Зарецкий Юрий Петрович
- Профессор-исследователь: Факультет гуманитарных наук / Школа философии и культурологии
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2004 году.
- Научно-педагогический стаж: 45 лет.
Oбразование, учёные степени и учёные звания
История культуры европейского Средневековья и раннего Нового времени; история автобиографии; профессионализация исторического знания в XVIII - начале XIX в.; современная историография.
Достижения и поощрения
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2008–2010)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2011–2013)
Надбавка за академическую работу (2017–2018, 2016–2017, 2015–2016, 2014–2015, 2013–2014, 2010–2011, 2007–2008, 2006–2007)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2024–2025)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка B (2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2018–2019)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023
Проекты
- Русские свидетельства о себе XVIII-XIX веков в общеевропейском контексте, ПНФ (2016)
- Забытые историки, забытая история: Био-библиографическое исследование, ПНФ (2015)
- Автобиографии раннего Нового времени: Историко-культурные контексты и социальные практики, ПНФ (2013)
- Историческое знание в российском университете: Происхождение настоящего, ПНФ (2012)
- Автобиографические свидетельства эпохи Возрождения: проблемы историко-культурной интерпретации, ПНФ (2010–2011)
- История от первого лица: изучение личных свидетельств в современной зарубежной историографии, ПНФ (2009)
- Феномен древнерусской автобиографии, ПНФ (2007)
- Средневековая автобиография как историко-культурный феномен, ПНФ (2006)
- Индивид как историко-философская проблема (сер. XIX - нач. XXI вв.) , ПНФ (2005)
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Информационные интернет-ресурсы курсов "История" и "Обществознание" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Информационные интернет-ресурсы курсов "История" и "Обществознание" (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Информационные интернет-ресурсы курсов "История" и "Обществознание" (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Информационные интернет-ресурсы курсов "История" и "Обществознание" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Автобиография в европейской культуре (Общеуниверситетский факультатив; 3, 4 модуль)рус
- Информационные интернет-ресурсы курса "Обществознание" (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Информационные интернет-ресурсы курса "Обществознание" (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Информационные интернет-ресурсы курсов "История" и "Обществознание" (Маго-лего; 1-3 модуль)рус
- Информационные интернет-ресурсы курсов "История" и "Обществознание" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Информационные интернет-ресурсы курса "Обществознание" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Академическое письмо на английском языке (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 4-й курс, 1-3 модуль)рус
- Информационные интернет-ресурсы курсов "История" и "Обществознание" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Basic Types of Academic Writing (Маго-лего; 3, 4 модуль)Анг
Участие в редколлегиях научных журналов
Ceride: Journal of Ego-Document Studies
https://dergipark.org.tr/en/pub/ceride
Конференции
- 2024
Fonti del sé nella storia del comunismo (Болонья). Доклад: Autobiographical Narratives by Soviet People as Social Practices
Чтения памяти Н.И. Басовской. Четвертая всероссийская научная конференция (Москва). Доклад: Локализация европейских научных знаний в изданиях Ильи Копиевского
- 2023
ХIX Международные книговедческие чтения (Минск). Доклад: Новые документы РГАДА о тиражах трех амстердамских изданий Ильи Копиевича
XII Международная научная конференция «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ» (Москва). Доклад: Новые сведения о жизни и деятельности Ильи Копиевского в Амстердаме
V Круглый стол «Автобиографические записи, дневники и мемуары в рукописной традиции XVII – начала XX века» (Санкт-Петербург). Доклад: Рассказы о себе в России раннего Нового времени как социальные практики
- 2022
XVIII Международные книговедческие чтения (Минск). Доклад: Европейские научные знания в учебниках Ильи Федоровича Копиевича
«ПРЕКРАСНАЯ БЫЛА СИЯ САМАЯ ПЕРВАЯ ПЕЧАТЬ: КРУГЛА, МЕРНА, ЧИСТА» Книжная культура эпохи Петра I Международная научная конференция (Москва). Доклад: Подлинник петровской привилегии Тессингу и другие находки в городском архиве Амстердама
Петр I и становление российской науки (Санкт-Петербург). Доклад: Первый издательский проект Петра и его исполнители: новые материалы из нидерландских библиотек и Городского архива Амстердама
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИКА. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ДИСКУРСЫ: СОЕДИНЯЯ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ (Томск). Доклад: Периодизации истории СССР в контексте социальной истории знаний
- 2021
"Я променял все прочие доспехи на эти": о наших выборах в науке (Москва). Доклад: О непостоянстве в выборе исследовательских траекторий, их возможных причинах и условности дихотомии "внутреннее-внешнее"
Всероссийская научная конференция «Чтения памяти Н.И. Басовской» (Москва). Доклад: Составитель и издатель первых русских учебников Илья Копиевский (ок. 1651 – 1714). Неизвестные страницы биографии
Переводы в истории Средневековья и в работе медиевиста (Москва). Доклад: Как рождались первые переводы научных терминов и понятий в русском языке: учебники Ильи Копиевского
- 2020
История: переводить, понимать, оценивать (К юбилею М.А. Юсима) (Москва). Доклад: «Введение краткое во всякую историю» Ильи Копиевского (Перевод, истолкование, компиляция, адаптация, трансляция европейского исторического знания в Россию)
Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования (Всероссийская научная онлайн конференция памяти Виталия Григорьевича Безрогова) (Москва). Доклад: Презентация книги «Детство в европейских автобиографиях. От Античности до Нового времени». Сост. В.Г.Безрогов, Ю.П.Зарецкий, О.Е.Кошелева. СПб., Алетейя, 2019.
