• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сила воспитания в слове учителя

9 октября 2023 состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»

Сила воспитания в слове учителя

Gabe Pierce / Unsplash

Спикер

Авдеева Елена Александровна, доктор философских наук, область научных интересов которой лежит в пространстве вопросов воспитания.

Содержание встречи

Сейчас мы переживаем переходный период «кризиса воспитанности», и важно вернуться к воспитанию личности в рамках образовательной системы. Воспроизводить образ советской модели бесперспективно, поэтому необходимо разработать новую модель воспитания для нашего времени, обратившись к гуманитарным технологиям (языку и культуре).

Педагогический закон: воспитание «живёт» в языке, презентируется, проявляет себя через ЯЗЫК и СЛОВО учителя.

Каждый педагог имеет свой уникальный, особенный язык, на котором он разговаривает со своими учениками. Сегодня педагогика только начинает подступать к вопросу о роли языка в процессе воспитания. Для того, чтобы быть средством развития человека в образовании, каждое слово языка должно быть наполнено смыслом. В педагогике смысл, в отличие от знания, никогда не стоял на первом месте.

В своих работах Франкл, Фромм, Фрейд, Юнг пишут об ощущении «экзистенциального вакуума», которое выступает как симптом духовного кризиса и проявляется в выгорании, раздражительности, замкнутости.

Как же вновь отыскать смыслы и вернуть в нашу жизнь? Через слова, через их семантику (смысловую наполненность). Многие слова меняют, теряют изначальный смысл в сегодняшнем мире. Необходимо обратиться к герменевтической теории.

Герменевтика – ведущий метод познания смыслов педагогических явлений:

  • наука прочтения, понимания, интерпретации текстов
  • методы работы с текстом, направленные на раскрытие его смыслов

Открытие смыслов слова «герменевтика» (открытие сокрытого, находящегося внутри, есть благо):

  • герм – открывать, закрывать
  • ен – сокрытый, находящийся внутри
  • ев – благо
  • тика – практика, методика
  • Двойственная природа слова

    Понятие

    однозначно, эмоционально-нейтрально, одно на всех

    Образ

    многозначен, эмоционально-окрашен, у каждого свой

В своё время педагоги пренебрегали образом, считая его выразителем субъективного бытия и противопоставляли объективному бытию, которое недоступно нашим чувствам и раскрывается только в процессе объективного познания. Образ всегда был связан с поэтическим языком. В каждый исторический период создавался свой образ педагогической цели (в Античное время – образ античного героя; в эпоху Средневековья – образ святого человека в духовном образовании, образ рыцаря – в светском; в Новое время – образ делового человека; в наше время – образ человека, «взломанного» цифровым миром).

В современном языке преподавателей много семантических полей, связанных с греческими и латинскими единицами (-логия, -графия, -метрия). Запоминать надо не понятия, а «смысловые ключи», с помощью которых мы можем проникать в суть слова.

Выводы

  • Природа смыслов лингвистическая, они «живут» в словах, которые несут в себе образ.
  • Воспитание возникает тогда, когда учитель умеет создать художественный образ и владеет художественной речью.
  • Через язык проникаем в слово, которое в себе несёт смысл, и этот смысл и должны понять наши ученики.

Слово учит и слово воспитывает только тех, кто учит и впитывает. А у тех, кто по строкам несётся, лишь одна пустота остается… – Э. Асадов

Вопрос – ответ

Как развить в себе художественную речь, какие делать первые шаги, чтобы работать над речью?

Это скорее относится к ораторскому искусству, хотя это тоже очень важно для учителя. Я скорее говорю о том, что многие слова, которые мы используем, они потеряли смысл, стали «легковесными». Я могу посоветовать книгу «Латынь вокруг нас: греко-латинские словообразовательные элементы в русском языке». Зная разные смысловые концепты, ученик может сам проникать в значение слова, не перегружая память, не запоминая лишние элементы.

Как бы вы обозначили свою позицию по поводу предложений в данной подходе, ведь значение предложения – это не всегда сумма значений слов, его составляющих?

Герменевтика рассматривает разные единицы как текст, я рассматривала слово как единицу текста, но может быть рассмотрено и предложение. Ученики сейчас слабо владеют пониманием текста на уроке. В целом можно сказать о том, что сейчас в учебно-методических материалах практически нет неоднозначных суждений, которые могли бы пробуждать нестандартные мысли, образы. Сейчас большую часть образовательного пространства занимают шаблоны, которые вытеснили поэтический, образный язык, и это в том числе снижает мотивацию учащихся. Сейчас не так много лекторов, которые бы использовали «живой, могучий» русский язык. Я совершенно не против деятельностного подхода, просто его надо обогащать этим важным элементом. Важно также наполнять образовательное пространство не только схемами, но и образами.

Как может быть использована герменевтика в развитии глобальных компетенций, возможно формирования сложной единой системы (вопрос от учителя географии)?

Мне очень близка позиция когда через преподавание географии мы формируем мировоззрение, понимание такой целостной картины мира. Очень важно в преподавании такого предмета не уходить только в карты, в схемы. Надо говорить с детьми через понятные, доступные им образы. Это дополнительно поможет пробудить интерес к предмету.