|
2023 № 50
|
- Стр.
- Колонка редактора
- GR стратегии в современных условиях
|
7–22
|
В условиях череды экономических кризисов и трансформации социально- политической конъюнктуры становятся все более отчетливыми контуры ведения промышленной политики государства, а также наличия у него технологических ресурсов и потенциала инновационного развития. В настоящей работе приведен актуализированный механизм повышения эффективности взаимодействия между бизнесом и органами государственной власти для полного цикла разработки и внедрения новых технологий в промышленное производство. Предприняты попытки дополнения методологических основ управления технологическим развитием российских промышленных предприятий и их взаимодействия с органами государственной власти в контексте научно-технологической политики России. |
|
23–42
|
Взаимодействие бизнеса и власти – один из наиболее эффективных механизмов привлечения отечественного и иностранного капитала, столь необходимого для поддержания экономики Российской Федерации и удовлетворения существующих нужд инфраструктуры. Региональный инвестиционный стандарт как инструмент поддержки инновационной активности бизнеса является перспективным способом активизации инвестиционной активности предпринимателей. Сегодня необходимо задействовать внутренний инвестиционный ресурс нашей страны. В данном контексте именно региональные рычаги поддержки бизнеса приобретают наибольшее значение. |
|
43–71
|
Проблема нехватки квалифицированных кадров была и остается одной из самых больших проблем российской экономики, усугубившаяся в 2022 г. Одно из возможных решений – дополнительное обучение действующих сотрудников, повышение их человеческого капитала, обучение необходимым (для действующих реалий) навыкам: гибкости, устойчивости, умению находить возможности. Именно бизнес-образование позволяет освоить эти навыки, а потому его роль только возрастает. Статья рассматривает бизнес-образование как самостоятельную институцию, способную отстаивать собственные интересы в условиях нарастающий роли дополнительного образования. В статье изучены ключевые GR-практики профильных советов по бизнес-образованию и ключевых российских бизнес-школ с помощью метода контент- анализа. Анализ позволил выявить ключевые практики (инициирование работы в законодательной сфере, публичные обращения во власть), обозначить роль Москвы и Санкт-Петербурга в сфере поддержки бизнес-образования. |
|
72–85
|
Статья посвящена анализу этапов развития лоббизма в России с начала 20 века и поиску релевантного, доказавшего свою эффективность заграничного опыта, который мог бы стать опорой в институционализации лоббизма в стране. На основе результатов анализа авторы предлагают концепцию правового регулирования этой деятельности в России. |
|
86–122
|
Статья посвящена анализу состояния и перспектив экспорта российского газа. Нынешняя ситуация детерминирована определёнными проблемами, связанными с современным геополитическим контекстом, сложившимся после начала СВО на Украине, состоянием российской экономики и внутрироссийскими трендами. Акцент в статье делается SWOT-анализе экспорта российского газа, что позволяет авторам детально раскрыть проблемы, риски и перспективы экспорта. Проведённый с помощью качественных методов анализа в международном ракурсе показал, что GR-стратегии «Газпрома» требуют переориентации на новые направления - восток и юго-восток, а также должны учитывать развитие инфраструктуры и технологий. |
- Российский бизнес на поворотном этапе
|
113–123
|
В предложенной статье рассматривается проблема регулирования неналоговых платежей, а также непроизводственных издержек, бесконтрольно устанавливаемых органами власти. По настоящее время не определено точное их число, так как ряд таких платежей носят исключительно отраслевой характер. В статье обоснована необходимость принятия единого федерального закона, устанавливающего правила взимания, начисления таких платежей, их упорядочивания и создание единого публичного реестра. Отсутствие системности, прозрачности взимания неналоговых платежей и экономической обоснованности приводит к существенной нагрузке на МСП. В работе рассмотрена международная практика регулирования неналоговых платежей, даны соответствующие рекомендации по их систематизации. |
|
124–140
|
Данная статья посвящена оценке состояния рынка информационной безопасности в Российской Федерации применительно к финансовому сектору российской экономики, а также оценке экспортного потенциала отечественных продуктов и услуг в области кибербезопасности в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Значимость и прикладная ценность исследования состоит в актуальности рассматриваемой авторами проблемы. В условиях жесткого санкционного давления и возрастающей конкуренции на внутреннем рынке перед менеджментом российских компаний, разрабатывающих продукты и, предоставляющих услуги в сфере обеспечения информационной безопасности, предстает задача определить наиболее перспективные с точки зрения диверсификации зарубежные рынки сбыта. Особое внимание авторы статьи уделяют оценке текущего состояния рынков кибербезопасности и развитию финансового сектора в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. |
|
141–154
|