- 2019
Comparative history days (Санкт-Петербург). Доклад: First Printed Overviews of World History for “Slavonic-Russian People” (A Contribution to the Social History of Historical Knowledge Across Borders)
Всероссийская научная конференция с международным участием «Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б.Г. Могильницкого)» (Томск). Доклад: История от первого лица: новые подходы к изучению личных свидетельств
Вызов времени: становление централизованных государств на Востоке и Западе Европы в конце XV – XVII в. (Калуга). Доклад: С Востока на Запад: Изменения картины всемирной истории в России XVII в.
- 2018
Life-Stories on the Move: Subaltern Autobiographical Practices from the Early Modern Period to the First World War (Берлин). Доклад: Official Self-Accounts as Means of Governmentality in the Imperial Russia
X International Conference of the Study Group on Eighteenth-Century Russia (Страсбург). Доклад: Историческое знание в Московском университете до начала XIX в.
Life Stories, Personal Narratives, and Ego-Documents: Problems and Perspectives from German, Central and Eastern European History (Cambridge). Доклад: In Search of the New European Past: Rewriting History in the First Person Singular
- 2017
Семинар Группы восточных, славянских и неоэллинистических исследований, Страсбургский университет (Страсбург). Доклад: Моя жизнь для государства: Делопроизводственные автобиографии советских граждан
Опыт работы
Работал учителем истории и английского языка в средней школе, затем преподавателем истории и обществоведения в музыкальном училище, преподавателем всеобщей истории в педагогическом институте, университете, старшим научным сотрудником, с 2005 г. работаю в ВШЭ.
Информация*
- Общий стаж: 46 лет
- Научно-педагогический стаж: 45 лет
- Преподавательский стаж: 44 года
О себе
В студенческие годы я сначала хотел быть археологом, но потом передумал. Археология преимущественно говорила о материальном мире, созданном человеком прошлого, а мне был интересен именно сам этот человек. И в итоге на старших курсах я увлекся изучением автобиографий и других личных документов итальянского Возрождения. Позднее, уже после защиты кандидатской диссертации, область моих научных интересов стала быстро расширяться. Сначала это были личные свидетельства, созданные в Западной Европе до начала Нового времени, потом я обратился к древнерусским автобиографическим текстам, к сюжетам Новой и Новейшей истории, не связанным с автобиографией. Все эти занятия сопровождались размышлениями о «ремесле историка» в наши дни.
Сегодня область моих научных интересов охватывает три широкие темы: «История культуры европейского Средневековья и раннего Нового времени», «История и теория автобиографии», «Теория и история исторического знания». Хотя ими не ограничивается – жизнь иногда подсказывает настолько захватывающие сюжеты для научных поисков и задает такие неожиданные вопросы, что приходится отвлекаться от основных занятий и осваивать новые области знаний.
На факультете философии Вышки я работаю со дня его основания в 2004 году. Преподаю курсы «Всеобщая история», «История западных цивилизаций», «Западноевропейская автобиография как историко-культурный феномен», «Academic communication and writing», «Basic Forms of Student Writing in Contemporary Universities» (на английском языке) и другие. Руковожу научно-учебной группой междисциплинарных исследований автобиографии, участниками которой вместе со студентами и аспирантами являются известные российские и зарубежные ученые.
Начиная с 1995 года периодически работал в качестве приглашенного исследователя и профессора в американских и европейских университетах и научных центрах. Абсолютно убежден, что этот зарубежный опыт оказался исключительно важен и полезен для моей научной и преподавательской деятельности.
