Содержанию образования прописали «большие идеи»
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».
Большие идеи – это обобщения, которые объясняют суть явлений. Это может касаться и гуманитарной сферы (например, исторических закономерностей), и естественных наук, и законов математики. Ребенок не зубрит массу разрозненных фактов, а понимает некую концепцию, которая лишь обрастает деталями. Развитие одной идеи в учебной программе продолжается от класса к классу и может затрагивать несколько предметных областей.
Как один из примеров авторы приводят «большую идею» из перспективной школьной программы Уэльса, которая сформулирована так: «Информированные, сознательные граждане участвуют в решении вопросов, с которыми сталкивается человечество, и способны делать это взвешенно и этично». Она определяет содержание нескольких гуманитарных предметов, от истории до права. Начинается в 5-8 лет с вопросов о том, какое поведение можно считать правильным, и заканчивается в 14-16 лет тем, что подросток объясняет причины «несправедливости и неравенства в разных сферах жизни в прошлом и настоящем».
Авторы разбирают большие идеи образования Австралии, Канады, Сингапура и нескольких других стран, поясняют, как они «работают» для разных возрастов и в чем конкретно воплощаются в школьных программах. В России в близком направлении шли несколько педагогических традиций: это развивающее обучение Василия Давыдова, проблемное обучение Исаака Лернера и методики объяснений через метапредметные понятия Юрия Громыко.
Авторы дают советы тем педагогам, которые хотят попробовать учить через большие идеи: как их формулировать и привязывать к предметам, разбивать на этапы и включать в существующую программу, привлекать экспертов и методистов.
Исследование Михаила Гасинеца, Надежды Авдеенко, Александры Михайловой, Олега Федорова и Тараса Пащенко «Большие идеи для содержания образования» читайте здесь: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/425694267.pdf
Авдеенко Надежда Александровна
Лаборатория проектирования содержания образования: Аналитик
Гасинец Михаил Васильевич
Лаборатория проектирования содержания образования: Аналитик
Михайлова Александра Михайловна
Лаборатория проектирования содержания образования: Младший научный сотрудник
Пащенко Тарас Валерьевич
Лаборатория проектирования содержания образования: Заведующий лабораторией
Федоров Олег Дмитриевич
Ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования