умеет делать лучше всего, скорее всего, сам может спроектировать свою будущую занятость.