Корешникова Юлия Николаевна
- Старший научный сотрудник: Институт образования
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Академический руководитель образовательной программы: Педагогическое образование, Педагогическое образование и развитие человека
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 9 лет.
Полномочия / обязанности
Научная и исследовательская деятельность в Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования
Ведение собственной научной, аналитической, консультационно-экспертной работы (написание научных статей, экспертно-аналитических материалов, подготовка докладов на конференции) по вопросам вклада высшего образования в формирование активной самостоятельности студентов, с фокусом на характеристиках образовательного процесса (модель learning outcomes, student-centered approach, личностные характеристики преподавателей и студентов, индивидуальные образовательные траектории) и внеучебной деятельности. Участие в формировании концептуальной модели агентности и инструментов ее оценки.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (октябрь 2024)
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (февраль 2024)
- Благодарность Института образования НИУ ВШЭ (март 2023)
- Благодарность старшего директора по стратегическому развитию НИУ ВШЭ (август 2022)
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
Надбавка за академическую работу (2022–2023)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Лучший академический руководитель в номинации «Прием иностранных студентов» — 2024
Лучший академический руководитель в номинации «Вовлеченность студентов программы в межкампусное и межфакультетское взаимодействие» — 2024
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023, дополнительно отмеченная работа
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Научный исследовательский семинар "Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2-4 модуль)рус
- Научный исследовательский семинар "Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Преподавание в современном мире" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Преподавание в современном мире" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория и практика управления образовательными системами (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Теория и практика управления образовательными системами (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Маго-лего; 3 модуль)Анг
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3 модуль)Анг
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Маго-лего; 1-4 модуль)Анг
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1, 2 семестр)рус
- Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Семинар наставника "Дизайн образовательных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)рус
- Теория и механизмы управления современными образовательными системами (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Теория и механизмы управления современными образовательными системами (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Универсальные компетенции и новая грамотность (Маго-лего; 1 семестр)рус
- Универсальные компетенции и новая грамотность (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 семестр)рус
- Цифровая грамотность: базовый курс (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Цифровые технологии в обучении (Маго-лего; 1 семестр)рус
- Цифровые технологии в обучении (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 семестр)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет физики; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Современные тренды образования (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Современные тренды образования (Маго-лего; 2 модуль)рус
- Теория и практика анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 2, 3 модуль)рус
- Теория и практика анализа образовательной политики (Маго-лего; 2, 3 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Авторские школы (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)рус
- Авторские школы (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 44.04.01. Педагогическое образование; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Creating a Personalized Learning Environment in the Classroom (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Анг
- Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научный исследовательский семинар "Введение в исследования в области образования" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2, 4 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 4-й курс, 3 модуль)рус
- Основы проектирования в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 3 модуль)рус
- Теория и практика анализа образовательной политики (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1 модуль)рус
Программы дополнительного образования
- Педагогический дизайн образовательной программы: от идеи до набора абитуриентов (Повышение квалификации; где читается: Учебный центр подготовки руководителей (Кочубей-центр))
Конференции
- 2021
XXI Апрельская международная научная конференция (Москва). Доклад: Возможно ли развитие критического мышления в условиях традиционного обучения?
XII Международная российская конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: развитие универсальных компетентностей в системе Высшего образования для российского рынка труда
XII Международная российская конференция исследователей высшего образования (Москва). Доклад: Заинтересовать, нельзя заставить: роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов
- 2020
40th Annual International Conference on Critical Thinking. Доклад: Barriers for critical thinking skills development: Russian Universities cases
Международная научная очно-заочная конференция "Инновационные процессы в высшей школе" (Краснодар). Доклад: Оценка уровня развития критического мышления студентов, как одна из технологий развития данного навыка
- 2019
Development, assessment and validation of social competences in higher education (Бремен). Доклад: The Link between Critical Thinking and Participation of Students in Project
