• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
25
Июль

Заинтересовать нельзя заставить: как создать мотивирующую образовательную среду?

22 января 2024 г. состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»

Заинтересовать нельзя заставить: как создать мотивирующую образовательную среду?

Спикер

Корешникова Юлия Николаевна, PhD in Education, кандидат педагогических наук, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование»

Содержание встречи

Изменения, происходящие в современном мире, требуют от человека проявления навыков более высокого порядка, таких как критическое мышление, креативность, работа в команде и т.д. Основанием для этого требования является, в том числе, автоматизация многих процессов, происходящих на рынке труда и распространение искусственного интеллекта, что оставляет за человеком ответственность за сферы, связанные не рутинными межличностными и не рутинными аналитическими навыками. Однако, как показывает ряд современных зарубежных и российских исследований, данные навыки не развиваются, пока человек находится в системе образования (Loyalka et al., 2020; Степашкина и др., 2021). Одной из основных причин тому является традиционная парадигма, в рамках которой работает большинство педагогов, основывающаяся на внешней мотивации (Корешникова и др., 2021). Тогда как, навыки высшего порядка, особенно креативность, могут устойчиво развиваться только при условии, если человек этого ХОЧЕТ! (Deci & Ryan, 1985; Snyder&Snyder, 2008, Paul, 1990, Ennis, 1989, Facione, 1990, Steinmayr R. et al., 2019). Однако внутренняя мотивация снижается в процессе обучения (Darby et al., 2018; Pan, Gauvain, 2012).

Наиболее распространённое заблуждение большинства практикующих педагогов связано с их мнением, что переход от системы наказаний к системе поощрений является спасательным кругом, который поможет повысить желание учиться и, как следствие, образовательные результаты. Однако, как говорил еще в 1935 году Курт Левин:

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали. И то, и другое используется в том случае, когда мы хотим добиться «такого поведения, которое не получили бы при естественном стечении обстоятельств». – Курт Левин.

Поощрения используются не там, где есть равенство, а там, где у одного человека больше прав и влияния. Обещать награду за ту или иную деятельность все равно, что признать, что сама по себе деятельность ничего не стоит (А. Нилл, 1960). В то время как в человеке от рождения заложены стремление к самостоятельности, развитию и взрослению. Таким образом, вводя систему поощрений мы стараемся не решить проблему, связанную с мотивацией обучающихся, с взращиванием или сохранением в них природного желания учиться, а хитрим, стараясь на время снять остроту проблемы, не вдаваясь в ее причины. Поощрения не дают возможности разобраться в сути дела (Альфи Кон, 2023).

В соответствии с теорией Деси и Райяна в основании внутренней мотивации лежат три составляющих

Автономии

Учащийся сам выбирает стратегию действий.

Компетентности

Учащийся стремится чувствовать себя успешным, компетентным, справляющимся с задачами.

Связи со значимыми людьми

Быть понятым и принятым ими (Deci & Ryan, 1985).

  • Правило «Трёх С»

    А. Кон в своей книге «Парадокс мотивации» советует для этого руководствоваться правилами «трёх С»:

    С-1 – сотрудничество

    Учёба – это результат совместного использования информации и идей, проверка на прочность чьих-либо мнений и необходимость переосмыслить собственные, работа по решению проблем в атмосфере социальной поддержки

    С-2 – содержание
    • Обучение базируется на реальных проблемах. Обучение предполагает погружение в реальный мир 
    • Обучающиеся сами формируют собственные знания и навыки, так как учитель в образовательном процессе играет скорее роль фасилитатора, нежели передает знания в готовом виде
    • Мотивация строится на проявлении интереса обучающегося к новому знанию
    • Обучение происходит через действие
    • Обучение - процесс трансформации личности, а не накопления знаний
    С-3: свобода выбора
    • Лиши человека самостоятельности и ты лишишь его мотивации
    • Привлечение к составлению планов урока «Каким был бы самый захватывающий способ изучить следующую тему?»
    • Дать возможность выбирать, чем учащиеся будут заниматься весь день в школе
    • Научить учащихся стратегиям самоуправления и саморегуляции: «Нельзя допускать, чтобы учитель сначала позволял детям самим решать, что и как делать, а потом не справившись с ситуацией возвращается к методу контроля», К. Эймс