Эффективные практики коммуникации семьи и школы
27 апреля 2023 состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»
Спикер
В этот раз гостем встречи была Анна Крылова, выпускница программы «Управление образованием».
Содержание встречи
У родителей всегда много идей, как можно было бы улучшить школу, в которую ходит ребенок. При этом сама школа часто открыта и рада таким предложениям. Почему же тогда коммуникация между школой и родителями далека от идеала?
На встрече «Мастерской учителя» с Анной Крыловой поговорили о том, какие проблемы существуют в теме коммуникации семьи и школы, как исследовать этот вопрос и какие идеи для выстраивания эффективной коммуникации семьи и образовательного учреждения удалось найти в школах России.
Противоречие
По данным исследования 2019 года [Фролова Е.В., Рябова Т.М., Рогач О.В., Зуйкина А.В Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития] 74% учителей считают, что родители практически не участвуют в учебно-воспитательной работе школы и 90% учителей отметили, что семья должна помогать ребенку в процессе обучения.
Но по данным локальных опросов НИУ ВШЭ, 62% опрошенных родителей хотели бы более активно участвовать в школьной жизни детей, но не знают как.
Из эти данных можно сделать вывод, что большинство учителей «за» вовлечение родителей в жизнь школы, но при этом на практике данная деятельность встречает множество барьеров (злоупотребление родителей своими правами [К. А. Любицкая, М. А. Шакарова, 2018], поддержка или ее отсутствие со стороны руководства школы [Мерцалова Т.А., Гошин М.Е., 2015]).
Противоречие заключается в том, что с одной стороны, учителя считают участие родителей недостаточным и «за» него, с другой стороны, сами же нередко выступают против того, чтобы родители привлекались к школьным делам.
Выводы
- Ожидание быстрых результатов. Школы не готовы играть «вдолгую» в вопросе налаживания коммуникации с семьей.
- Подтвердились данные, на основе которых выделена проблема – неопределенность в отношении вопроса проявления инициативы.
- Точка входа в школу – классный руководитель.
- Сообщество родителей ярче и легче складывается в тех школах, где есть какой-то объединяющий фактор для семей.
- Превалируют вертикальные практики коммуникации (даже в школах, где коммуникация эффективна)
- Горизонтальные практики дают больший эффект по сравнению с вертикальными.