Одной из ключевых тенденций 21 в. является дестандартизация трудовых отношений. Ее ярким примером является развитие платформенной занятости. В предложенной статье представлены результаты проекта, выполненного в рамках общеуниверситетского факультатива «GR в современной России: теория и практика». Целью данного проекта является рассмотрение основных трудностей и обозначение наиболее эффективных инструментов поддержки и организации платформенной занятости в России. Авторами рассмотрено основное понятие «самозанятости», положение платформенных занятых в рамках «самозанятости», а также их мотивация и риски. В практической части проекта предложен обзор зарубежных и отечественных платформ, как одного из инструментов поддержки для нетрадиционных занятых. В ходе исследования, были выделены основные практики платформ, способствующие эффективной поддержки, а также организации занятых на платформе. |
|
155–167
|
ESG-повестка становится все более важной из-за растущего осознания компаний и инвесторов необходимости учета социальных, экологических и управленческих факторов для достижения долгосрочной устойчивости и создания ценности. Кроме того, регулирующие органы и общественное мнение все больше признают важность ESG-факторов для устойчивого развития и требуют их учета при принятии бизнес-решений. ESG-инвестирование становится все более востребованным в современном мире. Так, в данной статье рассматривается ESG-трансформация на примере аграрных секторов экономики в России и Казахстане, которые свидетельствуют о широкой осведомленности государств о необходимости комплексного подхода к данной проблематике. |
|
168–173
|
Бизнес с социальным уклоном играет особую роль в экономике потому, что одновременно решает несколько важных задач. Одна из них – обеспечение достойных условий жизни для людей предпенсионного и пенсионного возраста. В условиях стремительного старения населения планеты улучшение качества жизни пожилых людей достигается за счет разработки и реализации социальных программ и вовлечения пенсионеров в активную деятельность. Поэтому проект социализации пенсионеров «Соединяя поколения», который реализуется с 2022 года, сегодня приобретает особую актуальность. Он предусматривает расширение круга общения пенсионеров, в том числе за счет посещения предприятий общественного питания, кафе вместе с детьми и внуками, что повышает статус старших в глазах подрастающего поколения. Для этого необходимо развивать сеть кафе социальной направленности. Источниками финансирования проекта «Соединяя поколения» могут быть как средства частных компаний, направляющих часть прибыли на то, что бы завоевать лояльность и позитивное отношение потенциальных потребителей своей продукции, так и средства федерального, региональных и местных бюджетов, выделяемых на реализацию государственных программ. |
|
174–197
|
В статье рассмотрены возможные подходы к выявлению, оценке, подготовке и реализации с использованием механизмов государственно- частного партнерства социально-значимых инфраструктурных проектов, направленных на ускоренное развитие экономики городов. Модель была рассмотрена с точки зрения работы с различными бенефициарами данных проектов, – населением и инвесторами. В том числе, представлен обзор социальных и информационно-коммуникационных рисков, связанных с разрывом коммуникаций между сторонами проектов государственно-частных партнерств и конечными пользователями инфраструктуры – жителями города, туристами. На основе анализа российского и зарубежного опыта разработана и предложена комплексная модель управления ГЧП-проектами со стороны администраций городов, учитывающая потребность граждан при возведении объектов инфраструктуры, успешные методы минимизации информационно- коммуникационных рисков и принципы клиентоцентричности в работе органов власти с инвесторами. Возможный подход к внедрению разработанной модели рассмотрен на примере Петропавловска-Камчатского. |
|
198–215
|
Авторы исследовали меры, направленные на сокращение производства и использования не перерабатываемого пластика, с выделением фактора влияния государства и бизнеса. Были проанализированы этапы жизненного цикла пластиковой упаковки, рассмотрены роль и влияние ритейлеров на увеличение доли вторичного пластика. Собраны и представлены примеры экологических инициатив (из российской и мировой практики) для выявления передовых практик, а также разработки рекомендаций для их применения. |
|
216–232
|
В данной статье анализируются различия в корпоративных компетенциях компаний относительно модели, предложенной НАРК. Проведена сравнительная диагностика по 15 компаниям с разным уровнем участия государства в их деятельности и показаны отличия в подходах компаний к развитию у сотрудников softskills. Более того, проанализированы тренды отечественного и международного рынка и сделаны предположения относительно наиболее приоритетных «мягких» навыков, запрашиваемых со стороны работодателей и внедряемых в сферу образования. |
|
233–246
|
В статье исследуется опыт применения искусственного интеллекта в сфере коммуникаций органов власти. Потенциально применимые здесь технологии предложено разделить на три большие группы: технологии обработки обращений и запросов граждан, технологии вовлечения граждан в соуправление и сотворчество при решении актуальных задач общественного развития и технологии мониторинга общественного мнения. На примере рассмотренных кейсов по оптимизации коммуникаций в разных странах можно сделать вывод, что практически все изученные практики были экономически обоснованными, позволяли сокращать временные затраты на обработку обращений и корреспонденции, оптимизировать штат органов власти и управления с сокращением затрат на оплату труда, повышать качество коммуникаций и их эффективность. Технологии искусственного интеллекта являются одним из рычагов повышения эффективности работы с запросами и обращениями граждан в системе коммуникаций ХМАО-Югры. |
|
|