XX Апрельская международная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Связь критического мышления и участия студентов в проектной деятельности и выступлениях с презентацией
Вузовская педагогика (Красноярск). Доклад: Оценка образовательных результатов студентов как фактор развития критического мышления
- 2018
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Сопоставительный анализ результатов PISA 2012 и ЕГЭ 2014 среди крупных и малонаселенных городов на данных лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии»
XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Студенческая вовлеченность в академическую, научную и внеучебную деятельность как фактор развития навыка критического мышления: на примере научно-исследовательского университета России
Авторские права и патенты
№ п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
---|---|---|---|---|---|
1 | 6.0072-2023 | База данных | База данных второй волны исследования «Практики использования инструментов усовершенствования личности» | Вилкова Ксения Александровна, Селезнева Елена Владимировна, Аникин Василий Александрович, Сорокин Павел Сергеевич, Груздев Иван Андреевич, Синявская Оксана Вячеславовна, Костенко Василий Юрьевич, Иванов Илья Александрович, Бирюкова Светлана Сергеевна, Терентьев Евгений Андреевич, Чумакова Мария Алексеевна, Корешникова Юлия Николаевна | |
2 | 6.0077-2023 | База данных | База данных первой волны исследования «Практики использования инструментов усовершенствования личности» | Терентьев Евгений Андреевич, Корешникова Юлия Николаевна, Синявская Оксана Вячеславовна, Груздев Иван Андреевич, Чумакова Мария Алексеевна, Бирюкова Светлана Сергеевна, Аникин Василий Александрович, Вилкова Ксения Александровна, Селезнева Елена Владимировна, Костенко Василий Юрьевич, Иванов Илья Александрович, Сорокин Павел Сергеевич | |
3 | 8.0131-2023 | Произведение | Запрос работодателей на навыки, связанные с самостоятельностью и предпринимательством в различных отраслях экономической деятельности | Сорокин Павел Сергеевич, Тимофеев Александр Аркадьевич, Корешникова Юлия Николаевна | |
4 | 8.0122-2024 | Произведение | Информационная система «Информационная панель учебной аналитики» | Корешникова Юлия Николаевна, Скороход Виктор Павлович, Жемчужина Елизавета Всеволодовна | |
5 | 5.0112-2024 | Программа для ЭВМ | Корпоративная информационная система «Информационная панель учебной аналитики» | Жемчужина Елизавета Всеволодовна, Корешникова Юлия Николаевна, Скороход Виктор Павлович |
Гранты
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) научный проект № 19-313-90039/19 «Разработка тестового инструмента для оценки критического мышления у студентов вузов». Грант "аспиранты"
Информация*
- Общий стаж: 19 лет
- Научно-педагогический стаж: 9 лет
- Преподавательский стаж: 3 года
Active vs. Passive Teaching in Close-up: Implications for Student Success at University
In an era where the demand for innovative educational strategies is paramount, the effectiveness of teaching methods in fostering student learning has come under scrutiny. A recent study by Evgeniy Terentev, Irina Shcheglova, Denis Federiakin, Yuliya Koreshnikova, and Jamie Costley delves into the contrasting realms of active and passive teaching approaches within the context of economics and management education at a leading Russian university. By examining how these teaching methodologies influence student performance across various cognitive levels, the authors aim to shed light on the vital role of instructional practices in preparing students for success in an increasingly complex and competitive knowledge economy.
Cтуденты магистерской программы «Педагогическое образование» исследовали школы Калининграда в рамках экспедиции
В конце сентября в рамках программы «Открываем Россию заново» студенты магистерской программы «Педагогическое образование» посетили с исследованием десять школ Калининграда и Калининградской области
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла школа для руководителей институтов развития образования регионов РФ
Школа «Роль института развития образования в обеспечении устойчивости системы образования региона: вызовы и приоритеты» была организована Институтом образования НИУ ВШЭ (Москва) и нижегородским кампусом НИУ ВШЭ в партнёрстве с Министерством образования и науки Нижегородской области.
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
Доброе слово и ученику приятно: хорошие отношения с учителем помогают детям лучше учиться
Поддержка учителя играет ключевую роль в успехах школьников, выяснили ученые из Сингапура. Они опросили больше двух тысяч учеников и увидели связь между тем, как ученик чувствует эмоциональную поддержку педагога, его интересом к учёбе и отметками.
Материалы вебинара «НИУ ВШЭ и школы: результаты сотрудничества и ближайшие мероприятия»
15 мая для школ Университетского образовательного округа Высшей школы экономики проведен вебинар, посвященный итогам прошедшего учебного года и ближайшим активностям для педагогов и школьников.
Гореть и не выгорать:Позитивный настрой помогает учителям спасаться от усталости, но идеалистам приходится сложнее всего
В водовороте образовательных реформ и нововведений нередко на второй план отходит сам учитель, который находится в состоянии постоянного стресса из-за высокой нагрузки и бюрократии. Что помогает педагогам преодолевать трудности? Ответ искали Марина Холманская, Юлия Корешникова и Андрей Подольский, они провели интервью с учителями из ЯНАО
Как стать успешным и сохранить благополучие: в Вышке рассказали о технологиях укрепления человека
Современный мир предоставляет множество возможностей для развития и самосовершенствования личности, в том числе через повышение качества образования, условий труда, применение цифровых технологий. Успешность современного человека во многом определяется умением самостоятельно использовать этот инструментарий. Однако далеко не всегда люди знают о наличии таких возможностей и не всегда мотивированы их применять.
