Накрылись таможенным экстазом
...Леонид Косалс (эксперт Высшей школы экономики, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН) так объяснял нам этот феномен:
- Каждый клан (в том числе и лидирующий в стране), занимая определенную нишу, стремится к расширению сферы влияния, захватывая посты в государственном аппарате...
По словам президента РФ, бизнес и таможня "слились в экономическом экстазе" окончательно
В апреле достигла пика гигантская волна уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды, которой способствовали разного рода таможенники. Стихийное бедствие обрушилось на большие и малые таможни в десяти российских регионах после апрельского тезиса президента Путина. На совещании с членами правительства он задал риторический вопрос, ставший хитом телевизионных программ: "Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются в экономическом экстазе?". После чего Генпрокуратура, ФСБ и МВД бросились разъединять тех, кто слился, ломать им весь экстаз и рапортовать об успехах.
Тут в одночасье выяснились страшные вещи: оказывается, отдельные сотрудники Дальневосточной таможни практически без досмотра, за наличные доллары пропускали "товары хозяйственной группы". На Ярославской таможне опять же отдельные сотрудники бесконтрольно оформляли автомобили. На Внуковской и Домодедовской - ширпотреб. На Северо-Западной и Выборгской два офицера залезли с ногами в таможенную базу данных и меняли там информацию о товарах, понятно, что в сторону уменьшения. А что творилось в других уголках страны, вообще словами не передать: там "оказывали содействие в уклонении от уплаты таможенных платежей".
Глаза Генпрокуратуры и ФСБ открылись как раз в районе 10 апреля, когда российский президент поразил их уши необычным для протокола словом "экстаз". Однако Владимир Путин забыл сообщить о том, что экстаз этот был, как бы это приличнее выразиться, групповым. То есть в деле транспортировки грузов через границу и прочих похожих делах с бизнесом сливались не только сотрудники таможенных органов, но и ФСБ, и прокуратуры. Да и сам президент кое-что знал. Об этом свидетельствуют материалы уголовных дел, о которых сейчас самое время напомнить.
Дело о контрабанде китайского ширпотреба, о котором сейчас так победно отчитались и который как будто исключительно благодаря таможенникам шел железнодорожным транспортом в Москву и продавался на Черкизовском рынке, имеет один значительный нюанс. Китайская контрабанда могучим потоком шла в адрес закрытого склада временного хранения (в/ч 54729), обслуживающего центральный аппарат ФСБ РФ. Товар получал сотрудник ФСБ с удостоверением ПЖ N 066631. Об этом свидетельствуют материалы уголовного дела N 290720, возбужденного еще в прошлом году Следственным комитетом при МВД России (подробнее - "Новая газета" N 36, 46 за 2005 год). Дело возбудили в апреле. А в мае (по странному совпадению) в действующий резерв отправили замдиректора ФСБ Владимира Анисимова. Его знакомый Сергей Шишин, замдиректора ФСБ, курирующий в том числе и хозяйственную деятельность, сохранил свой пост. Впрочем, Анисимову нашлось место в Гостехкомиссии при президенте РФ.
После того как Генпрокуратура забрала уголовное дело о китайской контрабанде и передала для дальнейшего расследования в ФСБ, о разбирательстве ничего не было слышно. И вот теперь последовала реляция, что перекрыт крупный канал контрабанды из Китая и задержаны сотрудники таможни.
Отчеты Генпрокуратуры РФ о борьбе с контрабандой, думается, можно уверенно отнести к разряду "пчелы против меда". Именно в Генпрокуратуре не так чтобы очень давно закрывали уголовное дело по факту контрабанды мебели, поступавшей в магазины "Гранц" и "Три кита". Затем под давлением депутатов Госдумы РФ, среди которых особую роль сыграл Юрий Щекочихин - зам главного редактора "Новой" , уголовное дело возобновили. Но расследуют уже который год без предъявления обвинений кому бы то ни было.
Между тем в материалах уголовного дела есть протоколы санкционированного судом прослушивания телефонных переговоров основных контрабандистов. В них ясно названы суммы, которые платили сотрудникам прокуратуры за прекращение уголовного дела. Должностные лица МВД в суде давали показания о том, что, по их данным, прокурорским принесли порядка миллиона долларов. Но процессуальных последствий не было никаких.
Наконец российский президент, автор крылатого выражения про "экономический экстаз" таможни и бизнеса, взял это дело о контрабанде мебели под личный контроль. В свое время он заявил об этом на совещании силовиков. Президентский контроль не имел результата. Более того, в материалах дела появились протоколы телефонных переговоров контрабандистов, где они утверждали, что главному фигуранту мебельного разбирательства устраивали личную встречу с президентом.
При таких обстоятельствах об экстазе, в котором слились представители бизнеса и госструктур, Владимир Путин знает не понаслышке. Но почему кампания по борьбе со злом, угнездившимся на таможне, развернута только сейчас, в апреле 2006-го?
Как ни странно, в марте этого года выяснилось, что, несмотря на строжайший запрет на ввоз грузинских и молдавских вин, российские таможни продолжают их пропускать. Причем не только в Новосибирской, Брянской, Орловской и Калужской областях, но даже и в Москве. Каким бы ни было смехотворным и политическим решение о запрете на ввоз алкоголя из Грузии и Молдовы, это было государственное решение, принятое, скорее всего, на президентском уровне. Однако российская таможня стала вполне самодостаточной, то есть отдельный личный бизнес в ней оказался важнее высочайшего распоряжения. И запретное вино полилось (только в районе Новосибирска - около 81 тонны), хотя сверху приказали остановить. Проще говоря, личный бизнес госслужащих окреп настолько, что стал игнорировать политические ходы президента, за что теперь и расплачивается.
Комментарии экспертов
Руководитель завершенного проекта "Экономическая деятельность сотрудников правоохранительных органов" Леонид Косалс (эксперт Высшей школы экономики, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН) так объяснял нам этот феномен:
- Каждый клан (в том числе и лидирующий в стране), занимая определенную нишу, стремится к расширению сферы влияния, захватывая посты в государственном аппарате. Цель в том, чтобы люди на этих постах действовали в интересах своего клана, направляя в нужные стороны финансовые потоки, пробивая выгодные и блокируя невыгодные решения. Однако это расширение имеет свои границы, так как оно может привести к потере управляемости, когда лидер перестает контролировать происходящее в той или иной организации, которая начинает работать сама на себя. Тогда, чтобы вернуть управляемость, необходимыми становятся периодические перетряски кадров, выдвижение новых людей, перевод "старых соратников" на новые места.
Замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев считает такую модель достаточно реалистичной, но говорит о том, что в настоящее время мы наблюдаем встречный процесс - чиновники становятся бизнесменами точно так же, как бизнесмены - чиновниками:
- Разумеется, спустя некоторое время происходит привыкание госслужащего к своей должности, и возникают вполне определенные издержки - в частности, управляемость становится менее эффективной. Но власть не может реагировать на это слишком часто, процесс довольно затратный.
Таможня - одна из зон риска. Направление, в котором нам необходимо следовать, определено: это увеличение прозрачности, уменьшение сфер, где закон оставляет чиновнику возможность по своему усмотрению принимать одно или прямо противоположное решение. Однако неизбежны и периодические встряски, которые мы сейчас наблюдаем. Я считаю их продуктивными.
В других странах не дожидаются скандальных ситуаций. Действует система мер, которые позволяют избегать таких проблем. К примеру, горизонтальное перемещение (смена места работы без изменения должности), допустим, с интервалом в два года. Думаю, и нам необходимо искать, заимствовать и развивать такие формы, как, например, горизонтальная ротация.