Выгорание школьников: когда «я устал» на самом деле не про усталость
Как диагностировать выгорание детей и помочь школьникам справиться с этим состоянием? Рассказала Александра Алексеевна Бочавер, кандидат психологических наук, на «Мастерской учителя» магистерской программы «Педагогическое образование»
Педагоги не понаслышке знакомы с профессиональным выгоранием — чувством усталости от собственной работы и невозможностью восстановиться. Кажется, что изможденность напрямую коррелирует со временем — ее можно объяснить большим стажем преподавателя, длительностью работы, бесконечными «днями сурка» и перманентным стрессом. В связи с этим научное сообщество долгое время не обращало внимание на выгорание детей. И именно о нем рассказала Александра Алексеевна Бочавер, директор и старший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, в рамках «Мастерской учителя» магистерской программы «Педагогическое образование».
На встрече кандидат психологических наук обсудила симптомы школьного выгорания, а также поделилась советами, как предупредить и профилактировать выгорание детей. Как оказалось, школьники подвержены выгоранию от учебы точно так же, как учителя — от работы. Более того, исследования доказали, что подверженность выгоранию в школьный период может привести к выгоранию и в студенческой жизни, и во взрослой. Если ученик испытывает усталость во время учебы, он с большей вероятностью столкнется с выгоранием на работе.
Как же диагностировать выгорание у детей и чем оно отличается от обычной усталости? На «Мастерской учителя» Александра Алексеевна Бочавер рассказала о двух моделях распознавания этого состояния. Согласно первой выгорание школьников включает три измерения: истощение из-за учебы, цинизм по отношению к школе и редукцию учебных достижений. Спикер подчеркнула, что важно рассматривать эти симптомы комплексно и не отделять цинизм при диагностировании выгорания, поскольку он свойственен многим детям в переходном возрасте. Если школьник ресурсный и проявляет интерес к другим аспектам жизни, например, активно общается со сверстниками и преуспевает в отдельных дисциплинах, — это не выгорание.
Альтернативная модель диагностики выгорания детей включает больше пунктов: крайнюю усталость, снижение способности регулировать когнитивные и эмоциональные процессы, психическую отстраненность и отчужденность. Второстепенными «симптомами» выгорания школьников становятся подавленное настроение, а также неспецифические и психосоматические жалобы. Чтобы диагностировать такое опасное состояние, Александра Алексеевна Бочавер разработала опросник на русском языке, который включает следующие утверждения: «Я чувствую себя перегруженным учебой», «Проблемы в школе часто нарушают мой сон», «Я постоянно задаюсь вопросом, имеет ли моя учеба в школе какой-то смысл» и другие.
Почему же некоторые школьники подвержены выгоранию, а их одноклассники с такой же нагрузкой — нет? Кандидат психологических наук связывает это со специфической реакцией ребенка на стресс, когда адаптация к состоянию тревоги вызывает истощение, а затем выгорание. Как утверждает Александра Алексеевна Бочавер, есть несколько факторов риска школьного выгорания: неблагополучный учебный климат, выбор академического трека, перфекционизм и стремление добиться академических успехов, отсутствие ясных целей, высокие требования, психические расстройства, а также принадлежность к женскому полу.
Кандидат психологических наук уверена, что каждый педагог в силах защитить учеников от выгорания. Учитель должен проявлять внимание и заботу к школьникам, поддерживать их и опираться на сильные стороны каждого ребенка, помогать при решении сложных задач, а при подозрении выгорания — сообщить родителям. Такое состояние чаще всего встречается у учеников старшей школы, особенно перед экзаменами, поэтому родители и педагоги должны поддержать выпускников в этот непростой период. Совместными усилиями они могут повысить вероятность того, что ребенок будет успешно и самостоятельно справляться с выгоранием в дальнейшем.