Пащенко Тарас Валерьевич
- Главный эксперт, Заведующий лабораторией: Институт образования / Лаборатория проектирования содержания образования
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2006 году.
- Научно-педагогический стаж: 18 лет.
Oбразование
Кандидат наук об образовании (2024)
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2024)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарственное письмо ректора Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (март 2017)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025)
Лучший преподаватель — 2021–2022, 2018–2019, 2012–2016
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2022
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2008)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- История и философия образования (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Полидисциплинарные теоретические основания в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- История и философия образования (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Полидисциплинарные теоретические основания в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Современное общество (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
Информация*
- Общий стаж: 18 лет
- Научно-педагогический стаж: 18 лет
- Преподавательский стаж: 18 лет
Полномочия/обязанности
- разработка стратегии развития Лаборатории, ежегодное планирование деятельности лаборатории;
- руководство исследовательскими, аналитическими и прикладными проектами в рамках сферы компетенций Лаборатории, в том числе планирование таких проектов и поиск потенциальных заказчиков;
- создание и руководство командой Лаборатории, организация работы сотрудников Лаборатории, согласование годовых планов сотрудников Лаборатории, отслеживание публикационной активности сотрудников Лаборатории;
- аналитическая или экспертная работа по запросам руководства Института, НИУ ВШЭ, органов власти в сфере содержания образования;
- организация и участие в экспертных публичных и непубличных обсуждениях документов в рамках сферы компетенций Лаборатории;
- подготовка аналитических и исследовательских продуктов, включая белые книги, аналитические доклады, академические публикации в журналах, индексируемых в базах научного цитирования Scopus, Web of Science, в сфере компетенций Лаборатории;
- консультирование по поручению руководства Института органов законодательной и исполнительной власти, органов управления образованием, иных организаций в рамках сферы компетенций Лаборатории.
Делает непростительные ошибки: искусственный интеллект проверили на компетентность в образовании
Кто работал с искусственным интеллектом, уже оценил его пользу и удобство. ИИ быстро обрабатывает информацию и генерирует текст, что делает его потенциальными помощниками в образовательной среде. Но можно ли ему доверять? Эксперты ВШЭ разработали первую научную методику для проверки компетентности ИИ в роли образовательного ассистента.
Ученые из ВШЭ разработали новую методику оценки ИИ для образовательных задач
Исследователи из НИУ ВШЭ предложили новый научный подход для оценки компетентности искусственного интеллекта в области образования. Подход основан на психометрических принципах и проиллюстрирован на примере проверки GPT-4. Это первый шаг к проверке реальной готовности генеративной модели к роли ассистента педагога или ученика. Результаты работы опубликованы в arXiv.
Критическому мышлению задали курс: или как научить взрослых работать с информацией за восемь недель
«Пойди туда, не знаю куда» — многие достаточно критически относятся к задаче развития критического мышления. Кажется, что этот навык сложно освоить, а тем более измерить.
Трёхдневный курс для преподавателей КамГУ: Развитие компетенций первооткрывателя с ВШЭ
Преподаватели Высшей школы экономики провели обучающую программу для коллег из КамГУ им. Витуса Беринга в рамках работы Зеркальной лаборатории. Курс «Активные методы обучения для развития компетенций первооткрывателя» погрузил участников в интенсивный трёхдневный процесс, наполненный насыщенными занятиями.
На онлайн для взрослых посмотрели критически
Специализированные онлайн-курсы могут значительно улучшить навыки критического мышления у взрослых, следует из диссертационной работы Тараса Пащенко. Это может повлиять на подходы к непрерывному образованию и профессиональному развитию в современных условиях, полагают эксперты.
25-30 марта 2024 г. в Елизово состоялся очный модуль проекта социального воздействия в Камчатском крае
С 25 по 30 марта 2024 года в г. Елизово состоялся очный модуль проекта социального воздействия в Камчатском крае. В течение недели команда проекта работала с управленческими командами школ, параллельно на трёх площадках занимаясь с педагогами вопросами формирования правовой, финансовой и цифровой грамотностей, а также реализации проектной деятельности подростков.
