О программе
Презентация программы "История современного мира" (PDF, 747 Кб)
Интервью академического руководителя
выпускникам бакалавриата
Какие основные цели и задачи стояли перед созданием магистерской программы «История современного мира»?
Магистерская программа «История современного мира» под разными названиями существует уже 10 лет в Школе исторических наук НИУ ВШЭ. Это время позволило нам выверить читаемые курсы и сделать программу, соответствующую профилю исследовательской магистратуры. При наличии диссертационного совета ШИН, прояснилась задача и нашей магистратуры. Основная ее идея – подготовить наших выпускников к поступлению в аспирантуру, дать им нужные для этого знания и навыки. Как это сделать? Единого рецепта не может быть, но я могу поделиться, как это происходит силами наших преподавателей в магистратуре «История современного мира». Уверенности придают имеющиеся результаты: мы вторые по всей Вышке в показателе поступивших после магистратуры в аспирантуру в 2023 году. За последние 2 года 17 наших выпускников учатся в аспирантуре и не только Школы исторических наук. И это при таком миниатюрном наборе…
Прежде чем поделиться тем, как у нас все устроено, хочу обратить внимание на наши обучающие принципы: преемственность с бакалаврской программой; множественность академических контекстов; соответствовать исследовательским канонам, поэтому читаемые дисциплины представлены скорее как исследовательские модели, нежели застывшая громада знаний.
Какие дисциплины вы можете выделить фундаментальными в рамках образовательной программы?
Переходя к подбору наших учебных курсов, вспоминается поэтическая строка «когда б вы знали, из какого сора…». И это так. Пока данная наша конфигурация будет жизнеспособной, она будет существовать и постоянно поновляться… Под «рентгеновскими» лучами программа состоит из трех уровней: теоретический, предметный и прикладной. В теоретическом уровне есть базовые дисциплины: «Историческая текстология» (Д.А. Добровольский, Е.В. Акельев), «История исторической науки» (С.В. Польской, В.С. Парсамов), «Философская и социальная теория современности» (П.В. Резвых). Эти базовые дисциплины позволяют раскрыть следующий уровень теоретических знаний через такие дисциплины, как «Антропологический поворот в XX веке» (Г.А. Орлова), «Общественно-политический дискурс нового времени» (С.В. Польской), «Исследования памяти и современная историческая теория» (Ф.В. Николаи).
Поскольку магистратура называемся «История современного мира», в течение 1–2 курса преподаются тематические курсы: «Система и практики государственного управления Российской империей» (А.Н. Бикташева), «Пространство политического в России конца XIX – начала XX в.» (К.А. Соловьев), «Pax Americana и XX век» (А.А. Исэров, Г.В. Александров), «Постколониальные исследования и история империй XX века» (А.В. Воеводский). «Архивная революция и современные исследования советской истории» (О.В. Хлевнюк). Даже в самих названиях дисциплин представлен и исторический, и исследовательский контекст. Ответом нашей программы на вызовы искусственного интеллекта применительно к историческим исследованиям станет отдельный курс «Дизайн исторического исследования в условиях цифрового поворота», который подготовил А.А. Попов.
На втором курсе в 2024/2025 учебном году наши магистранты будут участвовать в реализации проекта «Открывая исторический архив (советского) атомного века», реализуемого в рамках совместной архивной инициативы НИУ ВШЭ и Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна). Рефлексия об устройстве исторического воображения модерности неотделима от вопроса об устройстве архива и доступе к нему. С архивом историк чаще всего сталкивается там и тогда, когда форма, структура и порядок хранения определены до автоматизма и ускользают от критической рефлексии. Участвуя в создании открытой системы хранения документов и исследовательских биографических интервью для физиков из Дубны, студенты получат возможность наблюдать за становлением архива, знакомиться с разнообразием форм и правил хранения, участвовать в дискуссиях о ценности архивного объекта и логик архивирования.
Какие практические навыки и методы исследования предусмотрены в рамках программы?
Прикладной уровень в программе является сквозным в течение 1-го и 2-го года обучения. Он представлен Научно-исследовательским семинаром под названием «Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики». Здесь осуществляется не только прямая подготовка написания магистерской диссертации, здесь осуществляется поиск тех методологических направлений, которые позволят вписать тему каждого магистранта в существующий академический контекст социогуманитарных знаний. Соглашусь, дело сложное, и не всем это удается сделать внятно, но «умственные плотины» нужны тем, кто их преодолевает, а без них скучно. Чем же занимаются студенты в течение 6 модулей на этом НИСе? Про написание диссертационных текстов, начиная с XIX века, и про иные профессиональные конвенции (а также публикационную активность) знакомит К.А. Ильина. Модуль, связанный с изучением источниковедческих специфик исторического исследования, ведет К.А. Соловьев. Умению понимать (соответствовать или не/соответствовать исследовательским канонам) и создавать историографический сюжет собственной ВКР учит О.В. Хлевнюк. На втором курсе начинается преодоление всех «поворотов» – лингвистического, культурологического, визуального и пространственного под руководством Г.А. Орловой. Чем их больше, тем лучше. А по сути, ставится вопрос о рождении аналитики, о том, как вообще писать историку о теории или теориях и куда вписать себя. Завершается НИС в «исследовательском ателье» – это наши предзащиты, куда приглашаются и первокурсники, и аспиранты, и отдельные эксперты.
О каких возможных трудностях при прохождении программы Вы бы предупредили абитуриентов?
Мы учимся всего полтора года. Последние месяцы отданы на практику в Лицее, на завершение НИСа и предзащиты. При поступлении многих абитуриентов волнует один существенный вопрос – смогут ли они при таком интенсивном обучении подрабатывать? По мне, так лучше только получать удовольствие от учебы, но жизнь суровее наших желаний, поэтому могу только просить первые полгода продержаться и не работать. Есть и более полезный совет – серьезнейшим образом использовать возможности трека «магистратура–аспирантура», который за последние годы набирает размах среди наших магистрантов. Он позволяет студентам первого курса магистратуры уже в октябре месяце на конкурсной основе, превентивно поступить в аспирантуру и получить значительное и ощутимое содержание в виде стипендии. Для этого нужно написать исследовательский проект, собрать кучу документов, но это того стоит. Нужно соответствовать конкурсным критериям, с которыми заранее ознакомиться и условиями данного контракта. Но заниматься вы будете любимым делом и за хорошие деньги. Отчитываться придется публикационной активностью, а этого никто не отменял при поступлении в любую аспирантуру. Если, опять-таки, прибегнуть к цифрам, то на 2 курсе в настоящий момент трое студентов обучаются на треке, а на 1 курсе нынешнего 2024 года – четверо. Из общего числа поступивших (из других магистратур) это добрая половина. Четверо участников трека, выпустившихся из магистратуры в 2024 поступили в нашу аспирантуру. Таким образом, наилучший способ существования в нашей магистратуре – это поступление на трек. Можно и нужно участвовать во всех стипендиальных программах, например, от фонда Владимира Потанина. И ребята это делают и, как правило, выигрывают стипендии.
И последнее, при выборе темы исследования, мы ориентируем студентов на единый исследовательский проект, т.е. ВКР (магистерская диссертация) включает в себя текст курсовой работы первого года обучения. Это закреплено в процентном соотношении «самоцитирования» в наших правилах написания выпускной квалификационной работы.