Приглашенный исследователь/профессор
University of Tübingen; University College, London; University of Helsinki; University of Sheffield; University of St Andrews; University of California, Berkeley; Columbia University, New York; European University Institute, Florence; Central European University, Budapest; Universidad de Deusto, Bilbao; Max-Planck-Institut für Geschichte, Göttingen; Maison des sciences de l'homme, Paris; Collegium Budapest.
Лекции и семинары в зарубежных университетах и научных центрах
University of Strasbourg; University of Glasgow; Finnish Literature Society; University of Tampere; University of Helsinki, University of Sheffield, University of St Andrews, University of California (Berkeley), University of California (Riverside), Montclair State University, Universidad de Deusto (Bilbao), University of Amsterdam, Central European University (Budapest), Collegium Budapest, Eötvös Loránd University (Budapest), University of California (Los Angeles), University of Maryland (College Park), California State University (Stanislaus)
Исследовательские проекты
Russian Modernisation: Philosophical and Cultural Interpretations (Finnish Centre of Excellence in Russian Studies) (2014-2016); Забытые историки, забытая история: Био-библиографическое исследование (Научный фонд НИУ ВШЭ, 2015-2016); Автобиографии раннего Нового времени: Историко-культурные контексты и социальные практики (Научный фонд НИУ ВШЭ, 2013-2014); Историческое знание в российском университете: Происхождение настоящего (Научный фонд НИУ ВШЭ, 2012-2013); Субъект и культура: основы междисциплинарного исследования проблемы (Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, 2012); First-Person Writing, Four-Way Reading (European Science Foundation, 2011); Субъективность и идентичность (ЦФИ ГУ-ВШЭ, 2010);
Автобиографические свидетельства эпохи Возрождения: проблемы историко-культурной интерпретации (Научный фонд ГУ-ВШЭ, 2010-2011);
Geschichtliche Grundbegriffe: Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland (Deutsche Historische Institut in Moskau, Volkswagen Stiftung, 2009-2013); История от первого лица: исследование личных свидетельств в современной зарубежной историографии (Научный фонд ГУ-ВШЭ, 2009/2010); First Person Writings in European Context (Paris IV, European Science Foundation, 2008-2010)
Международные исследовательские гранты
Carnegie Fellowship (2016); Kone Fellowship (2013); Erasmus Mundus Scholar Fellowship (2012); CEU-HESP Professorial Fellowship (2009); Erasmus Mundus Triple I Short-term Fellowship (2008); Max-Planck-Institut für Geschichte Short-term Fellowships (2004, 2005, 2006); Maison des sciences de l’homme Short-term Fellowships (2004, 2006); Collegium Budapest Senior Fellowship (2002 – 2003); Research Support Scheme Research Grant (1997 – 2000); Fulbright Senior Fellowship (1995 – 1996); Regional Scholar Exchange Program Fellowships (1995, 2000)
Знания, полученные в Высшей школе экономики - бесценны
Студентка 3 курса образовательной программы - Евгения Бейнштейн, победила во Всероссийском конкурсе учителей истории «История в школе: традиции и новации». Церемония проходила в Доме Российского исторического общества. Организаторами конкурса выступили Фонд «История Отечества» и Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания».
Двенадцатое заседание Научного семинара Школы философии и культурологии
На заключительном в этом году заседании Научного семинара Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Юрий Петрович Зарецкий представил свою статью «Confessing to Leviathan: The Mass Practice of Writing Autobiographies in the USSR». В ходе обсуждения участники сравнили «делопроизводственные автобиографии», являвшиеся повседневной советской практикой, с западными аналогами admission essay и CV, оценили философский потенциал изучения подобных документов и задались вопросом, один ли Левиафан у разных сообществ модерна.
Покайся и работай
Что общего между исповедью
и советскими автобиографиями
Юбилей Юрия Петровича Зарецкого
1 октября юбилей Юрия Зарецкого, профессора Школы философии НИУ ВШЭ.
Составлен аннотированный указатель электронных библиотек по философским наукам
Аннотированный указатель составлен студентами второго курса Школы философии. Указатель содержит наименования и ссылки на электронные ресурсы, дифференцированные по временным и тематическим категориям. Приведенное к каждой библиотеке краткое описание призвано облегчить пользователю поиск необходимой информации. Указатель составлен в апреле 2015 года студентами 2-го курса в рамках учебной практики (Руководители Ю.П. Зарецкий и А.Л. Беграмбеков).
Ю.П. Зарецкий - победитель конкурса "Учитель-ученики" 2010-2011
27.11.2009 Проект Ю.П. Зарецкого поддержан Советом Программы "Научный фонд ГУ-ВШЭ"