Эксперты ВШЭ помогут камчатским школьникам спроектировать будущее
На Камчатке в основную стадию вошел проект социального воздействия в сфере образования, который поможет школьникам разобраться, кем они хотят стать и куда пойти учиться после школы. Ребят научат ориентироваться в цифровых технологиях, законах и финансах. Они будут работать над своими собственными проектами, которые помогут им прокачать востребованные навыки и понять, какая профессия им по душе. Все для того, чтобы через полтора года стало больше выпускников, у которых есть четкий план на будущее. Правительству региона в этой непростой задаче помогают эксперты из Института образования НИУ ВШЭ.
Эксперты НИУ ВШЭ и РАНХиГС провели серию мастер-классов по человеческому потенциалу
Осенью 2023 года ведущие эксперты Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследования человеческого потенциала» уже во второй раз провели серию образовательных мастер-классов по человеческому потенциалу. В этот раз они были адресованы студентам старших курсов бакалавриата и магистратуры Уфимского университета науки и технологии (УУНиТ). Партнером образовательного цикла выступила Научная лаборатория социальных и демографический исследований УУНиТ.
Занимательное право: эксперты ВШЭ превратили тест правовой грамотности в увлекательную игру
Самая большая проблема обучения в сфере права заключается в том, что студенты много заучивают, но мало практикуются в реальных задачах. На открытом семинаре презентовали тест, который не просто проверяет навыки, знания и установки, но и сам по себе является вовлекающим учебным материалом. Его разработали эксперты из центра психометрики и факультета права ВШЭ для оценки правовой грамотности студентов неюридических специальностей.
Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании
Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».
Взрослым нужен организованный хаос: в Инобре нашли оптимальные «пропорции» курсов развития критического мышления — теперь их использует Яндекс
В вузах плохо развивают мягкие навыки и, в частности, критическое мышление: это подтверждено многими исследованиями. Есть курсы для взрослых, но нет ни внятных методик, ни подтверждений эффективности. Ученые из Инобра Тарас Пащенко и Александра Михайлова вместе с Луисом Фернандо Сантос Менесесом (на момент исследования постдоком Инобра) предложили оптимальную модель таких курсов в онлайн-формате, как наиболее подходящем для занятых на работе взрослых.
Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению. Серия мастер-классов НЦМУ ЦМИЧП для студентов (и аспирантов) НИУ ВШЭ
С 18 октября по 17 декабря 2022 года состоялась серия мастер-классов, посвящённая итогам исследований НЦМУ “Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала” о концептуальных основах оценки и измерения человеческого потенциала. В рамках семинаров прошли как теоретические занятия, посвященные экономическим и социологическим подходам к изучению человеческого капитала, так и практические мастер-классы по технике его измерения. Мероприятия были направлены на популяризацию результатов исследований НЦМУ ЦМИЧП и вовлечение обучающихся и молодых ученых в работу по данной проблематике.
«Мы проектируем будущее»: в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции прошли Любимовские чтения
В НИУ ВШЭ — Нижний Новгород прошли Любимовские чтения в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. К участию в Чтениях были приглашены эксперты в области образования, ученые, педагоги, специалисты и руководители общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования.
Из «России для грустных» в «Россию для деятельных и увлеченных»
Очередной открытый семинар по образованию прошел 16 марта в ВШЭ в онлайн-формате. Он был посвящен теме развития икигай-концепции. Докладчик, руководитель «Яндекс.Практикума» Михаил Янович рассказал слушателям, как компания реализует образовательные проекты для взрослых людей и обучает их востребованным и приносящим радость профессиям.
Большие идеи: эксперты Вышки рассказали, как сделать учебу более осмысленной и интересной
Понять концепцию предмета и суть явлений школьники смогут без зубрежки, заучивания разрозненных фактов, формул и правил. Формировать мыслительные навыки и умение абстрагироваться, создавать модели и находить межпредметные связи – такова задача проекта «Большие идеи», разрабатываемого в НИУ ВШЭ.
«Большие идеи» должны разгрузить школьную программу
Проектирование школьного образования на основе больших идей помогает упорядочить и обобщить знания из разных предметных областей, согласовывать программы между собой и тем самым оптимизировать учебное время. На вторничном семинаре рассказали о преимуществах такого подхода и о том, как большие идеи можно превратить в учебное содержание.
