Паспорт образовательной программы
39.04.01 Социология
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
С применением
2025/2026 учебный год
Социология публичной сферы и социальных коммуникаций
Цифровая аналитика социальных процессов
2024/2025 учебный год
Социология публичной сферы и социальных коммуникаций
Цифровая аналитика социальных процессов
2023/2024 учебный год
Социология публичной сферы и социальных коммуникаций
Цифровая аналитика социальных процессов
1) Магистранты овладевают практическими навыками организации и проведения качественных и количественных социологических исследований на традиционных опросных и на нереактивных данных из веб-источников; анализа данных с привлечением современных востребованных алгоритмов Data Science; презентации результатов исследований на русском и английском языке.
2) Курсы читают ведущие российские и зарубежные специалисты частично в формате онлайн-телеконференций, в том числе на английском языке. В числе преподавателей программы 3 ординарных профессора НИУ ВШЭ, 6 докторов социологических наук, 2 обладателя степени PhD, 11 кандидатов наук.
3) Магистранты включаются в проекты Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, что дает им возможность совершенствовать исследовательские навыки в работе по социально значимым темам, а также навыки сотрудничества с учеными мирового уровня из США, Великобритании, Норвегии и других стран. Это повышает шансы магистрантов на международную академическую мобильность.
4) Занятия проходят в различных форматах: не только в виде лекций и семинаров, но и в виде дискуссионных клубов, мастер-классов, исследовательских лабораторий, деловых игр, в организации и проведении которых участвуют как представители академического сообщества, так и практики – представители общественных и культурных организаций и бизнеса.
5) Магистранты участвуют в научно-учебных и проектно-учебных группах, а также в совместных с преподавателями исследовательских проектах, поддержанных научными фондами, что позволяет не только повышать квалификацию и наращивать исследовательские компетенции, но и получать за это зарплату, а также стимулирует публикационную активность, особенно значимую в случае ориентации на продолжение исследовательской деятельности и в контексте перспективы поступления в аспирантуру.
6) Ежегодно студенты программы участвуют в экспедициях и выездных конференциях, что расширяет исследовательские горизонты и позволяет молодым специалистам наращивать социальный капитал.
В ходе обучения магистранты формируют следующие компетенции:
- Способность к анализу актуального состояния гражданского общества, осуществлению теоретического анализа социальных проблем и обоснованному прогнозу последствий социальных трансформаций;
- Способность интегрировать и обоснованно использовать понятия и концепции философии, психологии, экономики, математики, в целях социологического анализа и в междисциплинарных исследованиях;
- Способность к осуществлению социологической и социально-гуманитарной экспертизы социально значимых проектов; эффективной коммуникации с представителями различных социальных групп и институтов.
- Готовность к разработке программных и методических документов социологического исследования и оформлению научно-технической документации для всех этапов социологического исследования.
- Способность к решению организационных и методических вопросов сбора информации в соответствии с поставленными задачами и методической стратегией исследования.
- Способность к составлению технических заданий на разработку программных продуктов для решения задач социологического исследования, анализа и прогноза.
Таким образом, успешно освоивший программу обучения выпускник МП СПСиЦА обладает широкими знаниями в области социологической теории, способен аналитически сопоставлять социологические концепции, видеть преемственность в развитии социологического знания и, обнаруживая лакуны и противоречия в эмпирическом знании, конструировать релевантную рамку для развития теоретического знания, обладает навыками планирования социологического исследования, хорошо сформированными навыками сбора социологической информации, владеет широким спектром количественных и качественных методов сбора данных, понимает их возможности и ограничения, определяет релевантные базы данных, электронные библиотечные системы, специализированные пакеты прикладных программ, способен к разработке программных и методических документов социологического исследования, к выполнению необходимых статистических процедур при использовании специализированных пакетов прикладных программ, владеет современными инструментами анализа данных на высоком уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных, а также к выполнению публичных функций социолога, обладает знаниями и навыками организации межсекторных партнерств и фандрайзинга.