Заинтересовать нельзя заставить: как создать мотивирующую образовательную среду?
22 января 2024 г. состоялась очередная встреча «Мастерской учителя»
Сотрудники лаборатории исследований человеческого потенциала и образования выступили на международной конференции с результатами исследований НЦМУ ЦМИЧП
С 22 по 24 ноября 2023 года в Национальном институте образования Наньянского технологического университета Сингапура состоялась международная конференция Всемирной ассоциации исследований в области образования (ERAS-WERA) 2023.
Команда стратпроекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» ВШЭ выиграла грант РНФ
Ученые Вышки получат средства Российского научного фонда на изучение таких форм занятости студентов, как фриланс, самозанятость и предпринимательство, которые активно развиваются в последние годы. Исследование даст представление о новых возможностях и вызовах, с которыми сталкиваются студенты и молодые специалисты на рынке труда, и поможет разработать эффективные стратегии для их успешной адаптации и развития.
Критически мыслить не научишь по-старинке: развить этот навык у студентов поможет «конструктивистский стиль» педагога
О том, что высшее образование должно развивать критическое мышление, много пишут. С недавних пор и в документах — этот навык включен во ФГОСы высшего образования. Пока в вузах нет ни методик, которые целенаправленно бы на это работали, ни русскоязычного инструмента оценки (к решению этой задачи недавно приступили психометрики Инобра). Но какие-то выводы о том, что помогает, а что мешает развитию критического мышления в вузе, уже можно сделать. Юлия Корешникова (Центр развития навыков и профессионального образования Инобра) и Елена Авдеева (Красноярский государственный медицинский университет) провели исследование того, какую роль играют в решении этой задачи разные стили преподавания.
Первое приближение к самостоятельности (“агентности”): что известно о малоизвестном явлении
Первый сезон семинаров стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» начался с разговора о том, насколько продвинулась мировая наука в понимании самостоятельности (“агентности”). Скорее даже не «продвинулась», а «приблизилась»: в разных областях знаний сделаны лишь первые попытки объяснить и отрефлексировать это понятие, для которого в русском языке нет пока единого устоявшегося термина.
Мозговой штурм в Питере: итоги семинара «Самостоятельность и проактивное поведение»
Что такое агентность, как она проявляется и как ее исследовать — по- прежнему предмет дискуссий. А теперь и мозгового штурма, который состоялся в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, где 16 сентября прошел стратегический семинар подпроекта «Самостоятельность и проактивное поведение» стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Организаторами выступили Институт образования НИУ ВШЭ г. Москва и Департамент менеджмента НИУ ВШЭ г. Санкт-Петербург, а из 30 участников 20 работали на семинаре очно, остальные подключились онлайн.
Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.
К вузам отнеслись критически
Вопреки требованиям действующей версии образовательных стандартов и очевидному запросу рынка труда вузы так и не создали условия для развития у студентов критического мышления, а государство недостаточно стимулирует формирование этой важнейшей универсальной компетенции, следует из диссертации аналитика Института образования ВШЭ Юлии Корешниковой. Опираясь на результаты количественных и качественных исследований среди студентов, преподавателей и руководителей образовательного блока ряда российских университетов, она предложила набор решений для развития этой важнейшей компетенции.
Проведена программа повышения квалификации «Внедрение модели формирования и оценки общих компетенций студентов СПО»
В сентябре в Институте образования прошла очередная программа повышения квалификации для педагогических работников системы среднего профессионального образования. Слушателями программы в этом году стали педагоги из Московской, Калужской и Белгородской областей.
Odds of Success
How engagement in student clubs helps undergraduates find good employment
Одной учебы мало
Академическая успеваемость (оценки по предметам) студентов не связана напрямую с развитием у них критического мышления – одного из ключевых «навыков XXI века». Вопреки устоявшемуся мнению, что научить чему-то можно прежде всего на занятии, не менее важную роль в развитии критического мышления играют также другие формы активности, в том числе, внеучебная – например, участие студентов в работе клубов, секций, объединений и т.д.
Шансы на успех
Как участие в студенческих клубах
помогает хорошо трудоустроиться
Поздравляем наших выпусников с поступлением в аспирантскую Школу по образованию!
Четверо выпускников нашей магистерской программы начали обучение в аспирантуре Института образования.