Содержанию образования прописали «большие идеи»
Школьные программы и учебники напичканы фактами, формулами, правилами. Их трудно запомнить, они не складываются в общую картину мира. Один из способов привести в порядок весь этот массив данных предлагают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования Инобра. Они советуют присмотреться к практике выделения «больших идей», которую применяют школы нескольких стран. Зарубежный опыт и советы российским педагогам эксперты приводят в монографии, изданной в серии «Современная аналитика образования».
Способность убеждать и вести переговоры можно измерить
Навыки коммуникации и кооперации занимают важное место в системе школьного образования, по крайней мере, формально. На вторничном семинаре состоялась презентация инструмента оценки этих навыков в начальной и средней школе. Проект стал примером успешной кооперации между представителями разных наук – психометриками и лингвистами.
Проведена программа повышения квалификации «Внедрение модели формирования и оценки общих компетенций студентов СПО»
В сентябре в Институте образования прошла очередная программа повышения квалификации для педагогических работников системы среднего профессионального образования. Слушателями программы в этом году стали педагоги из Московской, Калужской и Белгородской областей.
«Ученым можешь ты не быть»: философия в школьном курсе обществознания
Мы начинаем представление одного из ключевых на программе курсов «Современное общество», отдельные части которого (философия, социология, политология, экономика) составляют основу школьного курса Обществознания. В рамках курса «Современное общество» обучающиеся на программе получают знание о том, что из себя представляет наше общество сегодня («мир за окном»), и умение интегрировать эти знания в школьный курс. Про первую часть курса рассказывает Тарас Пащенко, старший преподаватель школы философии факультета гуманитарных наук, заведующий лабораторией проектирования содержания образования.
Тарас Пащенко: «Критическое мышление как навык XXI века»
Тарас Пащенко прочитал лекцию о сути и значении критического мышления в рамках Лектория Вышки на ВДНХ
Лекторы ВШЭ научат вести конструктивный диалог и критически мыслить
Летний сезон лектория Вышки на ВДНХ завершится в августе циклом лекций «Мыслить критически». Из него слушатели узнают, почему современному человеку необходимо критическое мышление, как выстраивать общение с пользой для себя и собеседников и каким образом fake news и постправда влияют на нашу жизнь.
Майнор "Философия" победил в конкурсе образовательных инноваций
Команда курса "Логика и основы критического мышления" (майнор "Философия") вошла в число победителей конкурса ФОИ ВШЭ в номинации «Практика преподавания майноров»
Критическое мышление: проблемы преподавания
1 июля в антикафе "Кочерга" прошла конференция по преподаванию критического мышления с участием специалистов из ВШЭ, РАНХиГС и нескольких независимых образовательных площадок
Конференция по blended learning: преподавание выходит за пределы университета
Внутриуниверситетская конференция «Blended Learning. Опыт, успехи, перспективы» собрала более 100 преподавателей, академических руководителей и административных сотрудников из всех кампусов Вышки для обсуждения стратегических и практических вопросов интеграции смешанного формата обучения в учебный процесс.
В Вороново прошла Вторая Осенняя школа философии для старшеклассников
С 23 по 29 октября в учебном центре «Вороново» прошла философская школа философии для учащихся 9-11 классов, организованная студентами и преподавателями НИУ ВШЭ.
Экспериментальная философия: эвристический и аргументативный потенциал мысленных экспериментов
30 ноября Логико-философский клуб (ЛФК) и Философский дискуссионный клуб (ФДК) провели встречу, посвященную использованию мысленных экспериментов в решении теоретических и этических головоломок
«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»
В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.
Интеллектуальная игра IQ для школьников-2013
15 декабря состоялась очередная, уже четвертая по счету ежегодная интеллектуальная Игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная совместно факультетом довузовской подготовки и Ассоциацией интеллектуальных клубов ВШЭ.
Интеллектуальная игра IQ-2012: день «Сурков»
В конце декабря в Культурном центре Высшей школы экономики прошла, уже ставшая традиционной, открытая Интеллектуальная игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная факультетом довузовской подготовки ВШЭ.
Конференция "Отражение" в лицее 1598
В рамках конференции работали секции экономики, правоведения, культурологи, краеведения и социального проекта.