Возможные векторы трудоустройства выпускников магистерской программы «Социология публичной сферы и цифровая аналитика»:
Научная и преподавательская карьера:
· продолжение обучения в академической аспирантуре НИУ ВШЭ
· получение степени PhD в ведущих мировых университетах мира
· научная и преподавательская деятельность в учебных заведениях высшего профессионального образования, в т.ч. НИУ ВШЭ;
Работа в научно-исследовательских центрах (международные лаборатории НИУ ВШЭ, ВЦИОМ, ФОМ, ГфК-Русь, Ромир, Ipsos Comcon);
Работа в исследовательских подразделениях крупных компаний (МТС, Nielsen Russia, Unilever, Сбербанк, Lego); рекрутинговых и консалтинговых компаниях;
Работа в неправительственных и некоммерческих организациях: общественные и благотворительные фонды, советы и т.д. (CAF, UNICEF, WWF), в современных культурных центрах и арт-площадках (Музей современного искусства «Гараж», ММОМА)
Учебный план включает 5 блоков:
1). Теоретические и практико-ориентированные курсы, направленные на изучение социологических характеристик современности и практических проблем российского общества (Современная социологическая теория: теоретическая социология и проблемы современного общества; Социальные системы и взаимодействия: современная социологическая теория в аналитической перспективе; Публичная сфера общества; Культура российского общества: перспективы социологического исследования; Анализ городских сообществ; Новые медиа и цифровая культура; Психология воздействия в сфере социальных коммуникаций; Разнообразное общество: потенциал инклюзии на разных уровнях социального устройства; «Оцифрованное общество»: социальные процессы, социальное неравенство и трудовые отношения)
2). Курсы, направленные на овладение современными методами сбора и анализа социологической информации (Методология и методы исследований в социологии; Основы программирования в Python и анализа данных; Text Mining; Большие данные из социальных медиа: сбор и разведочный анализ; Социологические методы онлайн-исследований; Анализ сложноструктурированных данных, сетей и текстов; Интерактивная визуализация анализа данных).
3). Научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты развивают компетенции в области организации и проведения социологического исследования, социологической экспертизы, работы с текстами, презентации результатов исследований разным аудиториям и т.п.
4). Семинар наставника – курс руководителя трека, в рамках которого студентам предлагаются практико-ориентированные спецкурсы и мастер-классы, направленные на развитие компетенций, специфичных для выбранного трека подготовки («Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» / «Цифровая аналитика социальных процессов»).
5). Проектная деятельность - вовлечение магистрантов в научно-учебные и проектно-учебные группы, совместные с преподавателями исследовательские проекты, поддержанные научными фондами, в экспедиции и выездные конференции, прикладные проекты, реализуемые в партнерстве с «внешними» организациями.
Часть дисциплин студенты могут заменить курсами других магистерских программ, формируя таким образом индивидуальный план в соответствии с персональными академическими и практическими интересами
Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям
(УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.10.2021 № 751н)
- Студент 1 курса не позднее 06 сентября посредством онлайн-формы или с использованием корпоративной почты студента сообщает менеджеру отдела сопровождения учебного процесса свои пожелания относительно образовательного трека магистратуры: трек первого приоритета и трек второго приоритета.
- В срок до 09 сентября включительно академический руководитель образовательной программы совместно с руководителями треков и менеджером отдела сопровождения учебного процесса распределяет студентов на треки, учитывая их пожелания и исходя, в первую очередь, из количества баллов, полученных студентом на вступительных испытаниях, и во вторую очередь, из количества мест на треках.
- Отклонение от срока выбора треков 06 сентября и срока распределения студентов на треки 09 сентября возможно для студентов, зачисленных на образовательную программу позднее 09 сентября.
- Студент будет зачислен в порядке очереди (от высшего балла поступивших к низшему):
- на трек первого приоритета при условии достаточного количества мест на треке первого приоритета;
- на трек второго приоритета при условии отсутствия свободных мест на треке первого приоритета.
- Академическим руководителем образовательной программы количество мест на треке может быть увеличено или уменьшено в пользу другого трека.
- Распределение студентов на треки публикуется менеджером отдела сопровождения учебного процесса на интернет-странице образовательной программы и доводится до сведения студентов посредством уведомления по корпоративной электронной почте.
- В процессе обучения возможен переход студентов между треками по согласованию с руководителями треков и академическим руководителем образовательной программы.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Социология публичной сферы и цифровая аналитика»